Особняк миллионера-пароходчика Д.В. Сироткина.




Вот документальный отрывок из архивно-исторической справки: «Двухэтажное с антресолями и флигелем, выходящее своим главным (северным) фасадом на красную линию застройки Верхне-Волжской набережной, здание имело Г-образный абрис плана. Его центральная часть осложнена полукружием полуротонды западного фасада… Главный фасад прорезан семью световыми осями и симметричен относительно центра.

Первый этаж расшит горизонтальным рустом по всему периметру дома и флигеля. Вход фланкирован широкими пилястрами и украшен прямым сандриком небольшого выноса на кронштейнах. Изысканного рисунка филенчатая дубовая дверь входа как бы дополняет это декоративное убранство. Композиционной доминантой является глубокая лоджия, украшенная четырехколонным портиком, придающим дому известную пространственную легкость.

Внутренняя планировка проста и конструктивна. Вдоль главного фасада по второму этажу расположена анфилада комнат, состоящая из столовой, зала-гостиной и кабинета. Главному входу отвечал широкий вестибюль с деревянной лестницей, ведущей на второй этаж.

Интерьеры отличает высокое художественное качество декора. Дом был окрашен в изысканный серовато-голубоватый цвет, на котором особенно четко выделялись беленые детали лепного декора. Цветовая гамма комнат отвечала их назначению».

В этой большой цитате много специальных, широкому кругу читателей незнакомых терминов, но если подойти с этим текстом к дому, то это описание оживает. Без всякого словаря, как музыку можно прочесть архитектурный замысел этого дома, почувствовать и подивиться его совершенству.

Дмитрий Васильевич Сироткин, купец 1-й гильдии, крупнейший нижегородский судовладелец (15 пароходов, 49 барж, капитал более 1,5 миллиона рублей), меценат, городской голова Нижнего Новгорода, выходец из балахнинских крестьян, задумал построить в самом центре города жилой особняк (где впоследствии планировал разместить музей). Сдержанно-торжественный, выполненный в традициях русского классицизма, этот дом был спроектирован и выстроен в 1913—1916 годах тогда начинающими, впоследствии известными советскими архитекторами братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными. Получив заказ из Нижнего Новгорода, сами волжане (Леонид родился в Нижнем Новгороде, младшие братья — в Юрьевне), Веснины, влюбленные в природу родного края, принялись за работу над новым проектом с большим увлечением. Интересно, что заказчик обратился к молодым зодчим с очень нестандартным требованием. «Вы, — говорил он (вспоминает в 1937 г. в одной из своих статей В.А.Веснин),— выстройте такой дом, чтобы после моей смерти он мог быть музеем, но квартира, в которой я буду жить, чтобы была деревянной...» И еще. «Сироткин решил сделать в кабинете звездное небо… приказал поставить «агромадные» звезды из лучшего червонного золота». Таким образом, в новом здании должны быть изба с русской печью, в кабинете – синее небо с золотыми звездами, фонтан и раздвигающаяся стена в спальне… Эти пожелания хозяина, в которых переплелись воедино и взгляды прогрессивного человека своего времени, и типично купеческие вкусы, поставили перед авторами проекта определенные трудности: не в ущерб архитектуре дома надо было исполнить волю владельца. Но молодое горение и талант, а также присущее Весниным чувство стиля помогли им достичь в выстроенном особняке городского головы исключительной гармонии, четкости и ясности как в планировке и формах экстерьера и интерьеров, так и в декоративном их убранстве. Стройные пропорции самого здания, колонн лоджии, парковой полуротонды и вестибюля, лепнина и позолота, росписи плафона столовой, исполненные А. Весниным по его же рисункам, — все продумано, во всем единство и чувство меры. В каждом зале, в каждой комнате, равно как и во всем внешнем облике дома,— особая ясность и значимость и в то же время камерность, какая-то чисто русская теплота и задушевность. Это и комнаты жилого дома, и нечто большее… Недаром интерьеры особняка Д.В.Сироткина вот уже 60 лет являются музейными залами, а сам дом включен в перечень лучших архитектурных памятников города. Это первое самостоятельное творение молодых архитекторов, по мнению специалистов, заслуженно относится «к лучшим образцам русской предреволюционной архитектуры».

Городской голова Сироткин, много хорошего сделавший для Нижнего Новгорода, после революции эмигрировал и жил в Югославии. В спешке покидая родину, он спрятал часть вещей. При организации музея в потайных комнатах подвала были обнаружены принадлежавшие Сироткину старообрядческие иконы (ныне экспонируются), шубы, шали.

После октябрьского переворота не сразу определилось место дома в новой исторической среде. Но уже в 1924 году в нем разместился художественный отдел историко-художественного музея. Официальные названия его менялись, однако нижегородцы любовно называли его «художественный», гордились им, и на посещаемость музей никогда не жаловался.

Так прошло более 70 лет. Коллекция музея получила мировую известность. Экспонатам стало тесно (более 10 000 единиц хранения), да и ремонт капитальный, наконец, потребовался.

В 1992 году музей выехал в кремлевский губернаторский дом. С тех пор именно в кремлевском дворце находится его основная экспозиция русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. А ремонтные работы в особняке на Верхне-Волжской набережной затянулись… (Увы, знакомая картина). Запас прочности здания был огромен. И оно долго не разрушалось. Но всему есть предел: начались серьезные проблемы…

С большим трудом находили деньги, музей начали частично восстанавливать. Первой многообещающей ласточкой стало восстановление пристроя, где демонстрируется самое большое в России станковое полотно (698x594 см), посвященное историко-патриотической теме, – картина К. Е. Маковского «Воззвание Минина» (1896)…

Теперь возвращается к жизни и основное здание (памятник архитектуры федерального значения). В нем уже проходят выставки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: