Мистико-религиозные культура «Нью-Эйдж»




 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Филогенез культуры «Нью-Эйдж» ……………………….(с. 6-с. 16)

1.1 История возникновения течения «Нью-Эйдж»……………………………..6

1.2 Понятие «Нью-Эйдж» и его структура……………………………………...8

1.3 Основные направления культуры «Нью-Эйдж»…………………………..13

1.4 Концептуальные положения мировоззрения «Нью-Эйдж»………………15

Глава 2 Практики культуры «Нью-Эйдж»………………………...(с.17-с.24)

2.1 «Нью-Эйдж» и религии…………………………………………………….17

2.2 «Нью-Эйдж» и медицина…………………………………………………..19

2.3 «Нью-Эйдж» общины ……………………………………………………...19

2.4 Музыка «Нью-Эйдж»……………………………………………………….22

Глава 3 Духовное наследие Ошо…………………………………..(с. 24- с.33)

3.1 Ошо (Раджниш): жизненный путь.................................................................24

3.2 Духовное наследие мастера…………………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………...34

Используемая литература……………………………………………………..35

Приложение..........................................................................................................38

 

Введение

Движение "Нью-Эйдж" – это множество различных учений, парадоксально шествующих «рука об руку» под общим «флагом» не смотря на довольно сильные различия между собой. Начав свое восхождение в 60-ых, когда ортодоксальные воззрения перестали удовлетворять духовные потребности общества, движение «Нью-Эйдж» смело «шагает» по земному шару и по сей день, не уставая привлекать к себе все большее количество «жаждущих новой истины умов».

«Нью-Эйдж» (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера, сформировавшихся в XX веке. Также называемый движением «Новой Эры», «Эрой Водолея» и «Новым Веком». Это движение зародилось в XX веке. «Нью-Эйдж» достиг наибольшего расцвета в 1970-е годы.

Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую астрономическую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет и начнётся с XXII-го столетия и, которая по мнению последователей «Нью-Эйдж» ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.

«Нью-Эйдж» отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определенным духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

Одни бросаются в изучение предлагаемых им медитационных техник, другие пытаются доказать непоправимый вред для общества, угрозу всего, что не относится к традиционным религиозным учениям.

Учение "Нью-Эйдж" поглотило США и весь остальной мир. Многие политические лидеры поддерживают эти учения. Администраторы и управляющие большинства огромных корпораций принимают участие в изучении хиндуистских философий, представленных как научный курс самопомощи. Школьная система почти повсеместно поглощена этими концепциями. То же касается и нашей страны. О новых религиозных движениях, возникших в посткоммунистической России, написаны множество книг и статей.

Представители «традиционного наследия человечества» причисляют движение «Нью-Эйдж» к некому проявлению постепенного захвата «душ человеческих» злом.

С другой стороны приверженцы идей «Новой эры» говорят о закостенелости, утрате истины, «слепоты» религиозных консерваторов.

Так что же такое «Нью-Эйдж»? Добро или зло? Польза или непоправимый вред, наносимый беззащитному перед натиском пестрящих «новых истин» потерянному среди толпы человеческому созданию? Что предлагают нам представители «Нью-Эйдж»? На каких идеях зиждется их путь?

Актуальность данного вопроса сложно переоценить.

Объектом моего исследования является само явление культуры «Нью-Эйдж».

Предметом же моей работы является те практические технологии, которые наиболее актуальны на сегодняшний день в культуре «Нью-Эйдж».

В своей работе я рассмотрела историю, причины возникновения данного явления.

Целью работы было сделать анализ этого явления, а, главное, показать, что идеи Ошо несомненно находятся в стороне от многочисленных ньюэйджевских групп.

Задачи:

1. Рассмотреть филогенез течения «Нью-Эйдж», его основные культурные положения.

2. Проанализировать, в какие области человеческой жизнедеятельности «Нью-Эйдж уже успел проникнуть, сделать попытку предсказать тенденции его дальнейшего развития.

3. Прикоснуться к изучению наследия мистика XX века, Ошо, попытаться обосновать актуальность его трудов для современного человека.

Сегодня немаловажной проблемой является тот факт, что «Нью-Эйдж» как культурное явление появилось и продолжает набирать все большую популярность среди старшего и молодого поколений, так как все предыдущие ортодоксальные течения уже не способны отвечать духовным потребностям общества. Людям нужны новые идеи, новые практики.

 

Глава 1 Филогенез культуры «Нью-Эйдж»

1.1 История возникновения «Нью-Эйдж»

С некоторых пор христианство с его «преднаучной» космологией перестало быть адекватно думающей части западного общества. К 1960-ым годам оно потеряло свою способность продолжать снабжать западную цивилизацию жизнеспособной моделью, которую оно осуществляло веками. Развитие науки позволило объяснить происхождение жизни без привлечения образа Бога. Косность и консерватизм христианства отталкивали множество прогрессивно мыслящих людей от церкви.

С другой стороны, беспристрастная наука светского гуманизма, которая заняла место христианства несколько десятилетий назад, была, также неудовлетворяющей и неприемлемой для общества в его отчаянном поиске духовных изменений в жизни, которые наука была не в состоянии обеспечить. Экзистенциализм, атеизм, нигилизм, и секулярный гуманизм (натурализм) не могли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить глубинные потребности человека в духовных ценностях.

Если человек состоит из одной только материи – то зачем тогда жить? В чем смысл существования, если человек полностью умирает вместе с телом? – подобные вопросы, заставляли задумываться мыслящих людей. И ответа на них натурализм не давал.

На Западе образовался духовный кризис, который создал предпосылки для появления совершенно нового подхода, подхода «Нью-Эйдж». И тогда, взгляд общества повернулся на Восток. Восточная философия, предъявляемая в основном индуизмом, была уже представлена Западу в предыдущем столетии. Общество ВЕДАНТА было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации, предшествовали появлению Свами Вивекананды: Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм, открыли новый порядок мышления в христианском Западном мире - они и вспахали то поле, на котором взошел и взорвался «Нью-Эйдж» в 70х.

И благодаря этому к 1971 году, многие восточные учителя открыли ашрамы и центры в Соединенных Штатах, их книги, представляющие разные аспекты «Нью-Эйдж» отношений, были изданы. Появился Журнал «Восток-Запад», - первый национальный журнал, фокусирующийся на вопросах «Нью-Эйдж» движения, созданный Бостонским макробиотическим сообществом. И появилась первая популярная книга, представляющая идеи «Нью-Эйдж»: «Будь Здесь и Сейчас» (1971) - Рам Дасса (Ричарда Альперта).

В 1980-е идеи и мировоззрения «Нью-Эйдж» нашли широкое распространения во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Вот ряд элементов ньюэйджевских течений, что я попробпвала выделить.

Гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками; методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация; бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства; мистические группы;

психоделические практики; астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами; бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы; новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.[30]

1.2 Понятие «Нью-Эйдж» и его структура

Так что же такое «Нью-Эйдж»?

Понятие «Нью-Эйдж» проявилось в западных масс-медиа в начале 1980-х годов, хотя зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке «Нью-Эйдж» уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками «Нью-Эйдж» были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как спиритизм, отчасти теософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, антропософия, сакральная геометрия и паранормальные явления.

Зарождение «Нью-Эйдж» связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имеют повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания; частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений; резкое падения влияния и авторитета традиционного христианства в 60 годах XX века и развитие свободомыслия. Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин ввела Алиса Бейли. В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер. В России на развитие нью-эйдж повлияли художник Николай Рерих и Елена Рерих.

Как мы уже заметили, оно не состоит из одной группы, а скорее, как и отражает название, является социальной силой. Определение движения «Нью-Эйдж» не простая задача. Как социальная сила оно не идентифицировано одним специфическим кредо или авторитетной единственной книжкой. Наоборот, существует много нью эйдж книг, предлагающих авторитетные объяснения.

Наиболее правильный способ определить «Нью-Эйдж», это увидеть его как сеть организаций или используя фразу двух нью-эйджевцев: Джессики Липнак и Джефри Стемпса, как метасеть организаций, которые автономны, но связаны вместе.[34]

Чтобы определить основные факторы, связывающие все организации вместе под маркой «Нью-Эйдж», я постаралась выделить семь основных компонентов «Нью-Эйдж»:

Во-первых, это монизм. Нью-эйджевцы полагают, что многообразие космоса происходит из одного первичного источника. Все разнообразие проистекает из единой божественной энергии. В «Поворотной Точке» (1982), нью-эйджевский автор и физик Фритоьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человеческого рода, в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Монизм весьма естественно приводит к пантеизму.

Пантеизм – это второй принцип. Для нью-эйджевцев, «Бог» - окончательный принцип, идентифицируемый с Вселенной. Бог – это все и ВСЁ – это БОГ. Единственный, правильный поиск, который может совершать человечество, это - преоткрыть и принять божественность, которая внутри каждого человека. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. То, к чему ведет Капра, это мысль, что вся человеческая история - это движение в направлении распознавания божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать садхану, или путь, с помощью которого он или она пройдет трансформацию, которая, в конце концов, приведет к такому обнаружению Бога внутри. Однако, для многих, эта садхана может требовать больше чем одну жизнь.

Реинкарнация и карма – это третий принцип. Поэтому приверженцы «Нью-Эйдж» верят в реинкарнацию и карму.

Это концепции, извлеченные целиком из индуизма. В сущности, все нью-эйджевцы принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит к результату: наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла, по отношению к христианской концепции ада и постоянному осуждению грешников.

Четвертый принцип – это личная трансформация. Какой бы путь человек ни выбрал, несколько первоочередных задач появляется на горизонте. Первая это – «личная трансформация». Это влечет за собой личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к результату смены старой парадигмы, на новую. Этот первый шаг трансформационного процесса – принять мировоззрение монизма. Но, оно приходит не через признание условных истин известных формулировок, а через мистический опыт.

Сформировалось несколько более-менее независимых подходов к этому трансформационному процессу, происходящему внутри человека. Это – движение холистического здоровья, движение сознания и движение за развитие человеческого потенциала.

Планетарное видение – это пятый принцип. Вместе с тем, за пределами личной трансформации, лежит глобальная цель «Нью-Эйдж» - планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается, как аспект Единого, земля рассматривается как единственное самое важное существо, которое поддерживает жизнь. Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом.

В результате, нью-эйджевские предпочтения, это политическая платформа, в которой доминируют вопросы окружающей среды. Загрязнение, происходящее от выделения отходов производства, ядерной радиации, выхлопных газов автомобилей, кислотных дождей, химических удобрений, - есть главная забота для тех, кто разделяет важнейшие «Нью-Эйдж» идеалы, и парадигму сдвига в сторону планетарной трансформации. Движение Зелёных (Гринпис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа – это те, организации которые активно вкладываются в решение подобных задач.

«Нью-Эйдж» эсхатология – это шестой принцип.

Эсхатология (греч. Eschatos - конечный + Logos - учение) - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Можно различить индивидуальную эсхатологию (учение о загробной жизни единичной человеческой души) и всемирную эсхатологию (учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за ними последует).

Некоторые предвестники «Нью-Эйдж» такие как Алиса Бейли и другие, предвидели приход мирового лидера или великого АВАТАРА, который провозгласит расцвет «Нью-Эйдж». В начале 80х, представитель Нью Эйджа Бенджамин Крем привлек внимание средств массовой информации, предсказывая приход Христа в личности Лорда Майтрейи. Когда Майтрейя не появился, популярность Крема быстро умерла. Однако, видение прихода одного мирового лидера все еще остается надеждой нью эйджевцев посвятивших себя вопросам религио-политического порядка. Те, кто отказался от этого идеала развернули свое внимание от личного аватара к персонификации космоса, как такового. В августе 1987 года тысячи ньюэйджевцев собрались на сильно разрекламированную Гармоническую Конвергенцию. Как предполагалось, это должен был быть тот момент, когда начнется настоящая Новая Эра («Нью-Эйдж»). Это было время, когда «Нью-Эйдж» идеи стали крайне популярны в СМИ. Ширли Маклейн автобиография, Out of the limb, стала бестселлером. ABC запустило пяти часовую программу с вновь обретенной духовностью Маклейн. Ее книга породила тысячи вновь обращенных. Несмотря на весь этот успех, Маклейн сама по себе, казалась, разочарованной своей ролью популярного «Нью-Эйдж» лидера. В нескольких интервью популярным журналам, она выразила сожаление, что ее интерес к «Нью-Эйдж» принес ей статус Гуру. Она отказывалась от этой роли и стремилась вернуться к своей прошлой роли актрисы. Ее книга, тем не менее, все еще читается неисчислимым количеством поклонников.

Универсальная религия – это седьмой принцип. Поскольку открытие внутренней божественности – есть предельная цель нью-эйджевцев, а монизм – есть базовая теологическая система взглядов, на которой «Нью-Эйдж» основывается, существует только одна религия. Все разнообразные религии мира – это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью-эйджевец верит, что он способен трансцендировать за ограниченные пределы специфических мировых религий. Это потому, что многие религии основаны на условных истинах, выражающих вероучение, и поэтому ограниченных языком и познанием. Гордон Мелтон (один из теоретиков «Нью-Эйдж») показывает, что истина (верность жизни, выраженной истинной религией) - «непознаваема для нью-эйджевцев, невыразима на простом языке. Это – переживание, и только частично может быть выражено в словах. Существует огромное количество способов прийти к Истине, различающихся своей эффективностью, более чем правильностью».[35]

Это не значит, однако, что Нью-эйджевец не открыт, для формулирования своих основных принципов (системы верований). Конечно, каждый может считать свою систему верований – «лучшим путем». Но что является «лучшим путем» для одного - может быть препятствием для другого. Поскольку существует много троп, которые ведут к вершине горы (некоторые сложные, некоторые попроще), каждая тропа в конце пути приводит к одному и тому же результату, к достижению вершины. Универсальная религия - это гора с множеством путей, или садхан. Ни один путь не является единственно правильным путем.

1.3 Основные направления культуры «Нью-Эйдж»

Основным направлением данной культуры является Движение Холистического Здоровья.

Трансформация приводит к исцелению. Нью-эйджевцы, однако, не являются фанатами медицины. Традиционная медицина считается – неестественной. В этом движении используются новые модели лечения. Основная посылка холистического здоровья – в том, что человеческие существа заслуживают обращения с собой, как с реальными личностями, нежели чем как с физическими телами, имеющими болезни разного сорта. Элизабет Кимблер-Росс, пионер хосписов, являет из себя выдающийся пример лечения, которое пытается уважать чувство собственного достоинства людей с неизлечимыми болезнями.

Вместе с этим первостепенным принципом, согласующимся с «Нью-Эйдж» философией, проводится так же идеи, что люди, и все живые существа, есть часть естественного порядка. Поэтому натуральное лечение использует такие практики, как акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактику (мануальную терапию), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники «Нью-Эйдж» вегетарианцы), натуральные растительные препараты, и многие другие типы терапий. То, чего избегают нью эйджевцы это – искусственные таблетки, хирургия. Натуральное лечение позволяет универсальной жизненной энергии включиться в процесс исцеления. Информация приведена согласно Журналу Холистического Здоровья и Медицины.[36]

Восточное философски-духовное движение повлияло на холистическое здоровье еще и своим признанием объединяющей невидимой магической силы внутри и вокруг человеческого тела, которая называется «ЦИ» на китайском, «КИ» на японском, «Прана» в йоге, и другими имена в различных мировых культурах. В отличие от слова «дух» на Западе, слово «ЦИ» для этой энергетической силы на Востоке обычно имеет практическое значение, и имеет прямое влияние на здоровье.

К «Нью-Эйдж» также относят и Движение Сознания.

Прямо говоря, не существует организованного «движения сознания». Движение сознания включает тех, кто пропагандирует измененные состояния сознания.

Это, исходная предпосылка в том, что переживание духовного осознания вне конвенциональных норм позволит человеку соединить щель между материей и сознанием, которые в реальности есть одно (монизм). Основными пропагандистами этой идеи были Теренс Маккена, Джон Лили, Тимоти Лири и Ричард Альперт, еще известный как Баба Рам Дасс. Использование галлюционогенных грибов, ЛСД, холотропного дыхания, других дыхательных техник позволяет достигать измененных состояний сознания, и трансформировать свое сознание.

Основным напрвлением культуры «Нью-Эйдж» является и Движение за развитие Человеческого Потенциала.

Третий важный аспект «трансформационного» процесса – это так называемое движение за развитие человеческого потенциала. Возможно что, именно это движение, более чем другие движущие факторы, повлияло на распространение «Нью-Эйдж» в западной культуре. Дуглас Грутуис обозревает: «ранжируя от низкого уровня популярной психологии (Я – ОК, Ты – ОК) к мириаде групп встреч, начавшихся с Карла Роджерса, движение сделало акцент на человеческом потенциале и хороших человеческих качествах».[32]

Организации и семинары, которые квалифицируют себя, как часть движения человеческого потенциала: Эсален, ФОРУМ, Лайф Спринг, Арика, Сайентология, и многие другие. Бизнес и корпорации по всему Западу активно вовлекаются в техники за развитие человеческого потенциала. Рабочее место – идеальное пространство для извлечения выгоды из возрастающей продуктивности, достигаемой через вложение в тренинги и семинары. Крупнейшие корпорации, включая RCA, IBM, Боинг, Форд, Генерал Дайнамикс финансируют тренинги персонала, созданные для реализации большей эффективности и потенциала. Психологические техники использованные в подобных тренингах, однако вышли из нью-эйджевской или гуманистической ориентации.

1.4 Концептуальные положения мировоззрения «Нью-Эйдж»

Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.

Общая вера в Любовь и Единство всего сущего; единство всех религий и учения (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину то есть много путей ведут к одной и тому же духовному просветлению). Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений; вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению; вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней; представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности»; вера в сложную духовную иерархию и возможность подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение "христосознания"), что раньше было доступно лишь отдельным личностям; вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей; основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и т.п. признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют "Вознесенные Владыки или учителя"); представление о: единстве науки, эзотерики, метафизики и религии; вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядности.[3;c.35-57]

В связи с такого рода представлениями, в «Нью-Эйдж» формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные).

Вот ряд ценностей, которые я выделила. Это:

Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление). Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты). Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения cо всей природой и космосом). Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие (что в узком смысле, однако, не подразумевает отказ от любых сексуальных контактов вообще), обет не причинения зла (без видимой на то необходимости)) всему живому. Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте. Соблюдение определенных ритуалов, которые, по мнению деятелей «Нью-Эйдж», должны способствовать укреплению в человеке духовного роста. Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определенное духовное братство или движение, разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей «Нью-Эйдж», критерий членства в организациях и братствах стал менее значимым.

 

Глава 2 Практики культуры «Нью-Эйдж»

После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи «Нью-Эйдж» для создания новых жанров искусства, философии и религии.

2.1 «Нью-Эйдж» и религии

«Нью-Эйдж» формирует бесчисленные поп - религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов - проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из «нью-эйджа», как на Западе, так и на Востоке:

Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций. Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу. Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским.

Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками. Японская новая религия «оомото-кё» подвигла создателя айкидо Морихэя Уэсибу базировать это боевое искусство на постулатах новой религии ненасилия. Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека. Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путем вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)

Обратное воздействие «Нью-Эйджа» на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников; Религия Бахаи возникла в Персии ещё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей «Нью-Эйджа». Сейчас насчитывает она миллионы сторонников. Японское движение оомото-кё, корейский нуль-буддизм сочетают традицию с боевыми искусствами и положениями «Нью-Эйдж». Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности. Случается также, что под маской «Нью-Эйдж» менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества.

Так последователь «Нью-Эйдж» религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.

2.2 «Нью-Эйдж» и медицина

Под влиянием «Нью-Эйджа» возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до Высококвалифицированных психотерапии и сложных методик биолокации организма с применением высокотехнологичного оборудования. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной так и полулегальной и в нелегальной форме.

Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще новые течения, такие как рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж; шаманские лечебные ритуалы; различные психотерапевтические практики; религиозные ритуальные практики.

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.

В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики лежат, как мне кажется положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;

представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов; положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.

2.3 «Нью-Эйдж» Общины

Известные «Нью-Эйдж» общины это на данное время это коммуны, ашрамы, и эко-поселения по всему миру, такие как: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия). Также есть школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн, Форум, Всемирные Центр Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга, Центр Шри Чинмоя, Общество Кришны...).

В качестве примера стоит упоминуть о Финдхорне.

Экологические поселения «Финдхорна» выступают с определенной моделью, показывая поддержку не только окружающей среды, но и социальной, экономической и духовной жизни. Принципы экопоселения подходят в равной степени как для города, так и для сельской местности, обеспечивая решения человеческих и социальных нужд и в то же самое время защищая окружающую среду и предлагая повышение качества жизни во всем.

Работая на простом принципе: «Не брать с земли больше, чем она дает тебе», экопоселения сознательно уменьшили обработку земли. Создавая свои экопоселения, люди смогли показать, как трансформировать человеческую жизнь, как в больших городах, так и в маленьких селах, в полные жизни общины, безвредно взаимодействующие с окружающей средой. Их принципы универсальны – это объединение людей в общины (можно просто в общества, например по интересам); процесс, основанный на принципе: решил – сделал; духовное и культурное многообразие; объединенная целостная забота о здоровье; общее и индивидуальное образование; выращивание натуральных пищевых продуктов в месте проживания; экологическое строительство; всемирное сотрудничество.[33]

Сейчас также стали очень популярными центры Шри Чинмоя.

Шри Чинмой Кумар Гхош — всемирно известный индийский духовный учитель и философ, писатель, поэт, спортсмен, композитор, музыкант и художник.

В своей философии Шри Чинмой рассматривал устремление как неустанную тягу сердца к все более высоким и глубоким реальностям внутреннего мира, как внутреннюю силу, на которую опираются великие свершения в области культуры, спорта, науки и совершенствования личности.

Вот ответ Шри Чинмоя на вопрос о смысле жизни: «Цель жизни в том, чтобы осознать Высшую Реальность. Цель жизни в том, чтобы быть сознательным выражением Вечного Существа...». Шри Чинмой вдохновляет ищущих погружаться глубоко внутрь себя с помощью медитации осознать свою божественную природу. Говоря словами Шри Чинмоя, «наша цель — в движении от яркого к более яркому и самому яркому, от высокого к более высокому и самому высокому. И даже в самом высоком нет конца нашему прогрессу».

Философия Шри Чинмоя одним предложением: «Наша философия — это принятие жизни для преобразования жизни, а также для проявления Света Бога здесь, на земле, в избранный Богом час, собственным Способом Бога».

Наиболее простым путем достижения духовного прогресса является, по словам гуру, путь сердца. Отсюда известные техники медитации на сердечном центре. Прямым путем достижения божественного является любовь. Любовь человека к божественному подобна любви сына к отцу. Из этого, по мысли Шри Чинмоя, следует наличие глубочайшей связи человека с Божественным; понимание этой связи — признание того, что человек и Божественное — это два аспекта одного всеобщего сознания. Божественное использует человека для преобразования мир.

2.4 Музыка «Нью-Эйдж»

Музыка «Нью-Эйдж» (англ. new age music) — это неопределённый стиль музыки, обычно довольно мелодичной и часто преимущественно инструментальной. Определяя конкретные группы как «Нью-Эйдж», можно вступать в споры с фанатами, так как границы жанра точно не определены. Частично под влиянием суждений некоторых музыкантов о стиле «Нью-Эйдж», многие другие музыканты и группы точно отмечают, что они не считают свою музыку «Нью-Эйдж».

Первоначально музыка в стиле «Нью-Эйдж» была создана джазовыми музыкантами, однако преемственность «Нью-Эйдж» и джаза многими музыковедами ставится под сомнение. Первым музыкантом, игравшим в стиле «Нью-Эйдж», стал американский джаз-мен Тони Скотт (Tony Scott, р. 1921). В 1964 он записал первый альбом в стиле «Нью-эйдж» — Music For Zen Meditation. Практически в то же время независимо от Скотта музыку, близкую к «Нью-Эйдж», стал играть другой американский джаз-мен, Пол Уинтер. В отличие от более медитативной и сосредоточенной музыки Скотта, музыка Уинтера была более позитивной и жизнерадостной. Это было обусловлено её близостью к таким течениям внутри джаза, как босса-нова.

В дальнейшем, однако, саунд «Нью-Эйджа» терял связь с традициями джаза. Уже в 70-е годы «Нью-Эйдж» стал преимущественно электронной музыкой; стали широко использоваться японские синтезаторы, которые могли подражать звучанию этнических музыкальных инструментов. Сильное влияние на «Нью-Эйдж» оказала также конкретная музыка. В начале 80-х годов, в эпоху кризиса стиля индастриал, многие бывшие музыканты индустриальных групп стали использовать эстетику «Нью-Эйдж» в своих произведениях. Так появились стили дарк-фолк и, несколько позже, энигматик (Enigmatica).

С 1968 по 1973 год такие немецкие музыканты, как Хольгер Цукай (бывший студент университета Калхайнца Штокгаузена), Пополь Вух и Тангерайн Дрим выпустили несколько работ с участием экспериментальных звуков и фонов, построенных электроникой, при помощи синтезаторов, акустических и электроинструментов; их музыка, определяемая как космическая (Cosmic), может быть отнесена к эмбиенту или нью-эйдж, в зависимости от точки зрения. Позднее Брайан Ино определил стили и направления Эмбиента, что легко соединило стили многих музыкантов, таких как Роберт Фрипп, Джон Хассель, Ларааджи, Гарольд Бадд, Кластер, Джа Уоббл с конца 70-х по наши дни.

Также возымела влияние ранняя электронная музыка, европейская классическая музыка, музыка этнос. Музыке минималистов Терри Райли и Стив Райх (индийское влияние) также может быть присуще влияние, вместе с такими музыкантами, как Тони Конрад, которые занимались удалением шума с ранних 60-х. В связи с созданием <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: