Из истории профессии, профессиональной ориентации.




В далеком прошлом нашим предкам было несколько проще: кто в какой семье родился, тот тем и становился.

Первые лаборатории профессиональной ориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Это официальная информация. А на самом деле профессиональная ориентация возникла еще в глубокой древности. И исходила она из потребностей развития общества.

Появление новых профессий диктовали перемены, происходящие в разные эпохи времени.

Первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом.

Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.

Образование всегда ценилось! История доказывает, что в середине III тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне уже имелись определенные экзамены, их называли испытаниями.

Около 530 года до нашей эры знаменитый математик Пифагор в Кротоне (Южная Италия) создал уникальную школу, в которой изучали геометрию, астрономию, музыку; в старших классах - экономику, политику, медицину. Пифагор ценил умственные способности своих учеников и говорил, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия». Он был очень внимательным учителем. Пифагор оценивал смех, умение говорить, походку молодых людей. Он считал, что по смеху можно определить характер человека. Он наблюдал за каждым новым учеником, за тем, как ученики свободно могли высказать свое мнение.

С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и т.п.

С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение - начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века - и интернет. Так возник целый пласт профессий информационных работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров. Благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели.

Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.

В русский язык слово «профессия» пришло в XVIII веке, скорее всего с французского и означает «публичное заявление о роде своей деятельности», а французы это слово заимствовали из латинского языка.

Первое собственно профориентационное учреждение - служба по «приисканию» работы - появилось в нашей стране в 1897 г. Но уже с 80-х гг. XIX века в России стали систематически выпускаться различные справочники, «Адрес-календари», «Студенческие альманахи», указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование.

Первые исследовательские работы по профессиональной ориентации были проведены Педагогическим музеем при Московском Учительском доме (1912–1917 гг.). В результате ряда исследований учащихся различных типов школ, выяснялось, какие профессии привлекают наибольшее внимание, ставились вопросы о причинах, побуждающих юношей выбирать те или иные профессии.

Активно вопросами профориентации в России стали заниматься в середине 20-х годов. В Центральном институте труда (ЦИТ), основанном в 1921 г. была создана особая лаборатория, занимавшаяся профориентацией.

В 1927 г. В. М. Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда. Основная задача бюро заключалась в рациональном распределение рабочей силы. За несколько лет своего существования в бюро прошли обследования более 7 миллионов человек. С открытием в последующие годы подобных учреждений в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери сформировалась целая сеть бюро профконсультаций.

В соответствии с основополагающими идеями советской педагогики в задачи школьного обучения включалась подготовка детей к активной трудовой деятельности. Советская школа должна была давать общеобразовательную и политехническую основу, на которой строилась подготовка человека к любой профессии. Соединенный с обучением произвольный труд выступал как мощный фактор воспитания и подготовки учащихся к выбору своего жизненного пути.

Программа подготовки «хорошего работника» в школе, разработанная одним из основателей трудовой политехнической школы П. Т. Блонским, обосновывала необходимость проведения профориентационной работы уже с начальных классов.

В 1924 г. с целью создания кадрового резерва для различных отраслей народного хозяйства и культуры, старшие классы школы-девятилетки были профессионализированы.

После окончания Великой Отечественной войны, на XIX съезде КПСС был снова поставлен вопрос о политехническом обучении молодёжи. Принятый в 1958 г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» может рассматриваться как один из этапов в развитии профориентации учащихся в нашей стране. Тем не менее, полноценное возрождение профориентации в СССР началось только в 70-х годах во многом благодаря работам Евгения Александровича Климова, в то время сотрудника Института профессионально-технического образования.

80-е годы можно назвать золотым веком в истории российской профориентации. Было издано постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), которое дало значительный импульс для развития профессиональной ориентации. Основной акцент был сделан на работе со школьниками. В школах стали открываться кабинеты профориентации, был введен обязательный для всех учащихся предмет «Основы производства. Выбор профессии». Одним из создателей этого профориентационного курса была Чистякова Светлана Николаевна.

В период 1990-х годов школьная профориентация была почти разрушена. В 1991 году вышел федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.

Сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: