Как оформить тьютора для ребенка законодательно




 

Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать его постоянное сопровождение в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на время адаптации). Однако следует признать, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно добиться реализации такой услуги на практике. И все же, если родители будут настойчивы в востребовании прав своих детей в органах социальной защиты населения, их сотрудникам придется учесть запросы родителей. Если же родители будут пассивны, органы соцзащиты так и не узнают о потребностях детей и никаких положительных изменений не произойдет. Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка. Данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе прежде всего будет полагаться на мнение ПМПК.

 

На данный момент родителям приходится добиваться от ПМПК или бюро МСЭ записи о необходимости услуги по сопровождению в их заключениях или в ИПР. И здесь наименее весомым аргументом оказывается мнение родителя, поскольку это – его субъективная оценка ребенка (за исключением, пожалуй, явных двигательных ограничений: передвижение в коляске; самостоятельно, но при поддержке взрослого; зрительных, слуховых ограничений; иных ограничений моторики). Поэтому, как и в других случаях, родителям желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации к условиям обучения) ребенок нуждается в помощнике. При этом желательно описать, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.
Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

 

Если законные представители ребенка обращаются в образовательное учреждение за содействием в получении услуг по сопровождению, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается за решением вопроса к учредителю. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть единый помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса.

 

При решении рассматриваемого вопроса необходимо опираться на следующие положения нормативных актов:
– в соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и/или психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
– в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При решении вопроса о том, каким образом реализовать право ребенка с особенностями развития на услуги по сопровождению в процессе получения образования, возможно также применение законодательства о социальном обслуживании населения. Для этого необходимо обратиться в территориальное управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению, чтобы понять, в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги, социально-психологические услуги, социально-экономические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги).


ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями. Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта. Пункт 4.1.2.3 указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.
Таким образом, учреждение социального обслуживания обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями в том числе и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.
Так, например, согласно статье 3 Закона г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», органы государственной власти г. Москвы создают условия для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья образования любого уровня в государственных образовательных учреждениях, в том числе путем предоставления возможности пользования услугами помощников на основании рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или медицинского заключения. При этом в соответствии со статьей 23 указанного Закона обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья услугами помощников осуществляется в соответствии с индивидуальными штатными расписаниями государственных образовательных учреждений в пределах средств на обеспечение основной деятельности.

Выдержка из приказа Министерства образования от 30 августа 2013 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

п.29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

П.32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

рекомендации Минобра и Елены Клочко:
если тьютора не вписываются в заключение: Подписывать отказ от заключения Пмпк и прямо в подписи указывать "в связи с отказом в предоставлении положенного по "Закону об образовании в РФ" ассистента, необходимого для создания специальных образовательных условий моему ребенку ______________, прошу письменно указать причину отказа в сроки, установленные гражданским законодательством"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: