Эпоха Возрождения в Италии (начальный период). Франческо Ландини. Мотет, ранний мадригал, духовные и светские театральные спектакли.




 

 

В музыкальном искусстве западноевропейских стран явные черты Возрождения выступают, хотя и с некоторой неравномерностью, в пределах XIV—XVI веков.

В истории Европейского музыкального искусства эпоха Ренессанса открывает новый период огромного значения. Она дала сильнейшие импульсы для последующего развития музыкальной культуры. Большие социальные процессы определяли и направляли пути новой европейской культуры Ренессанса, она формировалась как гуманистическая буржуазная культура. Идеология эпохи постепенно высвобождалась из-под власти церкви, и в результате идеологического движения Ренессанса, духовная диктатура церкви была сломлена. Эпоха Возрождения противопоставила средневековой схоластике силу человеческого разума, идеям аскезы, самоотречения – здоровую любовь к жизни, веру в человека. Сатира на церковь, реалистическое восприятие быта, утверждение личности, чувств - таковы новые художественные темы раннего Ренессанса. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине 15 века книгопечатание сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

В области музыкального искусства прогрессивное значение Ренессанса огромно, ибо он был временем первого расцвета культуры в Западной Европе. В итоге Ренессанса сложился новый музыкальный стиль, зародились инструментальные жанры, возникла опера, были сделаны большие завоевания музыкально-теоретической мысли.

Ранний Ренессанс во Франции и Италии ознаменовался своеобразным движением Ars NOVA: это была пора раннего расцвета светской вокальной лирики, новых вокальных жанров в быту и новой трактовки церковного искусства. Музыка Ars nova в Италии как раз привлекательна и сильна своей чисто итальянской природой и своими отличиями от французского искусства того же времени.

Как уже отмечалось ранее, полифония французского Ars nova развивает богатые профессиональные традиции средневековья и в этом смысле скорее примыкает к готике, чем представляет Проторенессанс. Ars nova в Италии — уже заря Возрождения, его знаменательное предвестие. Важнейшим музыкальным центром Италии в 14 в. была Флоренция – первый из культурных центров Ренессанса вообще. В этом городе, с которым связан ранний расцвет изобразительного искусства, в городе Петрарки и Боккаччо, расцвела и музыкальная жизнь Ренессанса. Когда во Франции 14-15 вв. еще воздвигались готические соборы, Италия уже создавала новый стиль архитектуры Ренессанса.

 

Для итальянского Ars nova характерно бесспорное преобладание светских сочинений над духовными. В музыкальной жизни Флоренции на заре Возрождения главную роль играет вокальная лирика и жанровая песня-сценка. Это первый расцвет лирического и жанрового музыкального искусства в Италии, представленного такими формами, как мадригал, баллата, каччья. На протяжении XIV века музыкальный склад в произведениях итальянских авторов заметно эволюционирует — от раннего, несколько наивного двухголосия к простому и затем более развитому трехголосию. Уже представитель авторов старшего поколения Якопо да Болонья обратился к трехголосию в мадригале.

Мадригал:

Мадригал был наиболее характерным, излюбленным музыкально-поэтическим жанром этой творческой школы. В то время мадригал – большое 2х-3хголосное вокальное произведение (нижние голоса могли исполняться инструментами), как бы расширенная развитая песня на любую тематику. Фактура мадригала проще, чем фактура мотета, менее полифонична. Верхний голос, мелодия – как носительница лирического чувства – торжествует победу в этом многоголосном стиле. Мелодия ведет все за собой, а нижний голос, движущийся по преимуществу большими длительностями, выполняет, так сказать, подсобную функцию. Композиция в мадригалах и балладах представляет собой разновидность типовой песенной формы, давноизвестной еще в средние века. Произведение членится на разделы (относительно или полностью замкнутые) в соответствии с поэтическими строками и рифмами.

Качча:

Наряду с лирическими произведениями большой интерес в эту пору представляют также жанровые многоголосные песни, из которых особенно выделяется разновидность «каччьи» («Охота»). В основе ее положен полифонический замысел (двухголосный канон с нижним контрапунктирующим ему голосом). Примечательно, что полифонический склад каччи сложился под влиянием изобразительной природы жанра: канон двух верхних голосов передает как бы оживление и динамику охоты, погони охотника за зверем, науськивание собак, веселую перекличку голосов, радостные восклицания и т. п. Нижний голос не имеет текста и, по-видимому, является инструментальным (порой со звукоподражаниями — например, фанфары охотничьих рогов).

Франческо Ландини

Крупнейшим мастером раннего возрождения (Ars NOVA в Италии) был слепой органист-виртуоз Франческо Ландино (умер в 1397г.) Родился Ландини во Фьезоле, близ Флоренции, в семье живописца. После перенесенной в детстве оспы ослеп навсегда. Музыкальное развитие его шло с чудесной быстротой и изумляло окружающих. Он превосходно изучил конструкцию многих инструментов («как если бы видел их очами»), вносил усовершенствования и изобретал новые образцы. С годами Франческо Ландини превзошел всех современных ему итальянских музыкантов.

Особенно прославила его игра на органе, за которую он, в присутствии Петрарки, был увенчан лаврами в Венеции в 1364 году.

 

В целом творчество Ландини гораздо более многообразно, чем у других итальянских авторов Ars nova; несравненно более богато его образное содержание, более совершенна форма, более развито многоголосие, более индивидуальна стилистика. У Ландини уже есть свой авторский стиль, при этом не порывается связь с некоторыми «наивными» чертами раннего итальянского многоголосия. На протяжении творческого пути Ландини склад его произведений в значительной мере полифонизируется (что особенно заметно в мадригалах), каноны появляются только в каччах, порой возникают имитации, нередко усложняется соотношение голосов (хотя наряду с этим остается в силе и равноритмическое, силлабическое изложение). Есть основания полагать, что Ландини в поздние годы испытывает и некоторое влияние французской полифонической школы, что в свою очередь приводит к большей ритмической изысканности многоголосия. На первое место следует поставить у Ландини его мелодику: она почти повсюду несет главный образный смысл. Она может быть более проста в следовании за поэтическим текстом (как в песне), ритмически выдержана; может быть распевна, со своего рода фиоритурами (в типично итальянской манере), или интонационно драматизирована, или раздроблена на короткие фразы, словно поэтическая речь и т. п. У композитора остается неизменным понимание целостности музыкальной формы, как ясно завершенной, четко расчлененной, пропорциональной в своих частях. Происхождение такой формы — бесспорно вокальное, связанное со структурой поэтического текста.

 

По всей вероятности, Ландини, будучи превосходным органистом и певцом, не только участвовал в вокальном исполнении своих баллат и мадригалов, но и мог сопровождать его на органе, дублируя голоса или даже импровизируя сопровождение.

 

Творчество Ландини, по существу, завершает период Ars nova в Италии. В последние два десятилетия XIV века в музыкальном искусстве Италии наступают изменения, которые сначала нарушают цельность позиций Ars nova, a затем приводят к концу его эпохи. Искусство XV столетия принадлежит уже новому историческому периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: