ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Психологический институт Российской академии образования»

I МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ЭТИКЕ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

И ПСИХОТЕРАПИИ

Сборник материалов

Под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской,

Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой

Москва, 2017

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА В ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Вечерин А.В., канд.психол.н., магистр юриспруденции

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

В статье будут рассмотрены вопросы регламентации профессиональной деятельности психолога посредством этического кодекса, его соотношение с действующими в России правовыми нормами. Будут даны рекомендации по разработке этического кодекса в целях его соответствия с действующими правовыми нормами.

Ключевые слова: этический кодекс психолога, правовые нормы, регуляция профессиональной деятельности

На текущем этапе развития психологических услуг все чаще обсуждается вопрос о нормативных способах регламентации деятельности психологов. Такая тенденция наблюдается в связи с влиянием нескольких факторов: возрастание потребности общества в качественных психологических услугах, повышение уровня нормативно-правовой грамотности граждан и уровня профессионализма психологов, создание профессиональных объединений. В России развивается рынок оказания неклинической психологической помощи, но уровень его правовой регуляции недостаточно хорошо развит. Такая ситуация, с одной стороны, тормозит развитие психологической помощи населению, а, с другой, приводит к повышению уровня недоверия людей к специалистам- психологам(Клименко, 2007).

Можно выделить три основных вида регламентации деятельности психолога: регламентация общими правовыми нормами, закрепленными в действующем законодательстве; регламентация специальными нормами, закрепленными в отдельных нормативных правовых актах; регламентация посредством локальных нормативных правовых актов. Рассмотрим особенности каждой из этих форм регуляции профессиональной деятельности психолога в российском правовом поле.

Регламентация общими правовыми нормами, закрепленными в действующем законодательстве

Приведем пример основных актов, регулирующих трудовую деятельность психолога ранжированные по принципу убывания юридической силы:

1. Международные документы: Хартия прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конвенции Международной организации труда; 2. Федеральные нормативные акты: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О персональных данных", Федеральный закон "Об образовании в РФ". В отдельных случаях требуется изучение других нормативных правовых актов;

3. Региональные и местные нормативные акты: например, Закон г. Москвы "О психологической помощи населению в городе Москве";

4. Локальные нормативные акты и нормативные акты общественных объединений: регламенты принятые отдельными учреждениями или организациями. Этический кодекс психолога относится чаще всего к нормативным актам общественных объединений, хотя может быть принят в качестве локального нормативного акта организации.

Помимо нормативных актов отдельные нормы, регулирующие деятельность психолога, могут быть сформулированы в трудовом договоре. Заметим, что локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, не могут ухудшать условия труда работника, сформулированные в нормативных актах более высокого уровня, а также сформулированных в трудовом договоре.

Регламентация специальными нормами, закрепленными в отдельных нормативных правовых актах

В российском законодательстве нет нормативного правового акта федерального уровня, который бы регламентировал статус неклинического психолога, основные требования к его образованию и квалификации, определяющему принципы, направления и формы его деятельности, пределы его профессиональной ответственности (Клименко, 2007).

На уровне регионального регулирования такой нормативный акт принят в городе Москве - закон " О психологической помощи населению в городе Москве". Обратим внимание, что согласно ст.3 этого закона под его действия попадают все специалисты-психологи, работающие в учреждениях города Москвы. К сожалению, в этом законе не указано, какие именно учреждения попадают в зону действия нормативного акта. Заметим, что категория "учреждения" относится к категории "некоммерческих организаций" (п. 1 ст. 120 ГК РФ), а значит, действие этого закона не распространяется на частных психологов - консультантов и психологов, работающих в коммерческих организациях. В качестве примера этического кодекса как отраслевого нормативного акта можно привести Этический кодекс психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области. К сожалению, автору этой статьи не удалось найти подобные нормативные акты, принятые в других регионах Российской федерации.

Регламентация посредством локальных нормативных правовых актов и нормативных актов общественных организаций

Локальный нормативный правовой акт - это внутренний документ организации-работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила поведения (права и обязанности) самой организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством (ст.8 ТК РФ). В трудовой договор с психологом часто включают пункт о соблюдении профессиональной этики. К сожалению, в большинстве случаев в организации нет принятого локального нормативного акта об особенностях этики психологической работы. В этой ситуации к психологу могут применяться только общие принципы понимания общечеловеческой этики. Наиболее удобным понятием этической оценки деятельности психолога тогда будет "аморальный поступок ", используемое в трудовом праве (п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ). Точного определения аморального поступка нет, поэтому существует очень разнообразная судебная практика в его толковании. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17. 03. 04 № 2 по данному основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью: учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений и др. По данному основанию может быть уволен психолог работающий с несовершеннолетними (в школе, детском саду, психологическом центре и т.д.).

Наиболее часто этический кодекс психолога принят как нормативный акт какого-либо общественного объединения. Согласно ст.30 Конституции РФ " Каждый имеет право на объединение". Более подробно права и обязанности общественных объединений описаны в законе "Об общественных объединениях" N82-ФЗ. Согласно ст.20 указанного закона устав общественного объединения должен предусматривать условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения. В качестве обязанности члена объединения психологов может быть указано соблюдение этического кодекса, а в качестве основания утраты членства - нарушение этических норм.

Основополагающим условием участия человека в общественном объединении является принцип добровольности (ст.5 Закона N82-ФЗ). Таким образом, психолога нельзя принудить вступить в общественное объединение и следовать определенным этическим принципам. Помимо этого, человека нельзя ограничивать вступать в несколько общественных объединений, а значит, на психолога, который является членом нескольких профессиональных объединений, будут действовать сразу несколько этических кодексов. Можно представить ситуацию, когда психолог совершает действия, описанные в одном кодексе, как неэтичные, а в рамках другого кодекса, признанные как допустимые.

В иерархии силы нормативных актов на территории Российской федерации юридической силой большей, чем этический кодекс, обладают акты международного права, федеральные, региональные, отраслевые нормативные акты, профессиональные стандарты, условия трудового договора.

Возникает закономерный вопрос о том, какую функцию выполняет этический кодекс. В общем виде этический кодекс можно описать как свод правил, регламентирующих поведение членов какой-либо группы (сообщества, объединения), представляющий собой описание допустимых и недопустимых форм поведения на основании анализа этических принципов данной группы. Интересная точка зрения на профессиональные этические кодексы у американского философа Джона Лэда (LaddJohn, 1991). Он утверждает, что нет специальной этики присущей отдельным профессионалам. У профессионалов нет особого морального статуса, который позволяет им делать то, что другие не могут. При назначении дисциплинарных процедур, методов вынесения приговоров и принципов, которые называются «этическими», профессиональные сообщества автоматически преобразуют их в юридические правила поведения, такие как устав организации, правила, обнародованные должностным лицом, правила клуба, правила этикета, этические кодексы или другие социальные стандарты поведения. Философ полагает, что такие кодексы нельзя считать этическими, т.к. они отражают не этику, а "юридические правила игры отдельного клуба".

Само понятие этический кодекс используется не только в профессиональной деятельности, но и широко применяется в корпоративной культуре (Дубинина М.В., 2002, Тульсанова О.Л., 2008). Таким образом, можно выделить профессиональные и корпоративные этические кодексы. К основным функциям корпоративных этических кодексов относятся: репутационная, управленческая, развивающая. Этичное поведение сотрудников формирует у клиентов и партнеров компании хорошую репутацию организации, помогает решать трудные ситуации и управлять производственными процессами, развивает сотрудников организации как профессионалов (Карлов, 2012).

Профессиональный этический кодекс может решать более широкие задачи. Майлк Дэвис (Davis Michael, 2013) выделяет следующие функции:  Руководство и вдохновение. Этические кодексы служат позитивным стимулом для этичного поведения и полезными рекомендациями, советами относительно основных обязательств членов группы, к которым они применяются;  Поддержка (защита). Кодексы оказывают позитивную поддержку тем, кто стремится действовать этично. Публично провозглашенный этический кодекс позволяет профессионалу, который находится под давлением действовать неэтично, сказать: «Я связан кодексом этики моей профессии, который гласит, что...». Это обеспечивает уровень группового сотрудничества в принятии решений по моральным вопросам. Более того, кодексы потенциально могут служить правовой поддержкой в судах для тех, кто стремится выполнять моральные обязательства, связанные с работой;  Образование и взаимопонимание. Создание кодексов стимулирует обсуждение этических проблемных вопросов в профессиональном сообществе, что стимулирует развитие профессионализма, улучшает взаимопонимание внутри профессионального сообщества, а также способствует общему пониманию требований к профессионалу со стороны государственных организаций, общества в целом;  Имидж профессионала. Этические кодексы формируют у общества представление о профессионале, что способствует развитию конкретной профессиональной сферы. Помимо этого наличие этического кодекса позволяет профессиональному сообществу достигать большей самостоятельности в рамках саморегуляции;  Общие профессиональные стандарты. Разнообразие моральных взглядов среди отдельных профессионалов приводит к необходимости, чтобы профессиональное сообщество устанавливало четкие правила профессионального поведения в определенном минимальном стандарте, за пределами требований закона, рынка, морали и общественного мнения. Введение таких стандартов помогает профессионалам честно конкурировать на рынке труда.

Можно сделать вывод, что этический кодекс психолога решает целый ряд задач, связанных с развитием, управлением, защитой психологов и клиентов, принятый в отдельном конкретном профессиональном сообществе и распространяющий свое действие только на членов этого сообщества.

Наиболее общие этические принципы организации работы психолога были сформулированы в Универсальной декларации этических принципов для психологов, принятой Генеральной ассамблеей международной организации психологической науки в 2008 году. В этом документе сформулировано 4 базовых этических принципа: уважение достоинства людей и народов, компетентная забота о благосостоянии людей и народов, честность, профессиональная и научная ответственность перед обществом.

В целом текст этой Декларации носит скорее рамочный, обобщенный характер. В этой связи возникает множество вопросов о том, какое поведение психолога можно трактовать как "ответственное перед обществом", а какое "безответственное". Такая обобщенность указанных в этой Декларации норм вытекает из необходимости создать единую систему этических ценностей для очень большого числа различных направлений психологии. Сходную проблему описывает Дж. Линдсей в процессе разработки Мета-кодекса этики EFPA (Дж. Линдсей, 2012).

Можно сделать вывод, что в ситуации разработки универсального кодекса для различающихся видов профессиональной психологической деятельности неизбежно будет происходить обобщение принципов и потеря конкретной специфики этой деятельности. Например, попытка объединения этического кодекса гештальт-терапевта и этического кодекса психоаналитика вполне вероятно не удовлетворит ни одного из указанных профессионалов.

Для анализа соотношения этических норм в работе психолога и существующих норм российского законодательства был выбран этический кодекс Российского психологического общества (далее Кодекс). Выбор этого кодекса обоснован широким охватом специалистов из разных областей психологии и достаточно высокой универсальностью предложенных формулировок. Заметим, что отдельные вопросы в других этических кодексах могут быть рассмотрены иным способом.

Кодекс рассматривает психолога только как профессионала, имеющего высшее психологическое образование. Эта позиция подтверждается и в существующем законодательстве в рамках новых профессиональных стандартов, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. К сожалению, пока разработаны только два психологических профессиональных стандарта: педагог-психолог (психолог в сфере образования), психолог в социальной сфере. Профессионального стандарта психотерапевта на данный момент не существует.

Первый принцип Кодекса - уважение. В рамках этого принципа перечислены основные этические нормы. В п.1.1.i указано, что психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от расы, цвета кожи и т.д. Напомним, что ст.19 Конституции РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Таким образом, в Конституции РФ эта норма сформулирована жестче и четче, чем в этическом кодексе. Кодекс понимает непредвзятое отношение к клиенту как отношение, основанное на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у психолога при общении с клиентом, не должно оказывать никакого влияния на выводы и действия психолога. В узком понимании термина "субъективное впечатление" надо учитывать, что многие направления психотерапии в качестве обязательного компонента организации психотерапевтической работы используют "внутренний отклик терапевта". Таким образом, Этический кодекс запрещает использовать подобные техники. В широком смысле понимания термина "субъективное впечатление" можно утверждать, что консультационная и психотерапевтическая работа построена преимущественно на субъективных образах психолога.

Особый интерес представляет п. 1.2 - конфиденциальность. Согласно Кодексу информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Важно помнить, что такого понятия как психологическая тайна нет в существующем российском законодательстве. Тайна исповеди охраняется законом в соответствии с пунктом 7 ст. 3 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", а священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (это закреплено также в п. 4 ч. 3 ст.56 УПК РФ и п. 3 ч. 3 ст.69 ГПК РФ). Психолог, напротив обязан по требованию прокурора (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"), письменному запросу следователя, органа дознания, суда (ст. 29 УПК РФ) обязан предоставить, в том числе информацию конфиденциального характера о клиенте. Более того, психолог не имеет права разглашать данные предварительного следствия, т.е. не имеет права сообщать клиенту о факте обращения к нему следователя (ст. 161 УПК РФ). Можно представить ситуацию, в которой на суде клиент узнает, что психолог дал против него свидетельские показания. Клиент обращается в Этическую комиссию РПО, т.к. Кодекс не предусматривает любого неоговоренного с клиентом разглашения информации. Возникает определенное противоречие между Кодексом и существующим российским законодательством. Для избегания подобных противоречий такие императивные нормы в Кодексе следует дополнять фразой "если это не противоречит существующему законодательству".

В рамках проблемы соблюдения конфиденциальности часто возникают вопросы, не урегулированные Кодексом. Например, как поступить психологу в ситуации, если он узнает о намерении клиента совершить преступление. В существующем законодательстве нет обязанности сообщать обо всех готовящихся или совершенных преступлениях. Статья 205.6. УК РФ "Несообщение о преступлении" обязывает сообщать только о готовящемся террористическом акте, публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля, насильственный захват власти. Таким образом, законодатель не обязывает нас сообщать о факте готовящегося или совершенного убийства обычного гражданского лица. Можно представить ситуацию, когда психолог рассказал полиции о том, что его клиент хочет совершить убийство. Следственные органы провели с клиентом работу, но не обнаружили причину в возбуждении уголовного дела. Клиенту становится известно о нарушении конфиденциальности, и он подает на психолога в суд согласно статье 137 УК РФ - нарушение неприкосновенности частной жизни.

Интересной представляется проблема сбора и хранения психологом данных о клиенте. Напомним, что право на неприкосновенность частной жизни лица без его согласия закреплено в ст. 23 Конституции РФ. В Уголовном кодексе РФ эта норма конкретизирована в ст.137 Уголовного кодекса РФ: "Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия... наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет". Как видно из формулировки, разглашение конфиденциальной информации - это не только нарушение этического кодекса, но и уголовное преступление, совершив которое, психолог может лишиться возможности заниматься профессиональной деятельностью или оказаться на скамье подсудимых. В некоторых ситуациях психологического консультирования психолог записывает рассказы клиента с его согласия. Клиент может рассказывать не только о себе, но и о третьих лицах (родственниках, друзьях и т.п.). Психолог, фиксируя эти данные, фактически занимается сбором информации о лицах, которые не давали своего согласия на такую процедуру. Во избежание подобных правовых конфликтов рекомендуем хранить данные только о самом клиенте.

Еще сложнее дело обстоит в ситуации работы с несовершеннолетними. Этический Кодекс определяет Клиента как лицо, которое лично обратилось к психологу за психологической помощью. На практике мы знаем, что ребенка часто приводят на консультацию родители. В этой ситуации логично предположить, что родители являются заказчиками психологической работы, а ребенок выступает в роли клиента. Этический Кодекс не разводит эти понятия. В практической деятельности психолога часто возникают вопросы, какую информацию о несовершеннолетнем клиенте психолог должен предоставлять родителям. Согласно Семейному кодексу РФ родители ребенка имеют право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке. Психолог по требованию родителя (или иного законного представителя ребенка, например, назначенного службой опеки или судом) обязан предоставить всю информацию о содержании психологической работы с ребенком. Есть ряд случаев, когда психолог сам обязан сообщить родителям или органам опеки, другим службам об угрозе жизни ребенка. Согласно п.3 статьи 56 Семейного кодекса РФ граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. По мнению автора этой статьи к таким ситуациям относятся не только факты насилия в семье, но и высокий риск суицида у несовершеннолетнего клиента. В ст.125 УК РФ под оставлением в опасности понимается заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству... в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу. Работа психолога в ситуации высоких суицидальных рисков соответствует этому определению. В этой ситуации для защиты психолога от уголовного преследования мы рекомендуем в письменной форме предупредить родителей о наличии высоких суицидальных рисков у ребенка. Экземпляр предупреждения с подписью родителей должен храниться у психолога.

Кодекс настаивает, что порядок хранения и обращения с полученными в ходе исследования данными должен быть строго регламентирован. К сожалению, сами требования к регламентации подобных данных не приведены. Для разрешения этого вопроса нам следует обратиться к Федеральному закону "О персональных данных", в котором очень подробно описаны все требования и процедуры работы с персональными данными. Полагаем, что Кодекс следует в этой части дополнить фразой "... в соответствии с действующими законодательными нормами обработки персональных данных".

Вызывает вопросы формулировка пункта 1.4 Кодекса о том, что психолог не должен препятствовать желанию клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний). Остается непонятным, какие именно юридические противопоказания имеются в виду. На практике мы часто сталкивается с ситуацией, когда вмешательство другого специалиста только усугубляет проблему клиента, т.к. в связи с различными обстоятельствами мы не можем выстроить единую систему работы.

Важной темой в организации работы психолога является невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях. В п.2.5. Кодекса закреплено, что если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога преждевременно прекратить работу с клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии клиента, психолог должен обеспечить продолжение работы с клиентом. Мы видим серьезные противоречия в данном вопросе с существующим трудовым законодательством в части запрета принудительного труда. Согласно ст.37 Конституции РФ труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Трудовой кодекс РФ рассматривает принудительный труд как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ст.4 ТК РФ). Таким образом, указанный пункт Кодекса вынуждает психолога продолжать работу под угрозой применения санкций (пункт 3 части II Кодекса) и может рассматриваться как принудительный труд. Возможно, авторы Кодекса имели в виду продолжение работы психолога с другим специалистом, но тогда это нужно было уточнить отдельно.

Достаточно проблематичным для реализации на практике является принцип честности в части взаимоотношения с работодателем. Кодекс предполагает, что при приеме на работу психолог (а его определяют как лицо, получившее высшее психологическое образование) должен предупредить работодателя, что профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог. В итоге для соблюдения этой нормы у всех звеньев руководства должно быть психологическое образование, что само по себе невозможно в принципе. Мы предлагаем исключить этот пункт из Кодекса.

В тексте этического Кодекса есть определенные противоречия между предложенными нормами этичного поведения. Так в п.4.2.ii приемлемой для психолога рекламой считается информация, которая не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия. Но уже в следующем пункте 4.2.iii психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Подобные противоречия в формулировках внутри одного этического кодекса снижают его эффективность в реализации поставленных задач и затрудняют его исполнение профессионалами.

Крайне важной темой в этической регламентации деятельности психолога является конфликт интересов психолога и клиента. Во многих зарубежных кодексах сформулированы четкие императивные нормы по данному вопросу. Кодекс регламентирует, что психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами. Согласно определению, принятому Кодексом, клиентом является лицо, группа или организация, которое лично обратились за психологической помощью. Можно сделать вывод, что согласно этому определению статус клиента сохраняется и после прекращения психологической работы. Понятие личных отношений, используемое в Кодексе, не определено в российском законодательстве. Фактически в данной формулировке не указаны конкретные формы таких отношений (например, в некоторых этических кодексах оговорен запрет на сексуальные отношения с клиентом), время, в течение которого действует запрет. По всей видимости, этот запрет пожизненный. Представим ситуацию, когда психолог через 10 лет после окончания психологической работы женится/выходит замуж за клиента. Согласно Кодексу к психологу в этом случае можно применить указанные санкции, т.к. это нарушение этического кодекса. Психолог обращается в суд с просьбой восстановить его членство в РПО, т.к. указанный пункт нарушает его свободу на частную жизнь. Скорее всего, суд будет на стороне психолога.

Выводы

Этический кодекс представляет собой нормативный документ, регламентирующий работу членов профессионального сообщества и не противоречащий действующему законодательству. Разработка этического кодекса должна в первую очередь основываться не только на общечеловеческих ценностях, но и на особенностях конкретных этических проблем, с которыми сталкиваются специалисты в своей работе. Формулировки этического кодекса должны быть непротиворечивыми и понятными профессиональному сообществу. Принципы и формы работы этических комитетов должны быть четко регламентированы в этическом кодексе и направлены не только на контроль соответствия действий психологов существующим нормам, но и на формирование круга проблемных задач, неурегулированных действующим кодексом, внесение предложений по изменению формулировок с целью развития профессионального сообщества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: