Наглядные пособия и дидактический материал




ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Нумерация

В итоге работы над темой дети должныовладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

уметь образовывать числа из десятков и отдельных единиц и правильно называть числа в пределах 100;

— уметь выделять в числе десятки и отдельные единицы и правильно его записывать;

— знать порядок следования чисел при счете и уметь практически выполнять счет предметов по одному и используя группировку предметов в десятки;

— уметь сравнивать числа, используя разные знания по нумерации: 34 меньше, чем 35, так как при счете 34 называют раньше, чем 35; 49 меньше, чем 94, так как 4 десятка меньше, чем 9 десятков;

— уметь складывать и вычитать числа на основе знания: 1) натуральной последовательности: 89 + 1, 90 – 1; 2) десятичного состава чисел: 20 + 5, 25 – 5, 25 – 20; уметь заменять число, содержащее десятки и единицы, суммой разрядных слагаемых: 78 = 70 + 8;

— иметь конкретные представления о новых единицах длины — миллиметре и метре, усвоить соотношения между изученными единицами (1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм, 1 м = 100 см), научиться находить длину предметов с помощью как одной, так и двух единиц длины, а также заменять одни единицы другими;

— знать, что в 1 р. содержится 100 к., научитьсянабирать 1 р. одинаковыми и разными монетами.

Как уже отмечалось, в процессе изучения этой темы повторяется материал I класса: отрабатываются навыки табличного сложения и соответствующих случаев вычитания, закрепляются умения решать простые и составные задачи, выполняются упражнения с геометрическими фигурами (отрезком, ломаной, многоугольником).

По учебнику на изучение нумерации отводится 16 уроков (см. «Примерное распределение материала», с. 92), однако в зависимости от особенностей конкретного класса учитель может несколько изменить время работы над данной темой.

Наглядные пособия и дидактический материал

Демонстрационные пособия

1. Пучки — десятки палочек и отдельные палочки для демонстрации образования и десятичного состава двузначных чисел. С этой же целью можно использовать полоски с кружками или треугольниками для иллюстрации десятков (10 полосок по 10 фигур) и единиц (полоски с 1, 2,..., 9 фигурами). Иногда вместо полосок используют карточки-прямоугольники с изображением числовых фигур (точек) для иллюстрации единиц и карточки-треугольники, изображающие десятки (пособие предложено Л. Г. Петерсон).

2. Абак — таблица с двумя рядами карманов и надписями «Десятки», «Единицы» (рис. на с. 8 учебника) для иллюстрации позиционного принципа записи двузначных чисел.

3. Модель метра, на которой выделены дециметры и сантиметры для иллюстрации отдельных чисел (например, 32 см — это 3 дм и еще 2 см) и для иллюстрации натурального ряда чисел.

4. Карточки с цифрами 0, 1, 2,..., 9 и числами 10, 20, 30,..., 90 для образования двузначных чисел и замены двузначных чисел суммой разрядных слагаемых.

Индивидуальные пособия

1. Пособие, с помощью которого учащиеся могут иллюстрировать образование и десятичный состав двузначных чисел (пучки палочек и отдельные палочки или их рисунки).

2. Карточки с цифрами 1, 2,..., 9 и числами 10, 20,..., 90.

3. Модель метра с выделением дециметров и сантиметров, изготовленная самими учащимися.

На первом уроке при ознакомлении детей с учебником выясняют, что можно узнать по обложке, титульному листу, оглавлению. Опираясь на с. 3, можно не только прочитать название темы, но и узнать, кто уже умеет считать до ста, читать и записывать числа, бóльшие 20, и т. п. Дети, как правило, проявляют большой интерес к новым числам, однако на первых уроках учебник рекомендует повторить основные вопросы нумерации на изученном материале.

Упорядочивая числа (с. 4, № 1; с. 5, № 1), дети читают их, сравнивают («Какое число самое маленькое? Какое самое большое?»), объясняют десятичный состав отдельных чисел («Сколько десятков и отдельных единиц в числе 15? в числе 19?»); вспоминают правила записи двузначных чисел, объясняя, на каком месте, считая справа налево, записывают единицы, а на каком — десятки. Здесь же отрабатывается знание порядка следования чисел при счете («Какое число называют при счете перед числом 3? числом 13? числом 23? Какое число называют при счете после числа 6? числа 16? числа 36?» и т. п.).

Дети читают и записывают числа, образуют числа из десятков и единиц, называют десятичный состав двузначных чисел, объясняют значение цифр в записанных числах.

Вводятся понятия и термины «однозначное число» (содержит только единицы и записывается одной цифрой) и «двузначное число» (обязательно содержит десятки, записывается двумя цифрами, поэтому 01, 02 не являются двузначными числами). Так как, рассматривая ряды чисел (с. 9, № 2), ученики встретятся с числом 100, то можно обратить внимание на его запись: использованы три цифры, это самое маленькое трехзначное число, первое в ряду трехзначных чисел.

Сравнивая двузначные числа (с. 9, № 3), дети опираются на десятичный состав этих чисел: 16 — это 1 дес. и 6 ед., 60 — это 6 дес., 1 дес. < 6 дес., значит, 16 < 60. Так как названия этих чисел схожи (многие дети не различают их на слух), следует и в дальнейшем почаще включать в устные упражнения сравнение чисел второго десятка и чисел — круглых десятков (13 и 30, 15 и 50 и т. п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: