Структура станций метрополитена




Петербургский метрополитен

Скоростная внеуличная транспортная система (подземный общественный транспорт). Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Длина линей 124,8 км. В систему входят 83 вестибюля, 301 эскалатор, 30 траволаторов и более 900 турникетов. Имеется 6 эксплуатационных и одно ремонтное депо. В петербургском метрополитене действует линейная система движения поездов.

Линий метрополитена

1. Первая линия (Ки́ровско-Вы́боргская) или красная линия, соединяет через центр юго-западные и северо-восточные районы Санкт-Петербурга. Крайний северный её участок находится уже в пределах Ленинградской области. В составе линии — 19 станций (Девяткино, Гражданский проспект, Академическая, Политехническая, Площадь Мужества, Лесная, Выборгская, Площадь Ленина, Чернышевская, Площадь Восстания, Владимирская, Пушкинская, Технологический институт-1, Балтийская, Нарвская, Кировский завод, Автово, Ленинский проспект, Проспект Ветеранов). Длина её — 29,57 км, среднее время поездки по всей линии — около 48 мин.

2. Вторая линия (Моско́вско-Петрогра́дская) или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга — от Московского района до северной части Выборгского. В составе линий - 18 станций (Парнас, Проспект Просвещения, Озерки, Удельная, Пионерская, Чёрная речка, Петроградская, Горьковская, Невский проспект, Сенная площадь, Технологический институт-2, Фрунзенская, Московские ворота, Электросила, Парк Победы, Московская, Звёздная, Купчино). Длина её — 30,118 км, среднее время поездки по всей линии — около 48 мин.

3. Третья линия (Не́вско-Василеостро́вская) или зелёная линия, соединяет через центр западные и юго-восточные районы Санкт-Петербурга. (Беговая, Новокрестовская, Приморская, Василеостровская, Гостиный двор, Маяковская, Площадь Александра Невского-1, Елизаровская, Ломоносовская, Пролетарская, Обухово, Рыбацкое). В составе линии — 12 станций, Длина её — 28,822 км, среднее время поездки по всей линии — около 40 мин.

4. Четвёртая линия (Правобере́жная) или оранжевая линия, соединяет центр с юго-восточными районами Санкт-Петербурга на правом берегу Невы. Несмотря на название, полностью «правобережной» никогда не была, так как лишь половина станций линии расположена на правом берегу. В составе линии — 8 станций (Спасская, Достоевская, Лиговский проспект, Площадь Александра Невского-2, Новочеркасская, Ладожская, Проспект Большевиков, Улица Дыбенко). Длина её — 11,2 км, среднее время поездки по всей линии — около 20 мин.

5. Пятая линия (Фру́нзенско-Примо́рская) или фиолетовая линия, соединяет северо-западные районы Санкт-Петербурга с центром, проходит по центральной части Фрунзенского района и выходит в Пушкинский район.. В составе линии — 15 станций (Комендантский проспект, Старая Деревня, Крестовский остров, Чкаловская, Спортивная, Адмиралтейская, Садовая, Звенигородская, Обводный канал, Волковская, Бухарестская, Международная, Проспект Славы, Дунайская, Шушары). Длина её — 26,24 км, среднее время поездки по всей линии — около 39 мин.

 

Пересадочные узлы

· 6 пересадочных узлов двухстанционных (Невский проспект/Гостиный двор, Площадь Восстания/Маяковская, Площадь Александра Невского-1/ Площадь Александра Невского-2, Владимирская/Достоевская, Пушкинская/Звенигородская, Технологический институт -1/ Технологический институт -2).

· Один пересадочный узел трёхстанционный (Спасская/Сенная/Садовая)

 

Станции метрополитена имеют пересадку на объекты железнодорожной инфраструктуры (вокзалы, станции и платформы), дороги в аэропорт и автобусные вокзалы.

Обухово – ж/д станция Обухово

Рыбацкое- ж/д станция Рыбацкое

Купчино – ж/д станция Купчино

Девяткино – ж/д станция Девяткино,Северный автовокзал — междугородный автобусный вокзал.

Балтийская - Балтийский вокзал

Пушкинская / Звенигородская - Витебский вокзал

Ладожская - Ладожский вокзал

Маяковская / Площадь Восстания - Московский вокзал

Площадь Ленина - Финляндский вокзал

Старая деревня – ж/д станция Старая деревня

Удельная - ж/д станция Удельная

Парнас – междугородная автобусная станция

Московская – идут автобусы и маршрутные такси в аэропорт Пулково.

N п/п Наименование показателей Единица измерения Значение
  Эксплуатационная длина линий км 124,8
  Количество линий линия  
  Количество станций станция  
  Количество станций без эскалаторов станция  
  Количество станций с эскалаторами станция  
  Количество станций с траволаторами станция  
  Количество пересадочных узлов узел  
  Количество вестибюлей вестибюль  
  Количество станций, примыкающих к вокзалам и железнодорожным станциям станция  
  Количество эскалаторов эскалатор  
  Количество траволаторов траволатор  
  Количество эксплуатационных депо депо  

Обводный канал - Автобусный вокзал Санкт-Петербурга

 

Типы станций

Всего же в настоящее время в Петербурге представлены станции пяти различных типов:

Пилонные станции (находятся на большой глубине 15 до 105,5 метров). Пилонная станция представляет собой три независимых зала, отделённых друг от друга рядом пилонов с проходами между ними. На станциях такого типа у подземного зала три свода: два над путевыми коробами и посадочными платформами и один на центральной платформой. Цетральная платформа отделена от боковых двумя рядами массивных пилонов, служащих опорами сводам. При этом проходы на боковые платформы либо менее широкие, либо равны по ширине самим пилонам.

На 2020 год таких станций 18 — «Площадь Ленина», «Чернышевская», «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Нарвская», «Горьковская», «Невский проспект», «Сенная площадь», «Технологический институт 2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Спасская», «Обводный канал», «Волковская», «Бухарестская», «Проспект Славы».

 

Колонные станции. На станциях такого типа свод подземного зала поддерживают два ряда колонн, отделяющих боковые посадочные платформы от центральной.

Колонные станции глубокого заложения. Представляет собой три независимых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Основным преимуществом колонной станции является значительно бо́льшая пропускная способность, нежели у пилонной станции. Так же существует разновидность колонно-стеновая станция, на них часть проёмов между колоннами заменена простенком. При этом простенки часто украшают мозаичные панно.

На 2020 год таких станций 18 (колонно-стеновые выделены жирным) — «Гражданский проспект», «Академическая», «Лесная», «Выборгская», «Технологический институт 1», «Балтийская», «Кировский завод», «Проспект Просвещения», «Приморская», «Пролетарская», «Достоевская», «Площадь Александра Невского 2», «Улица Дыбенко», «Комендантский проспект», «Крестовский остров», «Адмиралтейская», «Звенигородская», «Международная».

Колонные станции мелкого заложения имеют свою отличительную особенность — наличие дополнительных опор перекрытия: металлических или железобетонных колонн, расположенных параллельно продольной оси станции. Станции данного типа располагаются на глубине не более 15 метров.

На 2020 год таких станций 6 — «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Беговая», «Новокрестовская», «Дунайская».

Односводчатые станции не имеют деления на центральную и боковые платформы. Единый свод таких станций опирается на их боковые стены. Подземный зал представляет собой ангар с высоким сводом - в центре платформа к которой с двух сторон прибывают поезда. Данный тип станции не имеет никаких конструктивных элементов, помимо свода, и представляет собой однообъёмный большой зал.

На 2020 год таких станций 14 — «Политехническая», «Площадь Мужества», «Озерки», «Удельная», «Пионерская», «Чёрная речка», «Обухово», «Лиговский проспект», «Новочеркасская», «Ладожская», «Проспект Большевиков», «Старая Деревня», «Чкаловская», «Садовая»

Двухъярусная пересадочная односводчатая станция.Разновидностью односводчатой станции является двухъярусная пересадочная станция. В данном случае станция принимает поезда сразу двух линий на четыре пути с пересадкой между линиями в едином конструктивном объёме. Единственной станцией такого типа является «Спортивная». В настоящее время она не используется как пересадочная, есть лишь задел для строительства будущей Кольцевой линии.

Станции закрытого типа. По обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые платформенные раздвижными дверьми, отделяющими тоннели, где останавливаются прибывающие поезда, от зала. Двери открываются/закрываются автоматически после открытия/закрытия дверей поезда. Поезда должны останавливаться с таким расчётом, чтобы створы дверей вагонов точно совпадали со створами дверей зала.

 

Всего в Петербурге существует 10 подобных станций — «Петроградская», «Парк Победы», «Московская», «Звёздная», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Александра Невского 1», «Елизаровская», «Ломоносовская», «Новокрестовская», «Беговая».

 

Наземные крытые станции. В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу. Таким образом, станция является закрытым помещением с собственным воздушным контуром. Преимущество такой конструкции состоит в том, что на ней возможно поддерживать комфортную для людей температуру. Станция расположена на поверхности. На данный момент все станции такого типа в Санкт-Петербурга конечные.

На 2020 год таких станций 5 — «Девяткино», «Парнас», «Купчино», «Рыбацкое», «Шушары».

 

Структура станций метрополитена

Вестибюль — помещение для пропуска пассажиров на станцию метрополитена. Как правило, в вестибюлях размещают кассы, банкоматы, турникеты, металлические рамки. Вестибюль соединяется как с платформой, так и с поверхностью земли. Внутренняя планировка вестибюлей обеспечивает наиболее чёткое распределение пассажиров, преимущественно правостороннее их движение. Для того чтобы исключать пересечение встречных пассажиропотоков, входы и выходы устраивают раздельными. Направление движения пассажиров от входных дверей вестибюлей до платформы и обратно должно быть преимущественно правосторонним. Двери в вестибюли обычно одностворчатые шириной 0,85 м. при высоте 2,2 м. Число дверей соответствует расчётной пропускной способности других элементов станции — эскалаторов, лестниц, коридоров. При входе/выходе в вестибюль располагаются два ряда дверей, разделённых стойками с расстоянием между рядами 2,5 м. В теплое время года обычно один ряд дверей снимают. Двери открываются в обоих направлениях. Несмотря на то, что двери имеют запоры и амортизаторы для плавного закрывания, а также фиксаторы для удержания дверей в открытом положении необходимо использовать верхнюю защитную технику. В вестибюле расположены кассовый зал с кассами и контрольно-пропускными пунктами, разменные автоматы и различные служебные помещения. Продолжением вестибюля являются эскалаторы, лестницы, коридоры, ведущие к поездам. Вестибюли могут быть наземные и подземные.

Наземные вестибюли устраивают в виде отдельно стоящих сооружений или размещают в первых этажах городских зданий. Планировка и конструкция наземных вестибюлей разнообразны. Наземный вестибюль станции глубокого заложения представляет собой сооружение с глубоким подвалом для машинного помещения и эскалаторным залом. Стены и перекрытия наземной части вестибюлей станций глубокого заложения, как правило, возводят из монолитного или сборного железобетона. Вестибюли наземных линий строят из железобетонных конструкций с большими стеклянными витражами.

Подземные вестибюли, как правило, имеют небольшую глубину заложения от земной поверхности. Конструкция их представляет собой бетонные или железобетонные стены, которые перекрыты плоским потолком. Подземные вестибюли получили широкое распространение на площадях и магистралях с интенсивным движением наземного транспорта, где устраивают подземные переходы для пешеходов. Совмещение подуличных пешеходных переходов с входами в метро удобно для пассажиров, которые могут попасть в вестибюль станции с любого места площади или улицы. При этом улицы и площади освобождаются от загромождения большими наземными вестибюлями. Особенные удобства подземный вестибюль создаёт пассажирам на станциях, примыкающих к железнодорожным вокзалам (Купчино — в Санкт-Петербурге).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: