И его использование на занятиях
С элементами палеонтологии
Горохов Кирилл Геннадьевич
ПДО, методист МАУ ДО «ДЭБЦ»
История развития жизни на Земле и палеонтология:
их место в образовательном процессе в школе и в нашем Экоцентре.
Эволюция не является самостоятельным предметом школьной программы, но ее элементы встречаются в курсе предмета «Окружающий мир» (редко), «Биология» (систематически); эволюционному учению и истории развития жизни на Земле посвящен раздел курса общей биологии. Знания по развитию жизни учащийся может получать на занятиях по внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования естественнонаучной направленности. Вопросы эволюционного толка регулярно попадаются в заданиях теоретического тура регионального и федерального этапа предметной олимпиады по биологии.
А еще тема происхождения и развития жизни в отдельных ее проявлениях (в первую очередь это касается динозавров, конечно), очень интересна учащимся младших классов и среднего звена сама по себе.
В нашем Экоцентре получение теоретических и некоторых практических знаний (простейшие приемы палеонтологических поисков, определение окаменелостей) по данному направлению предусмотрено программой объединения «Экология и туризм»; всего эволюции жизни на Земле и палеонтологии в течение реализации двух блоков программы отводится за два года до 18 часов, в т.ч. до 6 часов – практической деятельности. Также в нашем Центре имеется палеонтологическая экспозиция, насчитывающая более 100 образцов (приобретенных, подаренных Экоцентру, а также найденных в официальных экспедициях); при этом образцы не лежат за стеклом, но активно применяются на занятиях. Отдельные элементы досуговой деятельности с элементами палеонтологии включены в программы каникулярных площадок, проводятся в рамках ежегодной акции «Ночь в Экологическом» и выездных мероприятиях Экоцентра. Проводятся мастер-классы для педагогов города и края. На территории Экотропы Центра есть Палеонтологическая дорожка, где каждый шаг «соответствует» приблизительно 100 млн. лет эволюции жизни Земле.
![]() | ![]() | ||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
Большинство ребят, интересующейся данной темой, имеют возраст 9-12 лет. И в этом возрасте им сложно усваивать специфические знания, особенно большое количество числовых данных, например, связанных с эрами и периодами развития жизни на Земле и тем, что с этим взаимосвязано. Поэтому в рамках создания информационной среды соответствующая таблица расположена на Палеонтологической дорожке, схемы, освещающая геохронологическую летопись и в нескольких вариантах представлены в палеоэкспозиции в Музее.
Также немалое количество информации можно почерпнуть из информационных табличек, имеющихся в Музее. Здесь же на полках – книги и наборы открыток по тематике. А боковая стенка экспозиционного шкафа рассказывает об эволюции самых разных таксонов – появлении китов; развитии рыб, земноводных; эволюции млекопитающих, приведших к появлению рукокрылых, появлению птиц от пресмыкающихся предков и проч.
Еще тут же (если еще ненадолго отвлечься от основной темы) расположены игровые обучающие элементы для младших школьников и дошколят – пазл, имитирующий фрагмент скелета динозавра; шнур с узелками, растягивая который, дети наглядно могут увидеть, например, насколько вымерший мегалодон крупнее современных белой и китовой акул; лоток с песком для «поиска» с помощью сита и кистей в нем палеонтологических артефактов.
![]() | ||||||||
![]() | ![]() | |||||||
![]() | ![]() | |||||||
Возвращаясь к теме разработки: если говорить об учащихся объединения «Экология и туризм» Экоцентра (а это учащиеся в возрасте 12-18 лет), то более качественному освоению знаний способствует в том числе и то, что зачет по теме происходит в формате игры, где реальные палеообъекты являются игровыми элементами, а в отдельных случаях могут быть и призами для самых знающих. Причем опыт показывает, что и ребята, учащиеся в старших классах, также активно играют в нее, так для них это интересная, малоиспользуемая на других занятиях форма занятия. Итак, по порядку об игре…
Игровой стенд-планшет «Спираль эволюции»
Вообще спиралевидное изложение истории жизни на Земле изначально не самое удачное для детей, часто более привыкших к линейному, либо табличному расположению материала. Мною изначально рассматривались и такие схемы. Но в них присутствует один явный недостаток: эры и периоды в них выполнены в едином масштабе, и совершенно не пропорциональны их длительности, что важно, иначе ребенок зачастую неверно усваивает соотношение различных временных эпох становления жизни, если на это не обратить внимание.
Поэтому выбор был остановлен на найденном в интернете варианте, где возникновение и развитие жизни на Земле схематически представлено в виде спирали, при этом более пропорционально с точки зрения продолжительности периодов. Схема выполнена с надписями на английском языке, но после предварительного ознакомления со схемой и пройденных занятий это обычно не является проблемой для учащихся (напомню, речь идет о возрасте 12 лет и старше), и даже наоборот, в некоторой мере способствует налаживанию межпредметных связей. А еще эта схема достаточно компактна (имеет пропорции, близкие к квадрату), что удобно для игры.
Схема распечатана на плотной бумаге и наклеена на основу из сотового поликарбоната, вырезанного так, чтоб остались неширокие, около 6 см, поля. Также возможно наклеить схему на любую пластиковую основу, либо обойтись без нее, положив схему прямо на парту.
Далее я беру из музея несколько образцов (обычно 12), относящихся к разным таксонам и разным временным периодам и располагаю их на полях игрового планшета. Образцы с легкостью могут быть заменены любыми соответствующими тематике распечатанными картинками.
Для примера на фото представлены (левый ряд, затем правый, сверху вниз): зуб акулы мегалодона, брахиопода, фрагмент ствола древнего плауновидного лепидодендрона, нуммулит, зуб мозазавра, ростр («чёртов палец») белемнита, трилобит (род Азафус), ортоцерацерас, зуб «акулы-ворона», зуб степного бизона, панцирная пластина доисторического крокодила дейнозуха. Могут применятьс и различные другие образцы. Итак, всё готово к игре-зачёту…
![]() |