Инструкция: ИНСТРУКЦИЯ Основная часть




СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ (часть 1)

 

Для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2017 году подготовку по образовательной программе высшего медицинского образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности

«Фармация» СИТУАЦИОННАЯ

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6 [K002141]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку города обратилась женщина пожилого возраста с жалобой на головную боль. Локализация боли размыта. При опросе выяснилось, что посетитель принимает регулярно препараты, снижающие давление, из группы блокаторов кальциевых каналов. Больная отмечает отеки голеней.

 

Вопросы:

 

1. Возможно ли симптоматическое лечение в данной ситуации?

 

2. Назовите ЛП безрецептурного отпуска обезболивающего действия первой линии, к каким фармакологическим группам относятся.

 

3. Расскажите о походах к обезболиванию.

 

4. Механизм действия Ибупрофена, правила приема данной группы ЛП.

 

5. Является ли обоснованным применение НПВС в суппозиториях? Правила изготовления суппозиториев в условиях аптеки.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 9 [K002144]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К провизору обратился пожилой мужчина с просьбой помочь в выборе наружных обезболивающих средств для лечения остеоартроза.

 

Вопросы:

 

1. Каковы подходы к симптоматическому лечению остеоартроза?

 

2. Опишите местное применение наружных средств при остеоартрозе, согласно классификации по фармакологическому действию.

 

3. Необходимо ли уточнять прием НПВП внутрь?

 

4. Приведите классификацию наружных средств для лечения остеоартроза по технологическим признакам.

 

5. Принципы выбора мазевой основы при изготовлении мазей разного действия.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 12 [K002147]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратилась молодая женщина с жалобами на изжогу, возникающую при нарушении диеты.

 

Вопросы:

 

1. Какие подходы к симптоматическому лечению изжоги существуют?

 

2. Какой симптоматический эффект присущ антацидным средствам? Классификация антацидных средств. Наиболее частый побочный эффект антацидных средств.

 

3. Назовите правила отпуска и хранения ЛП из группы антацидных средств.

 

4. В каких лекарственных формах выпускаются антацидные средства?

 

5. Особенности изготовления суспензий из гидрофильных веществ в аптечной практике.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 14 [K002150]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Посетительница аптеки сообщила провизору, еѐ обслуживающему, что у неѐ понос, который продолжается второй день. Она связывает его появление с приѐмом некачественной пищи. Частота стула более 5 раз в сутки, сопровождается спазмами внизу живота.

 

Вопросы:

 

1. Тревожные симптомы, при которых необходимо направить посетительницу к врачу.

 

2. Каковы подходы к лечению диареи?

 

3. Назовите основные группы ЛП безрецептурного отпуска, которые можно рекомендовать клиентам с диареей. Дайте им функциональную характеристику.

 

4. Сформируйте 2 пакета предложений клиенту для симптоматического лечения диареи. Опишите преимущества.

 

5. Изготовление раствора Рингера. Предназначение данной лекарственной формы.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 17 [K002153]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратилась женщина с рецептом на комбинированный ЛП, выписанный по группировочному названию: Амлодипин 5 мг + Аторвастатин 10 мг. Форма рецептурного бланка 107–1/у. Рецепт оформлен в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет все необходимые реквизиты. Провизор предложил к отпуску комбинированный ЛП «Кадуэт».

Посетительница поинтересовалась у провизора, можно ли приобрести только

«Амлодипин», который она принимала ранее и с помощью которого поддерживались необходимые показатели артериального давления? «Кадуэт» ей был назначен впервые. Провизор сообщила, что по данному рецепту замена «Кадуэта» на «Амлодипин» не является равноценной.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится «Кадуэт»?

 

2. В каких случаях назначается комбинация Амлодипин+ Аторвастатин?

 

3. Почему возникла необходимость в назначении?

 

4. Какую информацию следует предоставить пациентке в отношении выписанного

ЛП?

 

5. Есть ли варианты оказания лекарственной помощи в рассматриваемой ситуации?


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 19 [K002155]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В отдел рецептурного отпуска обратился пациент с рецептами на Лизиноприл 10 мг

№ 30 и Амлодипин 5 мг № 30, принимать препараты по 1 таблетке 1 раз в день. Рецепты оформлены в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ от 20.12.2012 № 1175н. У пациента возник вопрос о возможности регулярного получения препаратов по данному рецепту в связи с отсутствием времени для похода к врачу. Провизор объяснил пациенту, что для продления срока действия данных рецептов медицинскому работнику необходимо сделать пометку «Пациенту с хроническим заболеванием» и указать срок действия рецепта и периодичность отпуска из аптеки. Провизор отпустил препараты и вернул рецепты пациенту.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относятся Лизиноприл и Амлодипин? Какие фармакологические эффекты характерны для препаратов этой группы?

 

2. Какой механизм действия Лизиноприла?

 

3. За счет чего Амлодипин снижает артериальное давление? Рационально ли сочетание Лизиноприла и Амлодипина при артериальной гипертензии?

 

4. Укажите основные побочные эффекты, возможные при применении данных препаратов.

 

5. Как врачу необходимо заверить назначение «Хроническому больному»?


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 21 [K002157]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Многопрофильная городская клиническая больница города В. имеет в своем составе аптеку, осуществляющую организацию обеспечения пациентов клиники лекарственными препаратами и перевязочными средствами, медицинскими изделиями, средствами гигиены и ухода за больными. В аптеку обратилась старшая медицинская сестра травматологического отделения с требованием, выписанным на получение 40 ампул 1%-ного раствора для инъекций Морфина и 50 капсул Трамадола (Трамала) для оказания медицинской помощи в отделении. Норматив в отделении травматологии установлен 17 г на 1 койку в год. Требование выписано на русском языке и имеет все необходимые реквизиты. Однако провизор отказал старшей медицинской сестре в выдаче указанных препаратов.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относятся Морфин и Трамадол? Какие фармакологические эффекты характерны для препаратов этой группы?

 

2. Каким препаратом следует воспользоваться при передозировке этими средствами? В чем состоит принцип его действия?

 

3. Каков порядок оформления требований-накладных на лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету?

 

4. Укажите порядок хранения препаратов, включенных в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в аптеке медицинской организации.

 

5. Какой метод используется для определения потребности в Морфине? Объясните методику расчета требуемого количества препарата на год для травматологического отделения на 50 коек.


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 22 [K002158]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку города В. обратилась женщина с рецептом на трансдермальную терапевтическую систему фентанила, выписанным на рецептурном бланке по форме №

148-1/у-04(л), оформленным в соответствии с требованиями нормативных документов.

Посетительница поинтересовалась у провизора, как правильно следует использовать данную лекарственную форму. Провизор сообщил, что препарат следует наносить на неповрежденный участок кожи с минимальным волосяным покровом, который предварительно необходимо вымыть водой без применения каких-либо моющих или косметических средств. Провизор также предупредил пациентку, что наклеивать пластырь на одно и то же место можно только с интервалом в несколько дней. После консультации провизор отпустил препарат пациентке бесплатно. Однако, в конце рабочего дня, осуществляя предметно-количественный учет наркотических лекарственных препаратов, директор аптеки увидел принятый провизором рецепт. Он сделал провизору замечание и объяснил, что, отпустив по такому рецепту лекарство, провизор допустил ошибку.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится Фентанил? По каким показаниям применяют препараты данной группы?

 

2. В чем состоит особенность трансдермальной терапевтической системы как лекарственной формы?

 

3. Перечислите требования к оформлению рецептов и отпуску данного лекарственного препарата.

 

4. Каков порядок учета Фентанила в аптеке?

 

5. Укажите сроки действия и сроки хранения в аптеке рецепта после отпуска

Фентанила в виде трансдермальной терапевтической системы на льготных условиях.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 24 [K002160]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Аптечная организация «Флора» изучает размер спроса населения на лекарственный препарат «Витрум» и факторы, влияющие на него. Данный препарат аптека получает с аптечного склада, который часто допускает перебои в поставке. В этом случае при отсутствии препарата «Витрум» предлагается замена. В результате изучения спроса выделенной группы потребителей по критериям: доход, возраст, образование, установлено, что коэффициент ценовой эластичности составляет - 3,0, а коэффициент подоходной эластичности равен + 5,0.

 

Вопросы:

 

1. Укажите фармакотерапевтическую группу препарата «Витрум», предложите замену препарата.

 

2. Классификация витаминов в зависимости от их растворимости.

 

3. Назовите витаминные лекарственные растительные препараты. Укажите растительные источники соответствующих субстанций растительного происхождения (ЛРС). Как хранится лекарственное растительное сырье морфологической группы «Плоды»?

 

4. Назовите виды спроса по степени их удовлетворения и методики их расчета.

 

5. Определите уровень логистического канала товародвижения. Назовите критерии выбора поставщика.


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 25 [K002163]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Посетитель обратился в отдел безрецептурного отпуска аптеки за таблетками

«Андипал» и просит 5 упаковок. Фармацевт отказала в отпуске «Андипала» в таком количестве. Не найдя книгу жалоб и предложений в торговом зале, посетитель обратился к директору аптеки с жалобой. Посетитель вместе с директором вернулся в отдел безрецептурного отпуска, где в это время стоящие в очереди посетители раздраженно перечисляли недостатки в оформлении витрин отдела: лекарственные препараты расположены таким образом, что ценники закрывают их наименования, большая часть витрин занята препаратами группы противогрибковых, противозачаточных препаратов, а также препаратов для снижения веса, для лечения желудочно-кишечных заболеваний, дорогостоящей лечебной косметикой, в то время как лекарственные препараты для лечения сезонных респираторных заболеваний и гриппа расположены в самом дальнем углу и их с трудом можно обнаружить.

 

Вопросы:

 

1. На какие ЛП безрецептурного отпуска установлены нормы отпуска?

 

2. Имеют ли место в аптеке нарушения принципов мерчандайзинга? Если да, то какие?

 

3. Опишите основные фармакологические эффекты препарата «Андипал». Укажите состав препарата.

 

4. Какие ЛП Вы сможете предложить покупателю при отсутствии «Андипала» в аптеке? Обоснуйте свой выбор. Какие рекомендации по приему этих ЛП Вы дадите покупателю?

 

5. Какие документы должны быть в торговом зале аптеки? Какое решение примет заведующий аптекой, если покупатель напишет жалобу на фармацевта, отказавшегося отпустить 5 упаковок «Андипала»?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 26 [K002165]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился мужчина средних лет, страдающий острым респираторным заболеванием, с рецептом, содержащим следующую пропись:

Rp.: Inf. herbae Thermopsidis ex 0,6 - 200,0

Natrii hydrocarbonatis 4,0

Liquoris Ammonii anisati 4 ml

M.D.S. По 1 столовой ложке 3–4 раза в день.

Пациент попросил провизора-технолога, кроме выписанного лекарственного препарата, порекомендовать дополнительное средство для облегчения сильного кашля. Провизор-технолог поинтересовался, какой тип кашля беспокоит мужчину: сухой и мучительный или влажный с густой, трудноотделяемой мокротой. Мужчина ответил, что кашель влажный с густой мокротой. Провизор-технолог порекомендовал мужчине приобрести сироп, содержащий экстракт травы тимьяна обыкновенного («Пертуссин»), а также обратиться к врачу-терапевту для более тщательного обследования органов дыхательной системы.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится данный сироп? В состав каких препаратов входит термопсис?

 

2. Как должен быть оформлен к отпуску данный ЛП?

 

3. Назовите латинские и русские названия лекарственного растительного сырья термопсиса ланцетного и тимьяна обыкновенного. От каких производящих растений ведется заготовка сырья (приведите латинские и русские видовые названия растений и семейств)?

 

4. Какие группы действующих веществ обусловливают фармакологическое действие сырья термопсиса и тимьяна?

 

5. Назовите правила и сроки хранения приготовленного препарата в домашних условиях.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 29 [K002169]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

При проведении внутренней проверки аптечного склада уполномоченным по качеству было обнаружено, что в холодильной камере хранятся анатоксин АДС-М, вакцина АКДС, Иммуноглобулин фл., АТФ табл., Амоксициллин табл. Одновременно было установлено, что подготовленные для транспортирования в аптечную организацию вакцины имели оставшийся срок годности 3 месяца. Результат проверки был оформлен протоколом, в котором содержались замечания по организации хранения.

 

Вопросы:

 

1. Какие были сделаны замечания и почему? Какие рекомендации будут целесообразны?

 

2. Как должно быть организовано хранение иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП) на аптечном складе?

 

3. Как осуществляется контроль соблюдения температурного режима при хранении

ИЛП?

 

4. Какие нарушения были допущены на складе при подготовке доставки ИЛП в аптечную организацию?

 

5. Фармакологическое действие АТФ и порядок отпуска из аптек.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 31 [K002171]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

При проведении инвентаризации кодеина было установлено, что фактический остаток на конец октября составил 0,98 г. При этом в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, были сделаны следующие записи: остаток на 1 октября составил 0,3 г; поступление от поставщика 4,0 г; расход по амбулаторной рецептуре составил 1.10 – 0,4 г; 2.10 – 0,2 г; 3.10 - 0,4 г; 30.10 –

0,9 г; 31.10 – 1,4 г.

 

Вопросы:

 

1. Рассчитайте естественную убыль субстанции кодеина, сравните ее с выявленной недостачей, сделайте вывод. Что такое естественная убыль, когда она начисляется?

 

2. Опишите порядок хранения кодеина в рецептурном отделе аптечной организации.

 

3. К какой фармакотерапевтической группе относится кодеин, при каких показаниях его назначают?

 

4. В состав каких комбинированных ЛП входит кодеин? Каков порядок отпуска из аптеки этих ЛП?

 

5. Особенности взаимодействия «Нурофен Плюс» с другими ЛП.


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 32 [K002172]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

При контроле за организацией предметно-количественного учета директор аптеки обнаружила, что зав. рецептурно-производственным отделом ведет учет расхода морфина гидрохлорида, фенобарбитала, феназепама и калия перманганата в журнале учета операций, связанных с обращением ЛС для медицинского применения. Она сделала замечание зав.отделом и депремировала ее.

 

Вопросы:

 

1. Какие лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету?

 

2. Какие нарушения в организации предметно-количественного учета Вы заметили?

 

3. Опишите порядок регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в аптечной организации.

 

4. В чем состоят особенности отпуска, хранения и учета перманганата калия в аптечной организации?

 

5. К какой фармакотерапевтической группе относится фенобарбитал, при каких показаниях его назначают?


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 36 [K002176]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Утром в аптеку «Выздоравливай» обратилась пациентка с просьбой продать ей Гентамицин. Провизор объяснил, что этот препарат отпускается только по назначению врача, и попросил рецепт. Пациентка очень просила дать ей препарат без рецепта, плакала, кашляла и всячески демонстрировала свое нездоровье. Провизор пожалел женщину, отпустил ей лекарство, предупредив о способе приема. Вечером пациентка вернулась в аптеку и потребовала принять обратно ЛС и вернуть ей деньги под предлогом того, что ее дочь тоже купила это лекарство. При этом она утверждала, что провизор грубо нарушил правила отпуска ЛС рецептурного отпуска.

 

Вопросы:

 

1. Каков порядок отпуска антибиотиков? Были ли нарушения в отпуске

Гентамицина?

 

2. Может ли в данной ситуации провизор вернуть деньги и принять ЛП?

 

3. Назовите механизм действия Гентамицина.

 

4. Назовите показания к применению Гентамицина.

 

5. Предложите лекарственные средства для профилактики побочных действий антибиотикотерапии.


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 37 [K002177]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К дежурному администратору аптеки обратился посетитель с просьбой о замене ранее приобретенного им лекарственного препарата «Гордокс» 10 мл № 25 в ампулах по цене 4 932 руб. на лекарственный препарат «Контрикал» фл. № 5 по цене 402 руб.

Посетитель объяснил, что «Гордокс» является для него достаточно дорогим. Кроме этого, посетитель потребовал предъявить ему оригинал сертификата качества на оба лекарственных препарата.

Провизор обменяла лекарственные препараты и вернула посетителю разницу в цене, но отказала в предоставлении сертификатов на лекарственные препараты.

 

Вопросы:

 

1. Охарактеризуйте действия провизора с точки зрения законодательных требований.

 

2. Каков порядок формирования цен на лекарственные препараты, включенные в

Перечень ЖНВЛП?

 

3. Каков порядок подтверждения качества лекарственных препаратов в аптечных организациях?

 

4. К какой фармакологической группе относятся «Гордокс» и «Контрикал», каковы показания для их назначения?

 

5. Какие препарты являются конкурентными и неконкурентными антагонистами ингибиторов протеолитических ферментов?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 38 [K002180]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 


В государственную аптеку № 12 г. К. 12 июня 20


г. обратился посетитель с


рецептом формы № 107-у на лекарственный препарат «Залдиар» таблетки № 20, выписанным 27 мая 20г. городской поликлиникой г. А. Посетитель попросил провизора отпустить 40 таблеток «Залдиара» (Парацетамол+Трамадол), объясняя это тем, что лекарственный препарат назначен онкологичекому больному. Провизор отказала в отпуске лекарственного препарата, объяснив это тем, что рецепт выписан в другом городе.

 

Вопросы:

 

1. Обоснован ли отказ провизора в отпуске лекарственного препарата?

 

2. Каков порядок обеспечения онкологических больных наркотическими лекарственными препаратами для купирования болевого синдрома?

 

3. Какие требования предъявляются к оформлению рецептов на «Залдиар»?

 

4. Что представляет собой «Залдиар»? Почему его анальгетическая активность превосходит таковую «Трамадола»?

 

5. Какими побочными эффектами обладают препараты, входящие в состав

«Залдиара»?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 39 [K002183]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В государственную аптеку № 45 г. М. обратился посетитель с просьбой отпустить

«Коделак» № 10 в таблетках (состав на 1 таблетку: кодеина – 8 мг, натрия гидрокарбоната

– 200 мг, корня солодки порошок – 200 мг, травы термопсиса ланцетного порошок – 20

мг).

Провизор в отпуске отказал, аргументируя отсутствием у больного рецепта. Посетитель написал жалобу в Книгу отзывов и предложений, попросив администрацию проинформировать его о принятых мерах по его жалобе.

 

Вопросы:

 

1. Каков порядок отпуска указанного лекарственного препарата из аптеки?

 

2. Какие группы лекарственных препаратов подлежат предметно-количественному учету?

 

3. Каков порядок работы администрации аптеки с жалобами и предложениями граждан?

 

4. К каким фармакологическим группам относятся вещества, входящие в состав

«Коделака»?

 

5. Назовите классификации отхаркивающих средств - муколитиков и мукорегуляторов и показания к их применению.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 42 [K002186]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку № 23 города Н. поступило требование от многопрофильной клинической больницы на следующие лекарственные препараты и медицинские изделия: грелки резиновые, бинты нестерильные, противостолбнячная сыворотка, Атропина сульфат (порошок), таблетки «Залдиара», Нитроглицерин в табл., Калия перманганат по 3,0, Кальция хлорид в ампулах, Ампициллина тригидрат в табл. и в ампулах, Диклофенак в табл. и ампулах, Феназепам в табл., Лепонекс в табл., Спирт этиловый по 100 мл.

Требование выписано на русском языке, имеет круглую печать медицинской организации и подписано заведующим хирургическим отделением.

 

Вопросы:

 

1. Каков порядок оформления требований-накладных, поступающих в аптечную организацию от лечебно-профилактических учреждений, на указанные лекарственные препараты и медицинские изделия?

 

2. Какие группы лекарственных препаратов подлежат предметно-количественному учету?

 

3. Каков порядок осуществления предметно-количественного учета (порядок ведения журналов)?

 

4. Какие лекарственные препараты из перечисленных в требовании обладают: анальгетической активностью; антиангинальной активностью; анксиолитической активностью; антипсихотической активностью; антибактериальной активностью; противоаритмической активностью? Назвать основные побочные эффекты каждого из препаратов.

 

5. К какой фармакологической группе относится Нитроглицерин? Назвать классификацию данной группы, механизм действия и применение нитратов.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 45 [K002189]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В рецептурно-производственный отдел аптеки поступил рецепт со следующей прописью:

Rp.: Solutionis Natrii bromidi 3% - 200 ml

Tincturae Valerianae 10 ml

Tincturae Leonuri 10 ml

M.D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день.

Провизор изготовил лекарственную форму с использованием бюреточной установки и отпустил пациенту, но в связи с ограниченным сроком годности экстемпоральной лекарственной формы предложил готовый лекарственный препарат аналогичного действия.

 

Вопросы:

 

1. Какими нормативными документами регламентируется изготовление лекарственных форм в аптечных учреждениях?

 

2. Каковы преимущества использования концентрированных растворов в технологии микстур по сравнению с использованием твердых лекарственных веществ?

 

3. Опишите технологию приготовления микстуры по вышеуказанной прописи. Как оформляется к отпуску изготовленная микстура? Каков срок ее годности?

 

4. Каким действием обладает данная микстура? Какие готовые лекарственные препараты провизор может предложить при невозможности изготовления данной экстемпоральной лекарственной формы?

 

5. Какие рекомендации должны быть даны провизором при отпуске седативных лекарственных препаратов?


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 48 [K002192]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился пациент с рецептом на Аторваститин, выписанным на рецептурном бланке 107-1/у, имеющим все правильно оформленные реквизиты. Пациент сообщил провизору, что врач порекомендовал ему Липримар, но попросил дать консультацию по возможным синонимам препарата. Выбрав самый недорогой препарат, пациент оплатил его и ушел. А через некоторое время вернулся и попросил поменять препарат на рекомендованный врачом, объяснив, что передумал.

 

Вопросы:

 

1. К какой фармакотерапевтической группе относится Аторвастатин? По каким показаниям его принимают?

 

2. Каковы основные фармакологические эффекты данного препарата и возможные побочные действия?

 

3. Перечислите требования к оформлению рецептов и отпуску лекарственных препаратов из аптечных организаций, выписанных на рецептурных бланках формы

107-1/у.

 

4. Перечислите информацию для населения, предоставляемую при фармацевтическом консультировании.

 

5. Опишите порядок возврата/обмена товаров надлежащего и ненадлежащего качества в аптечных организациях.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 50 [K002194]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился посетитель с рецептом, выписанным на рецептурном бланке по форме №107-1/у, на лекарственный препарат «Паглюферал-3» таблетки № 20 1 упаковка, содержащий фенобарбитал 50 мг, бромизовал 150 мг, кофеина бензоат 10 мг, папаверина гидрохлорид 20 мг, кальция глюконат 250 мг. Рецепт имеет все обязательные реквизиты. Посетитель обратился к провизору с просьбой отпустить 3 упаковки данного препарата, объяснив, что уезжает на длительное время. Провизор удовлетворил просьбу посетителя.

 

Вопросы:

 

1. Назовите фармакотерапевтической группу и основные показания к медицинскому применению «Паглюферала-3».

 

2. Опишите основные побочные эффекты лекарственного препарата. Укажите действия при передозировке.

 

3. Перечислите требования к оформлению рецептов, выписанных на рецептурном бланке по форме 107-1/у.

 

4. Подлежит ли указанный лекарственный препарат предметно-количественному учету в аптеке?

 

5. Укажите сроки действия рецептов, выписанных на рецептурном бланке по форме

107-1/у. Оцените действия провизора.


СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 53 [K002200]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку города N поступила партия товара, в том числе были получены гидрокортизоновая глазная мазь 0,5% 5 г количеством 10 упаковок и Эманера капсулы 20 мг № 14 количеством 3 упаковки.

Принимая товар, провизор обнаружил отсутствие 1 упаковки мази. А в сопроводительных документах отсутствовал протокол согласования цен.

 

Вопросы:

 

1. Для какой категории лекарственных препаратов поставщик обязательно должен в составе сопроводительных документов на товар предоставить протокол согласования цен? Как оформляется этот документ в аптеке?

 

2. Как следует организовать хранение указанных ЛП?

 

3. Предложите методику формирования в аптеке розничной цены на ЖНВЛП.

 

4. В чем заключается работа провизора аптеки по оформлению выявленной недостачи товара и предъявлению претензии в данном случае?

 

5. К каким фармакотерапевтическим группам относятся указанные ЛП?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 54 [K002201]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку N поступил рецепт со следующей прописью:

Recipe:

Ephedrini hydrochloridi 0,2

Lanolini 4,0

Vaselini 5,0

Misce fiat unguentum

Da.

Signa: мазь для носа.

 

Вопросы:

 

1. Какова характеристика лекарственной формы, выписанной в рецепте?

 

2. Как следует приготовить указанный лекарственный препарат?

 

3. Правильно ли выписаны дозы и нормы одноразового отпуска?

 

4. Как необходимо упаковать и оформить приготовленный лекарственный препарат?

 

5. К какой фармакотерапевтической группе относится Эфедрина гидрохлорид? Укажите его основные фармакологические эффекты.


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 55 [K002203]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился мужчина 50 лет с просьбой продать ему «Клофелин» для снижения повышенного артериального давления. Рецепта нет.

Известно, что у пациента повышенное артериальное давление (АД) в течение 6 лет.

АД максимально повышается до 170/95 мм рт.ст. Однократно обращался к терапевту, который рекомендовал прием Эналаприла, но он вызывал сухой кашель, в связи с чем пациент самостоятельно отменил препарат и к специалисту больше не обращался. По совету матери периодически при повышении АД принимает «Клофелин».

У пациента имеются сопутствующие заболевания: подагра, облитерирующий атеросклероз сосудов нижних конечностей.

Аллергоанамнез: аллергическая реакция по типу крапивницы на сульфаниламидный препарат.

 

Вопросы:

 

1. Расскажите о правилах выписывания рецепта на Клонидин.

 

2. Что понимают под предельно допустимым количеством отдельных ЛП для выписывания на один рецепт? Укажите, в каких случаях возможно его превышение. Как правильно выписывать Клонидин в соответствии с этими требованиями?

 

3. Приведите классификацию антигипертензивных препаратов. Перечислите основные группы лекарственных препаратов для фармакотерапии артериальной гипертонии. Относится ли Клонидин к основным группам антигипертензивных препаратов?

 

4. Опишите механизм действия и эффекты Клонидина.

 

5. Перечислите основные нежелательные лекарственные реакции Клонидина и противопоказания к его назначению. Имеются ли у обратившегося в аптеку пациента противопоказания к назначению «Клофелина»?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 56 [K002204]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В аптеку обратился пациент с ОРВИ.

Известно, что он заболел остро 3 дня назад: появились першение в горле, насморк, сухой кашель, повысилась температура тела до 37,2 °С.

Сопутствующих заболеваний нет.

Аллергоанамнез: аллергическая реакция по типу крапивницы на феноксиметилпенициллин.

К специалисту не обращался. Рецепта нет.

Просит провизора продать «Флемоксин Солютаб».

 

Вопросы:

 

1. Расскажите о правилах выписывания рецепта на «Флемоксин Солютаб».

 

2. Что понимают под предельно допустимым количеством отдельных ЛП для выписывания на один рецепт? Укажите, в каких случаях возможно его превышение. Как правильно выписывать Амоксициллин в соответствии с этими требованиями?

 

3. Назовите фармгруппу, к которой относится Амоксициллин. Приведите классификацию этой группы.

 

4. Расскажите о спектре антимикробной активности, устойчивости, показаниях к назначению Амоксициллина. Имеются ли показания для назначения Амоксициллина пациенту, обратившемуся в аптеку?

 

5. Перечислите нежелательные лекарственные реакции Амоксициллина и противопоказания к его назначению. Имеются ли у обратившегося в аптеку пациента противопоказания к назначению Амоксициллина?


СЗ_Фармация (ч.1) – 2017

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 57 [K002205]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫНА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мужчина 38 лет обратился в аптечную организацию с жалобой на бессонницу и просьбой продать Золпидем. Имеется рецепт, выписанный на бланке формы N 107-1/у.

Пропись лекарствен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: