В отечественных работах способ-ти опред-ся как индив-но-психол-ие особ-ти лич-ти, обусловливающие ее успешность в овладении новыми видами деят-ти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн и др.).
При исслед-ии общих способ-ей можно использовать тесты интеллекта. Высокий итоговый показатель по применяемому тесту интеллекта может предполагать высокий уровень развития общих способ-ей.Такой вид изучения общих способ-ей считается не основным,а дополнительным.Также для изучения общих способ-ей существуют спец. методики,н-р, тест «Практическое мышление взрослых » (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс, сотр-ки Психол-го ин-та РАО).Диапазон прим-ия: 18-55 лет. Цель: д-ка практ-го мышл-ия, не связ-го с опред-ой профес-ой д-ю, но являющимся компонентом общих способ-ей и проявляющимся в разнообразных житейских сит-ях. Обоснование: высокий уровень р-ия прак-ого мышления можно рассматривать как одну из предпосылок успешности вып-ия проф-ой д-ти.Но этот общий компонент прак-ого мышления не рассм-ся как единс-ая предпосылка успешности прак-ой проф-ой работы. Помимо него необходимы спец. способ-ти.Тест основан на прин-ах нормативной диагн-ки,разработанных К.М. Гуревичем.Т.е.,д-ка ориентирована не на статистическую норму,а на соц-психол-ий норматив. Задания в тесте представлены в вербальном и рисуночном виде. Время тестир-ия:50 мин.Возможно индив-ое и груп-ое тестир-ие(2экспериментатора).Состоит из 4 субтестов(Ст). Ст1. «Завершение ситуаций»(10 заданий).Задания представляют собой неоконченные предложения,кот-ые отражают различные проблемные ситуации и даны так,чтобы стимулировать у испытуемого поиск путей их завершения. Задания предложены в закрытой форме.Из 3 вариантов ответов выбирается1.Ст. выявляет общую осведомлённость,умение находить оптимальный выход из экстремальной сит-ии, умение нестандартно решать практ-ие задачи. Ст2 (10 заданий).«Решение житейских проблем». Задания составлены по типу рисунков С.Розенцвейга.Один чел-ек говорит др-ому о какой-то проблеме.Другой чел-ек д. эту проблему решить,выбрав 1 из 3 предложенных вариантов ответов.Задания напр-ны на выявление соц.интеллекта. Ст 3(10 заданий).«Восстановление последовательности развития событий».Задание состоит из 6 картинок,на каждой из к-ых изображён частный эпизод рассматриваемого события.Картинки предъявляются т.о.,чтобы последов-сть событий была нарушена. Испытуемый д.расположить картинки в правильной последовательности. Т.о., исследуются умения воссоздать из фрагментов логическое целое. Ст4 (10 заданий).«Нахождение ключевых моментов ситуации».Предлагаются рисунки и описания различных проблемных ситуаций.Испытуемый д.разгадать проблему и разрешить ситуацию.Иссл-ся умение детально анализировать ситуацию, находить её ключевые моменты.
Обработка рез-ов имеет количес-ый и качеств-ый хар-р.Данные анализ-тся индив-но и по группе испытуемых.Мак-ое к-во набранных баллов:40.Относительно этого числа устанавл-тся % правильно выполненных заданий испытуемым,к-ый сопоставляют с уровнем развития прак.мышления.Н-р,100 - 91% вып-ия задания соот-ет очень выс-ому ур-ню развития прак.мышления.Опред-ся т.ж. степень приближения к соц-психол-ому нормативу.Н-р,если испытуемый получил 20 баллов,то он приближается к соц-психол-ому нормативу,заложенному в тесте,только на 50 %.Обработка груп-ых и индив-ых данных позволяет распределить испытуемых от наиболее до наименее успешных,т.е.на 5 подгрупп. Индив-ые данные обслед-ия можно изобразить графически,отразив стр-ру прак. мышления.Т.о.выявляется неравномерность развития прак. мышления, причинами к-ой м.б. условия жизни чел-ка,особ-ти его д-ти,уровень и хар-р образования.
При изучении спец-ых спос-ей можно испол-ать тесты интеллекта.Н-р, «Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра» позволяет выявить способ-ти вербального,счетно-матем-ого,пространственного,мнемического хар-ра. Тест АСТУР даёт инф-цию об общест-но-гуманитарных,физико-матем-их, естественно-научных способ-ях.Также для диаг-ки спец.способ-ей разработаны спец. методики.Н-р, для изучения музык-ых способ-ей используется«Тест Сишора».Предназначен для обслед-ия музыкантов,для профотбора на профессии,в к-ых необходим хороший слух.Состоит из серии заданий на различение высоты звука, громкости, ритма, длительности,тембра и на тональную память.Испытуемому предъявляют пары звуков,музыкальных фраз,к-ые он должен сравнить.Тесты используют для детей (начиная с 4-го класса) и взрослых. Коэффициенты надежности теста колеблются от 0,55 до 0,85,а валидности — от 0,30 до 0,40.Тесты техн-их способ-ей испол-ся при профотборе.Исследуют технические способ-ти,к-ые проявляются в работе с оборудованием или его частями.Н-р, «Тест Беннета на техническое понимание».Он включает серии картинок с изображением нескольких моделей, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа на вопросы необходимо понимание общих технических принципов, пространственных взаимоотношений и т.д. Надежность, валидность теста Беннета удовлетворительна.