Отношения между зятем и тёщей в современном обществе




 

 

Далее З. Фрейд пишет об отношениях в современных семьях: «Из­вес­тно, что от­но­шение меж­ду зя­тем и те­щей сос­тавля­ет и у ци­вили­зован­ных на­родов сла­бую сто­рону ор­га­низа­ции семьи. В об­щес­тве бе­лых на­родов Ев­ро­пы и Аме­рики, хо­тя и нет боль­ше за­конов об из­бе­гании, но мож­но бы­ло бы из­бе­жать мно­гих ссор и неп­ри­ят­ностей, ес­ли бы та­кие за­коны сох­ра­нились в нра­вах и не при­ходи­лось их сно­ва вос­кре­шать от­дель­ным ин­ди­видам. Ино­му ев­ро­пей­цу мо­жет по­казать­ся ак­том глу­бокой муд­рости, что ди­кие на­роды, бла­года­ря за­кону об из­бе­гании, сде­лали на­перед не­воз­можным воз­никно­вение не­сог­ла­сия меж­ду эти­ми ли­цами, став­ши­ми та­кими близ­ки­ми родс­твен­ни­ками. Не под­ле­жит ни­како­му сом­не­нию, что в пси­холо­гичес­кой си­ту­ации те­щи и зя­тя су­щес­тву­ет что-то, что спо­собс­тву­ет враж­де меж­ду ни­ми и зат­рудня­ет сов­мес­тную жизнь. То об­сто­ятель­ство, что ос­тро­ты ци­вили­зован­ных на­родов так не­ред­ко из­би­ра­ют сво­им объ­ек­том те­му о те­ще, как мне ка­жет­ся, ука­зыва­ет на то, что чувс­твен­ные ре­ак­ции меж­ду зя­тем и те­щей со­дер­жат еще ком­по­нен­ты, рез­ко про­тиво­реча­щие друг дру­гу. Я по­лагаю, что это от­но­шение яв­ля­ет­ся, собс­твен­но го­воря, «ам­би­вален­тным», сос­то­ящим из неж­ных и враж­дебных чувств.

(Амбивалентность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.)

 

Из­вес­тная часть этих чувств со­вер­шенно яс­на: со сто­роны те­щи – не­жела­ние от­ка­зать­ся от прав на дочь, не­дове­рие к чу­жому, на от­ветс­твен­ность ко­торо­го пре­дос­тавле­на дочь, тен­денция сох­ра­нить гос­подс­тву­ющее по­ложе­ние, с ко­торым она сжи­лась в собс­твен­ном до­ме. Со сто­роны му­жа – ре­шимость не под­чи­нять­ся боль­ше ничь­ей во­ле, рев­ность к ли­цам, ко­торым при­над­ле­жала до не­го неж­ность его же­ны, и – last not least – не­жела­ние, что­бы на­руши­ли его ил­лю­зию сек­су­аль­ной пе­ре­оцен­ки. Та­кое на­руше­ние ча­ще все­го про­ис­хо­дит от черт ли­ца те­щи, ко­торые во мно­гом на­поми­на­ют ему дочь и в то же вре­мя ли­шены юнос­ти, кра­соты и пси­хичес­кой све­жес­ти, столь цен­ных для не­го у его же­ны.

Ста­ре­ющая мать за­щища­ет­ся от это­го тем, что она жи­вет чувс­тва­ми сво­их де­тей, отож­дест­вля­ет се­бя с ни­ми, ис­пы­тывая вмес­те с ни­ми их пе­режи­вания в об­ласти чувств. Го­ворят, что ро­дите­ли мо­лоде­ют со сво­ими деть­ми; это в са­мом де­ле од­но из са­мых цен­ных пси­хичес­ких пре­иму­ществ, ко­торые ро­дите­ли по­луча­ют от сво­их де­тей. В слу­чае без­детнос­ти от­па­да­ет од­на из луч­ших воз­можнос­тей пе­ренес­ти не­об­хо­димую ре­зинь­яцию в собс­твен­ном бра­ке. Это вжи­вание в чувс­тво до­чери за­ходит у ма­тери так да­леко, что и она влюб­ля­ет­ся в лю­бимо­го му­жа до­чери, что в яр­ких слу­ча­ях, вследс­твие силь­но­го ду­шев­но­го соп­ро­тив­ле­ния про­тив этих чувств, ве­дет к тя­желым фор­мам нев­ро­тичес­ко­го за­боле­вания. Тен­денция к та­кому влюб­ле­нию у те­щи во вся­ком слу­чае бы­ва­ет очень час­то, и или это са­мое чувс­тво, или про­тиво­дей­ству­ющее ему ду­шев­ное дви­жение при­со­еди­ня­ет­ся к ура­гану бо­рющих­ся меж­ду со­бою сил в ду­ше те­щи. Очень час­то на зя­тя об­ра­ща­ют­ся неп­ри­яз­ненные са­дис­ти­чес­кие ком­по­нен­ты лю­бов­но­го дви­жения, что­бы тем вер­нее по­давить зап­ретные неж­ные».

 

Та­бу – по­лине­зий­ское сло­во, ко­торое труд­но пе­ревес­ти, по­тому что у нас нет боль­ше обоз­на­ча­емо­го им по­нятия. Древ­ним рим­ля­нам оно бы­ло еще из­вес­тно; их sасеr бы­ло тем же, что та­бу по­лине­зий­цев; точ­но так же и αγός гре­ков, Kodausch древ­них ев­ре­ев, ве­ро­ят­но, име­ли то же зна­чение, ко­торое по­лине­зий­цы вы­ража­ют пос­редс­твом их та­бу, а мно­гие на­роды в Аме­рике, Аф­ри­ке (Ма­дагас­кар), Се­вер­ной и Цен­траль­ной Азии – ана­логич­ны­ми наз­ва­ни­ями.

Для нас зна­чение та­бу раз­вет­вля­ет­ся в двух про­тиво­полож­ных нап­равле­ни­ях. С од­ной сто­роны оно оз­на­ча­ет – свя­той, ос­вя­щен­ный, с дру­гой сто­роны – жут­кий, опас­ный, зап­ретный, не­чис­тый. Про­тиво­полож­ность та­бу по-по­лине­зий­ски на­зыва­ет­ся nоа – обыч­ный, об­ще­дос­тупный. Та­ким об­ра­зом, с та­бу свя­зано пред­став­ле­ние че­го-то тре­бу­юще­го ос­то­рож­ности, та­бу вы­ража­ет­ся по су­щес­тву в зап­ре­щени­ях и ог­ра­ниче­ни­ях. На­ше со­чета­ние «свя­щен­ный тре­пет» час­то сов­па­да­ет со смыс­лом та­бу.

Ог­ра­ниче­ния та­бу пред­став­ля­ют со­бой не что иное, не­жели ре­лиги­оз­ные или мо­раль­ные зап­ре­щения. Они сво­дят­ся не к за­пове­ди бо­га, а зап­ре­ща­ют­ся собс­твен­но са­ми со­бой. От зап­ре­тов мо­рали они от­ли­ча­ют­ся от­сутс­тви­ем при­над­лежнос­ти к сис­те­ме, тре­бу­ющей во­об­ще воз­держа­ния и при­водя­щей ос­но­вание для та­кого тре­бова­ния. Зап­ре­ты та­бу ли­шены вся­кого обос­но­вания. Они не­из­вес­тно­го про­ис­хожде­ния. Не­понят­ные для нас, они ка­жут­ся чем-то са­мо со­бой ра­зуме­ющим­ся тем, кто на­ходит­ся в их влас­ти.

 

 

Конец 1 части.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: