I. Содержание тем теоретических занятий по дисциплине «Медиатекст и основы копирайтинга»
Раздел 1. Медиатекст и медиапространство: история становления понятий
Тема 1. Основные подходы к пониманию медиапространства. Текстоцентричный подход: медиапространство - как «дискурсивное» пространство.
Тема 2. История формирования понятий "медиадискурс", "медиатекст", медиа- и информационное пространство. Разработка категориального аппарата в работах зарубежных и отечественных исследователей.
Раздел 2. Основные категории медиатекста
Тема 3. Медийность, массовость, интегративность, открытость Интертекстуальность как обязательная категория медиатекста. Медиатекст и закономерности текстообразования.
Тема 4. Медиатекст в функционально- прагматическом аспекте. Специфика автора и адресата. Дифференциация медиатекста по способу производства текста; по форме (фактуре); по каналу распространения; по функционально‐ жанровому типу текста; по тематической доминанте.
Раздел 3. Типология медиатекстовой реальности
Тема 5. Печатный медиатекст. Типология и рейтинги современных отечественных печатных СМИ. Жанрово-стилистический аспект журналистского медиатекста в печатных СМИ: интервью, репортаж, статья, фельетон, очерк.
Тема 6. Телевизионный медиатекст. Жанровая специфика телетекста. Телевизионная картина мира. Телевизионный текст как разновидность креолизованного текста: изобразительно‐ выразительные средства телевидения. Видеориторические фигуры. Специфика и правила построения телевизионной речи.
Тема 7. Радио-текст. Жанровая специфика радио. Особенности радиокоммуникации. Выразительные средства радиоречи. Тембральная метафора. Специфика и правила построения радийного текста.
|
Тема 8. Специфика Web‐ медиатекста.Интернет: понятие, основные сервисы. Медиатекст в системе интернет‐ коммуникаций.
Жанровые особенности веб‐медиатекста. Определение, специфические свойства интернет‐СМИ
Типология интернет‐СМИ. Требования к интернет‐публикациям. Электронный гипертекст как особый тип текста.
Гиперссылки, их виды и принципы работы с ними. Контент сайта. Блоги и их контент.
Раздел 4. Рекламный текст в структуре современного медиапространства
Тема 9. Современные рекламные стратегии и их разновидности. Рационалистическая и проекционная рекламные стратегии.
Тема 10. Типологический профиль рекламного текста: характеристика рекламного текста по рекламируемому объекту, по целевой аудитории, по цели.
Раздел 5. PR-текст в структуре современного медиапространства
Тема 11. PR‐текст в медиапространстве. Задачи и функции PR-текста. Специфика PR‐текста как разновидности медиатекста. Таргетированность.
Тема 12. Типология PR-текстов по целевой аудитории, по каналу распространения, по сложности. Оперативно‐новостные, оперативно‐исследовательские, исследовательско‐новостные, исследовательские, исследовательско‐ образные PR-тексты. PR-текст и "шкала новостийности".
II. Вопросы к экзаменам
Курс, 3 семестр
1. Социальные сети: специфика текстового контента
2. Социальные сети: типология
3. Специфика наиболее популярных блог‐платформ
|
4. Интернет‐журнал, или веблог: типология
5. Лид. Виды лидов и технологии создания
6. Функции и виды заголовков интернет-новости
7. Структура интернет-новости. Принципы расположения информации.
8. Интернет‐новость: жанровая специфика
9. Жанровые особенности веб-медиатекста
10. Требования к интернет‐публикациям
11. Гиперссылки, их виды и принципы работы с ними
12. Контент сайта: структура и содержание
13. Типология интернет‐СМИ
14. Определение, специфические свойства интернет‐СМИ
15. Проблема статуса интернет‐СМИ
16. Специфика Web-медиатекста и факторы, ее определяющие
17. Специфика и правила построения радийного текста
18. Жанровая специфика радио. Особенности радийного репортажа
19. Выразительные средства радиоречи
20. Особенности радиокоммуникации
21. Речевые особенности телевизионного текста
22. Изобразительно‐выразительные средства телевидения. Видеориторические фигуры
23. Основные принципы, виды и функции монтажа
24. Коммуникативные стратегии телеречи
25. Жанровая специфика телетекста
26. Специфика телевизионного текста и его структура
27. Функции телевидения
28. Понятие телевизионной картины мира
29. Очерк: специфика жанра и разновидности
30. Фельетон: специфика жанра
31. Статья: специфика жанра и его разновидности
32. Репортаж: специфика жанра и технология создания
33. Интервью: специфика жанра и типология
34. Газетные художественно-публицистические материалы
35. Журнальные художественно-публицистические материалы
36. Специфика художественно‐публицистических жанров
37. Базовые информационные и аналитические жанры
|
38. Периодическая печать: жанровый подход
39. Формы и функции интертекстуальных знаков в медиатексте
40. Этапы создания медиатекста
41. Приемы языкового манипулирования в медиатексте
42. Адресат медиатекста
43. Образ автора в медиатексте
44. Типология медиатекста по тематической доминанте
45. Типология медиатекста по функционально-жанровому признаку
46. Типология медиатекста по каналу распространения
47. Типология медиатекста по форме (фактуре)
48. Типология медиатекстов по способу производства
49. Основные категории медиатекстов
50. Медиатекст: подходы к определению понятия и сфера функционирования
Курс, 4 семестр
1. Ньюслеттер (корпоративное издание): типология и технологии создания
2. Кейс-стори: структура и содержание
3. Имиджевое интервью: структура и содержание
4. Имиджевая статья: структура и содержание
5. Байлайнер: структура и содержание
6. Письма и поздравления: технологии создания
7. Заявление для СМИ: структура и технологии создания
8. Факт-лист: типология и технологии создания
9. Лист вопросов-ответов: технологии разработки
10. Бэкграундер: структура и технологии создания
11. Типология пресс-релизов
12. Пресс-релиз: структура и технологии создания
13. Исследовательско‐образные PR-тексты
14. Исследовательские PR-тексты
15. Исследовательско‐новостные PR-тексты
16. Оперативно‐исследовательские PR-тексты
17. Оперативно‐новостные PR-тексты
18. Типология PR-текстов по сложности
19. Типология PR-текстов по каналу распространения
20. Типология PR-текстов по целевой аудитории
21. Базовые характеристики PR-текста
22. Жанровая природа PR-текстов
23. PR-текст: подходы к определению понятия
24. Основные макеты печатной рекламы.
25. Особенности визуального компонента рекламного текста, основные приемы создания рекламного образа.
26. Принципы «креолизации» рекламных текстов. Особенности использования паравербальных средств в рекламе
27. Сценаристика рекламных радио- и теле-роликов
28. Рекламный текст в интернете
29. Специфика и разновидности текста печатной рекламы
30. Рекламный каламбур и его разновидности
31. Особенности языковой игры в рекламном тексте
32. Кода в рекламном тексте и ее разновидности
33. Типология аргументов (доводов) в рекламном тексте
34. «Зачин» и его разновидности
35. Основные элементы ОРТ и их функциональная нагрузка
36. Заголовок рекламного текста: функции, виды, приемы создания
37. Типовая структура рекламного текста.
38. Рекламный слоган: типология, приемы создания и особенности функционирования в рекламном тексте.
39. Логико-композиционные модели построения рекламного текста.
40. Жанровая природа рекламного текста.
41. Типология рекламного текста по рекламоносителю / каналу передачи рекламного сообщения.
42. Типология рекламного текста по целевой аудитории.
43. Типология рекламного текста по цели и задачам.
44. Типология рекламного текста по рекламируемому объекту
45. Типология рекламного текста по отношению к рекламе
46. Проекционная рекламная стратегия и ее виды
47. Рационалистическая рекламная стратегия и ее виды
48. Рекламные стратегии, факторы, влияющие на выбор рекламной стратегии
49. Основные этапы создания рекламных текстов
50. Рекламный текст: дефиниция, функциональная специфика
III. Контрольная работа (темы рефератов)
Курс, 3 семестр
1. Структура и рейтинг федеральных (или региональных) печатные СМИ.
4. Художественно-публицистические жанры в современных отечественных печатных СМИ.
5. Информационные жанры в современных отечественных печатных СМИ.
6. Региональная печатная аналитическая журналистика.
7. Федеральная печатная аналитическая журналистика.
8. Журнал /Газета <НАЗВАНИЕ>: особенности контента.
9. Современное Интервью: структура, тематика, языковые особенности.
10. Современный Репортаж: структура, тематика, языковые особенности.
11.Современная Статья: структура, тематика, языковые особенности.
12.Современный Фельетон: структура, тематика, языковые особенности.
13. Современный Очерк: структура, тематика, языковые особенности.
14. Структура и рейтинг регионального радио.
15. Структура и рейтинги федеральных радиоканалов.
16. Структура и рейтинги федеральных телеканалов
17. Структура и рейтинг регионального телевидения.
18. Радиоканал/Радиопередача <НАЗВАНИЕ>: специфика контента
19. Телеканал/Телепередача <НАЗВАНИЕ>: специфика контента.
20. Структура новостных интернет-ресурсов.
21. Новостной интернет-ресурс <НАЗВАНИЕ>: особенности контента.
22. Структура современной интернет‐журналистики.
23. Интернет-журнал /блог <НАЗВАНИЕ>: особенности контента.
24. Структура современных соцсетей.
25. Специфика контента соцсети <НАЗВАНИЕ>.