М3А ч.1 с.37 (Аргинская)
В учебнике Аргинской малоупражнений на ознакомление с темой «Деление с остатком».
Задание№72 (задача с объяснением)
М3А ч.1 с.38
Задание №74
М4Д ч.2 с.58 (Демидова)
В учебнике Демидовой на с.58 представлена новая тема и дано несколько упражнений. (не показано, как нужно решать данные задания)
М4Д ч.2 с.60
На с.60 представлена новая тема и дано к ней несколько заданий (как решать задания не показано)
М4И ч.1 с.38
М4И ч.1 с.39
На с.38 -39 представлены упр., где учащихся знакомят с деление с остатком.
М4П ч.1 с.32 (Петерсон)
М4Ч ч.1 с.51 (Чекин)
В учебнике Чекина на с.51 начинаю изучать тему деление с остатком. Дана задача при изучении темы.
6. С каким правилом знакомят учащихся в этот период? Каким образом? Найдите эти страницы в учебниках математики. Приведите примеры заданий для вывода и закрепления этого правила.
На следующем уроке М3М, ч.2, стр.27 выводят правило:
«При делении остаток всегда меньше делителя».
Для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задания:
а) Найди остатки при делении на 2. Сделай рисунки и закончи каждую запись.
9:2 (4, остаток 1)
10:2 (5 остаток, 0)
11:2 (5, остаток 1)
Дети по рисунку заканчивают записи, затем сравнивают получившиеся остатки с делителем 2. Это 0 и 1, они < 2, следовательно, остаток меньше делителя.
б) Аналогично делим на 3 и для этого строим модели в тетради или на парте.
6:3
7:3
8:3
9:3
Сравниваем остатки с делителем (получаем 0, 1, 2 < 3), следовательно, получаем такой же вывод: остаток меньше делителя.
в) Аналогично делим на 4 и для этого строим модели.
8:4
9:4
10:4
11:4
Сравниваем остатки с делителем (0, 1, 2, 3< 4), следовательно, получаем такой же вывод.
г) Делаем общий вывод: остаток всегда меньше делителя.
Затем предлагаем задания на закрепление этого вывода:
- Может ли при делении на 6 получиться остаток 7? (нет, так как остаток всегда меньше делителя).
- Какие остатки могут получиться при делении на 8?
и т.д.
М3А ч.1 с.43 (Аргинская)
На с.43 знакомят с новым правилом «Сколько раз меньшее число содержится в большем». Приведены две задачи и дано само правило.
М3А ч.1 с.47
На с.47 дано задание, где нужно выполнить действие деление, и сравнить остатки с делителем, и самим сделать вывод.
М3А ч.1 с.48
На с.48 знакомят еще с одни правилом.
М4И ч.1 с.40
На с. 40 дано правило и упр., где данное правило применяется.
М4Ч ч.1 с.54-55
На с. 54 изучают неполное частное и остаток. На с.55 дано правило на нахождение делимого с помощью неполного частного и остатка.
М4Ч ч.1 с.56-57
На с.56-57 знакомят с новыми правилами про остаток.
М4Ч ч.1 с.60 -61
На с.60 -61 изучат, когда делимое меньше делителя, так же дано правило.
7. Найдите в различных учебниках математики страницы, на которых изучают алгоритмы (приемы) деления с остатком. Сделайте сравнительный анализ методических подходов к изучению данных приемов в различных учебниках математики для начальных классов.
На страницах М3М, ч. 2, стр. 28 - 29 детей знакомят с алгоритмами деления с остатком. До с. 28 результат находили практическим путем, а это неудобно (модели)
М3М, ч. 2, стр. 28
М3М, ч. 2, стр. 29
ПРИЕМ 1. Такую таблицу можно повестить рядом с доской, чтобы дети учились так рассуждать.
32:5=
1) 32 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 32 делится на 5 без остатка. Это 30.
2) Найдем частное: 30:5=6
3) Найдем остаток: 32 – 30=2; 2<5, следовательно, частное и остаток нашли правильно.
32:5= 6 (ост. 2)
Т. О.: 1) Таблица умножения и деления.
2) Правило: при делении остаток всегда меньше делителя.
3) Вычитание в пределах 100.
ПРИЕМ 2.
34:9=
Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.
Надо 34 разделить на 9. Попробуем в частном 2. Проверяем: 9*2= 18. Найдем остаток и сравним его с делителем. 34-18=16, 16>9, значит 2 мало.
Пробуем в частном 3. Проверим: 9*3= 27. 34-27=7, 7<9, значит частное 3, а остаток 7. Значит, 34:9= 3 (ост. 7)
Т.О такая же как в приеме №1
1) Таблица умножения и деления.
2) Правило: при делении остаток всегда меньше делителя.
3) Вычитание в пределах 100.
Далее дают упражнения на закрепление.
Результат находят с помощью 1 или 2 алгоритма. Найти в учебниках самостоятельно.
На стр. М3М, ч. 2, стр. 31 разбирают частный случай, когда делимое меньше делителя.
_3 4 3:4=0 (ост. 3) Объясняем либо по 1, либо по 2 приему
0 0
На стр. М3М, ч. 2, стр. 32 разбирают проверку деления с остатком.