рассказ Т. Толстой «Окошко»




Ученицы 11- А класса

Калиновской Виктории

рассказ Т. Толстой «Окошко»

Рассказ Т. Толстой «Окошко» входит в сборник «Не Кысь». Он небольшой по объему. По жанру, скорее, – пародия (если можно так выразиться) на реалии российской жизни 90-х годов. Показано время всеобщего, глобального, повального дефицита.

Используется типично постмодернистский прием – реалии не обозначены конкретно, размыты, но легко угадываются и время, и место действия: упоминание о Манежной площади, об Александровском садике, Черемушкинском рынке, поэтому читатель легко догадывается, что место действия – Москва, время – середина 90-х годов.

Положив в основу рассказа определенное полуфантастическое событие – выдачу Окошком подарка – Татьяна Толстая использует прием доведения ситуации до абсурда. Но поскольку это развитие (эта фантасмагория) идейно, композиционно и логически оправданна, читатель не чувствует себя одураченным. Без морали, ненавязчиво, подспудно, проповедуя истинные нравственные ценности вместо мнимых ценностей – вещей, автор таким образом выступает против страшной «болезни» (приметы того и не только времени) – «вещизма».

Главный герой рассказа – Шульгин – часто заходит к соседу (Валере Фролову) поиграть в нарды. Он справедливо интересуется, откуда во времена дефицита у соседа ежедневно появляются новые, хотя часто и ненужные вещи.

Вот тут и следует рассказ про волшебное Окошечко, обязательное условие получения «подарка» в котором — ответ: «Беру!». (Причем это «беру!» — обязательно, неважно, что бы ни давали)

Здесь уместно вспомнить про нелепые «розыгрыши» на работе совершенно ненужных людям вещей: когда в газете можно было встретить объявление: «Меняю кастрюлю эмалированную на босоножки импортные и т. д.», про записи в огромные очереди на бытовую технику, мебель и прочий дефицит. Вот они легко узнаваемые реалии того времени.

Шульгин, возражая соседу, говорит: «Бесплатно ничего не бывает!», на что Фролов отвечает: «Не бывает, а дают». Тут автор как бы подчеркивает, что, когда что-то дают, только сам человек решает: брать ему или не брать.

Вот эта авторская мысль, что бесплатно ничего не бывает и является лейтмотивом рассказа…

Здание было совершенно «совковым», вроде авторемонтных мастерских или заводоуправления: третий двор, пятый корпус, всюду мазут и шестеренки, рабочие бегают в спецовках; длинный зеленый коридор и окошечко (из таких зарплату выдают) за деревянной ставней без очереди — сознание совковых людей так устроено, что если что-то дают, должна быть очередь. Понятно, что первая мысль: обманул Фролов. Но раз уж приехал – постучал – ставня распахнулась (за ней никого, только кусок зеленой стены) – «Пакет!» — крикнули в окошечке, «Беру!» — отозвался Шульгин.

…Этим «Беру!» все, получавшие бесплатные блага в окошке, как бы заранее дают согласие на все, что бы им не выдали; это «беру!» обезличивает людей, делает их одинаковыми, делает общей массой. «Беру!» — произносит каждый как пароль, давая тем самым согласие на все, что произойдет дальше. Не случайно же говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Взяв что-то даром, ты обязательно должен подумать, как и чем будешь за это расплачиваться.

В пакете оказалось четыре котлеты, затем – валенки (серые, короткие и неподшитые). Автор явно не просто иронизирует, а издевается над героем. Валенки Шульгин незаметно засовывает в урну, за что и будет впоследствии наказан Окошечком: в следующий раз у Окошечка возникла очередь, и он мучительно ждет: «А вдруг ему не хватит?». Вспомним длинные очереди в советские времена, и рождающиеся в них постулаты; «Больше килограмма в одни руки не давать». Сейчас мы улыбаемся, а тогда не казалось абсурдным, что получить французский женский парфюм можно было только на участника Великой Отечественной войны.

Можно иронично улыбаться, но ведь описанные времена – это тоже наша история. И заслуга Татьяны Толстой том, что она не дает забыться этой истории, воскрешая ее реалии, какие – то небольшие приметы, мелкие детали.

И берет все ненужные предметы и вещи Шульгин только потому, что «ему все это даром дают » (хотя почему и за какие заслуги – неизвестно).

Кроме того, остальным – то дают больше: какие – то коробки, увесистые свертки, некоторые приходили даже с тележками.

Какие чувства и эмоции испытывает главный герой?

Первый мотив – жадность, второй банальная зависть – вот двигатели эмоций и поступков Шульгина. Вот собственно два чувства, которыми и будет в начале рассказа руководствоваться герой. Обычный обыватель, но можем ли мы его осуждать? Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Важно только, чтобы эти чувства сохраняли разумные пределы, и мы не заболевали «вещизмом».

А далее главный герой знакомится с Оксаной. Окошечко приветствует их отношения —дальше пошли электроприборы. Обратите внимание: ценность человеческих отношений стоит в одном ряду с ценностью бытовых предметов. И опять Шульгина неприятно поражает, что у Валеры Фролова больше: в каждой комнате уже по два телевизора, и сверх того, появилась дополнительная комната, хотя по всем подсчета там должна была находиться квартира соседки Наили Файнутдиновны.

Автор продолжает иронизировать, показывая, что в мире вещей не бывает логики: кастрюля не может быть связана с плитой и т. д., поэтому Окошечко, видимо, по ошибке выдает два гриля, а микроволновку только «желтой» сборки, и вообще «Филипс» попадается редко. Перед свадьбой Шульгин надеется на золотое кольцо или оплаченный банкет в ресторане, но выдали дрель.

Но Шульгин ведет себя смирно, все принимает покорно, и вообще ведет себя правильно, с точки зрения Окошка. Поэтому (или совпало), но когда Оксану отвозят в роддом, Шульгин получает простой запечатанный белый конверт, где на листочке в клеточку печатными буквами написано 18, 5 кв. м. Теперь хорошо бы и коляску для ребенка, но увы…Невидимая нечисть выдает огромный газовый мангал, а затем полный набор стройматериалов для мини – бойлерной со всеми трубами, коленами и вентилями

Герой пытается отдать часть подарков соседу, мотивируя тем, что он все даром отдает, на что Фролов отвечает: «Даром ничего на свете не бывает. Даром просто дают. Большая разница!».

Когда Шульгин продает на рынке бойлерную на вырученные деньги покупает коляску ребенку, Окно в отместку герою выдает ему конверт с надписью (уже от руки) минус один. …В новой комнате обвалился целый угол.

Герой пытается понять правила этой странной игры – а события разворачиваются по нарастающей… Ситуация складывается безобразная. С одной стороны, невидимая нечисть из Окошка ежедневно дарит Вам подарки, может, и не самого лучшего качества, но вполне приличные. С другой стороны, не дает эти предметы ни дарить, ни выбрасывать, и торговать ими тоже не разрешает. Полный контроль, и никакого рынка. Это опять пародия на наш советский Госплан. Дальше заданная автором ситуация доводится до абсурда.

Ребенку нужна няня, и когда Окошко крикнуло: «Нянька Кирочке!», Шульгин автоматически отозвался; «Беру!» Только когда эта нянька стала появляться в окне, он осознал масштаб катастрофы… И герой, ломая себя, принимает решение: так дальше нельзя – отбесплатного надо отказаться!

На заманчивое предложение Окошка «крутая тачка с прикольными наворотами» Шульгин с сожалением, но достойно отвечает «не беру!». «А тогда моя очередь », — обрадовалось Окошко и захлопнулось Дальше ситуация разворачивается с точностью до наоборот. После резкого обращения к няньке «отвяжись, проклятая», следует неведомо откуда взявшийся возглас Окошка «беру» — и нянька исчезает

Финал рассказа отчасти открытый, но читатель догадывается, что герой сделал определенные нравственные выводы.

Возможно сюжет произведения чем – то напоминает всем известную «Сказку о рыбаке и рыбке», когда желания героя увеличиваются все больше и больше. Но если в сказке старуха остается у разбитого корыта, то в рассказе герою удается балансировать на тонкой грани между нравственным и безнравственным. Жизнь (или Окошко) предлагает ему выбор, положив на чаши весов мир вещей и мир человеческих отношений.

Главный плюс в том, что Татьяна Толстая без морали, ненавязчиво, подспудно, проповедуя истинные нравственные ценности вместо мнимых ценностей – вещей, таким образом выступает против страшной «болезни» – «вещизма».

«Окошко», безусловно, можно отнести к произведениям постмодернизма и по узнаваемости реалий, и по наличию примет времени, и по игре писателя со словом и текстом, и по аналогиям с русской классикой и т.д. Автор в доступной современному читателю легкой форме поднимает достаточно серьезные нравственные проблемы.

 

 

Цитаты

— Не тренди! Бесплатно ничего не бывает.

— Не бывает, а дают. Как у Якубовича — «подарки в студию!» Якубовичу-то разве народ платит?...

*** *** ***

Шульгин сказал Оксане, что новая комната — это его сюрприз для нее, что будто она всегда там и была, за обоями. А Оксана сказала, что он — самый-самый лучший и заботливый, совершенно просто удивительный.

*** *** ***

— Ты же сам говорил, что бывает?

— Я тебе не сказал, что бывает. Я сказал, что даром дают. Большая разница.

*** *** ***

Но вообще странно как-то складывается, подумал Шульгин,— начинали практически вместе, а сейчас у Валеры целое производство, да и сам он, можно считать, олигарх. А у Шульгина только квартира трехкомнатная, и жена — торговка сосисками.

*** *** ***

Нянька стучалась к Шульгину, Шульгин — к Оксане, нижние соседи, возмущенные шумом, стучали гаечным, вероятно, ключом по батарее.

*** *** ***

— Не беру,— с сожалением, но и с достоинством ответил Шульгин.

— А, тогда моя очередь!— обрадовалось окошко, и ставня захлопнулась.

*** *** ***

— Окошко,— одними бронхами прошептал Шульгин, но его услышали. И окна в квартире исчезли, а вместо них возникла глухая стена, так что стало темно, как до сотворения мира. Оксана завизжала, и Шульгин открыл рот, чтобы сказать: «Оксаночка, Оксаночка». Но догадался. И не сказал.

Следующий-то ход был у Якубовича



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: