Мамаков Николай Васильевич




ОТЗЫВ

на автореферат диссертации Исхакова Радика Равильевича

«Христианское просвещение и формирование культурно-религиозных институтов татар-кряшен Волго-Уральского региона (последняя четвертьXVIII- начало XXвв.)»,

представленной на соискание ученой степени доктора исторических наук

по специальности 07.00.02 – Отечественная история

 

Диссертация Р.Р.Исхакова посвящена христианскому просвещению кряшен. Актуальность темы исследования определяется тем, что кряшены – это один из малоизученных народов России. И появление новых исследований по истории и культуре кряшен можно только приветствовать, но давать им при этом принципиальную оценку.

Кто же такие кряшены? Кряшены - это православный тюркоязычный этнос, обладающий самобытной культурой, языком, традициями, историей и самосознанием. В 1926 году во время первой советской переписи населения кряшены могли свободно самоопределяться, и 120 тысяч человек указали свою национальность как кряшены. Однако в дальнейшем с конца 1920-х годов в результате сталинской национальной политики, в основе которой начался курс на «укрупнение» этносов, кряшены были насильственно приписаны к татарам как их этноконфессиональная группа. Все, кто из кряшен противились «слиянию» с татарами, были вскоре репрессированы. Вслед за этим кряшены лишились национальных школ, техникума, газет, возможности созывать съезды и самостоятельно решать вопросы своего образования и культуры. Но, несмотря на это, кряшены сохранили свою самобытность и православную веру. Однако, они столкнулись с административным давлением в Татарстане, где для того чтобы численность татар в республике была больше половины населения региона, кряшен по-прежнему продолжают указывать в качестве субэтноса «единого и неделимого татарского народа». Несмотря на это, во время двух последних переписей населения 2002 и 2010 гг. кряшен выделили в качестве отдельной переписной категории. Сегодня кряшены не приемлют продолжения в отношении себя в какой бы то ни было форме политики большевиков, которая была направлена на «слияние» кряшен с татарами.

Вопрос о том, считать ли кряшен субэтнической группой в составе татарского этноса или же самостоятельным народом, должен решаться самими кряшенами, поскольку определение национальности, согласно статьи 26 Конституции России, является личным делом самих граждан («Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»). Анализ содержания автореферата свидетельствует о том, что Р.Р.Исхаков придерживается позиции, что кряшены – субэтнос татарского этноса, с чем не согласны сами кряшены.

Одним из критериев, которым должна отвечать диссертация на соискание ученой степени, является то, что предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации Р.Р.Исхакова, судя по автореферату, такая аргументация и оценка отсутствуют, чтоприводит к перекосу и тенденциозности. Диссертант не вступает в дискуссию, не опровергает доводы ученых, придерживающихся иной точки зрения на этногенез кряшен, считающих кряшен самостоятельным этносом (Тишков В.А., Журавский А.В., Соколовский С.В., Баркарь Е.В., Казьмина О.Е., Насилов Д.М., Илизарова В.В., Титова Т.А., Пучков П.И., Алексеев И.Е., Сулейманов Р.Р.), не говоря о научных публикациях самих кряшен (Фокин А.В., Глухов М.С., Максимов И.Г., Сизов Д.В, Колчерин А.С. и др.), а порой полностью игнорирует и не упоминает их работы в историографическом обзоре исследуемой темы. Это говорит или о политической ангажированности диссертанта, подгоняющего свои результаты под поставленную задачу, или о научной небрежности и недобросовестности.

Позиция профессора кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Казьминой, считающей, что «кряшены отличаются высокой степенью этнической и религиозной консолидации, самосознанием отдельного этноса»[1], руководителя Центра по изучению религий и этноконфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Павла Пучкова (1930-2008), считающего, «что кряшены по численности находятся на 23 месте среди более чем 190 народов России, но при этом не только не имеют собственного административно-территориального образования, но и лишены многих элементарных прав. Кряшены не малочисленный народ, они существуют и имеют право требовать, чтобы с их существованием считались»[2], и выводы ученых Уральского отделения РАН о том, что «кряшены – высококонсолидированный этнос с плотными внутриэтническими связями и высоким уровнем национального самосознания, слабо подверженный ассимиляционным процессам и с ярко выраженным стремлением отмежеваться от татарского этноса, к которому причисляет его официальная статистика. Кряшены имеют в своем составе мощный слой культурной и управленческой элиты и способны самостоятельно решать вопросы национально-культурного развития»[3] диаметрально противоположны позиции Р.Р.Исхакова.

В связи с этим попытка диссертанта «вывести» этногенез кряшен из татар XVII-XVIII веков вызывает недоумение, поскольку говорить о собственно татарах как едином этносе применительно к XVII-XVIII вв. с научной точки зрения не приходится, т.к. к тому времени этническое самосознание у широких слоев, преимущественно сельского населения, еще было не развито, а наименование «татары» самими татарами стало использоваться лишь на рубеже XIX-XX веков (до этого они самоопределяли себя больше как мусульман, т.е. по конфессиональному, а не этническому признаку). И происхождение кряшен из татар - отнюдь не доказанная истина. Даже если в качестве рабочей гипотезы допустить, что кряшены – это татары, принявшие православие, то с таким же успехом можно считать, что татары – это кряшены, принявшие ислам.

Этноним «кряшены», с одной стороны, самоназвание, а, с другой стороны, этот термин принят в ряде официальных документов РФ. В частности, при переписи населения 2002 и 2010 годов кряшены были выделены отдельной строкой в перечне национальностей.

В любом исследовании - в магистерской, в кандидатской, а тем более, докторской диссертации, важнейшая роль принадлежит основным понятиям, составляющим основу и опорные узлы научной работы, ее понятийно-терминологическому аппарату. В связи с этим требование уточнения и определение значений терминов как уже используемых, так и вновь вводимых, необходимо для исключения разночтения. Без четкого определения основных понятий и терминов диссертация не может представлять собой законченное научное исследование.

Диссертант использует в тексте автореферата понятия и термины: «кряшены», «крещеные татары», «старокрещеные и новокрещеные татары», «татары-кряшены». Термин «кряшены» встречается в тексте автореферата - 136 раз, «крещеные татары» - 93, «старокрещеные и новокрещеные татары» - 24 и «татары-кряшены» - 54. В том числе в названии диссертации и 1-й главе использован термин «татары-кряшены», в заглавии 2-й главы «крещеные татары», а в заглавии 3 и 4 глав - «кряшены». Термин «кряшены» в автореферате диссертации упоминается более чем в 2 раза чаще, чем слово «татары-кряшены».

В диссертации, судя по тексту автореферата, диссертант не дает четких определений основополагающим для исследования терминам и понятиям.

В связи с этим возникают резонные вопросы: О ком идет речь? Диссертант использует эти термины как синонимы? В чем отличие «кряшен» от «татар-кряшен»? Что в таком случае соискатель понимает под объектом и предметом исследования?

Р.Р.Исхаков чуть ранее пояснял, что термин «татары-кряшены» - это обозначение кряшен [4], и это позиция, принятая в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, в связи с этим возникает вопрос: с какой целью вводится это обозначение?

В чем научная новизна диссертационной работы Р.Р.Исхакова? В попытке введения в оборот нового термина или в выявлении новой этнической группы «татары-кряшены»? Тогда почему автор в духе заявленной реисламизации не говорит о «православных татарах» - современных этнических татарах-мусульманах, принявших православие? Почему они выпали из поля зрения диссертанта? Или у него сверхзадача - доказать, что кряшены от татар "произошли"? Или потому что он руководитель Центра по изучению татар-кряшен и нагайбаков в Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан?

Вызывает удивление и то, что диссертация на тему «Христианское просвещение и формирование культурно-религиозных институтов татар-кряшен» не была представлена и обсуждена с участием кряшенского духовенства и кряшенской общественности. Например, кряшенская интеллигенция даже не в курсе, что планируется защищаться докторская диссертация по кряшенам. В Татарстанской митрополии РПЦ кряшенское духовенство представлено по линии Благочиния кряшенских приходов с центром в Кряшенском приходе Тихвинской церкви г. Казани, настоятелем которого является благочинный кряшенских приходов Татарстанской митрополии РПЦ кандидат богословия, протоиерей Павел Павлов и Кряшенской духовной миссии, руководит которой настоятель храма святителя Николая Чудотворца с. Кряш-Серда Пестречинского района Республики Татарстан иерей Дмитрий Сизов.

Вышедшая в 2017 году коллективная монография с участием диссертанта «История и культура татар-кряшен» вызвала неприятие в кряшенской среде. При этом презентация книги почти в 1000 страниц «История и культура татар-кряшен» прошла с участием Общественной организации кряшен Республики Татарстан (ООК РТ), члены руководства которой также высказались отрицательно относительно позиции автора диссертации Р.Р. Исхакова о том,что кряшены – продукт насильственной христианизации татар и против использования термина «татары-кряшены» ( Людмила Белоусова – председатель исполкома ООК РТ, Татьяна Дунаева – член президиума ООК РТ ). Диссертант прекрасно в курсе того, что никто из кряшен не приемлет отождествление себя с татарами, тем более, никто из кряшен никогда себя не станет именовать «татарином-кряшеном» или «крещенным татарином», поскольку считает для себя это оскорбительным. Однако вместо того, чтобы отойти от этого, и именовать кряшен кряшенами, т.к. они себя сами именуют, диссертант сознательно продолжает повторять эти штампы.

В Татарстане «по умолчанию» используется этноним «кряшены», за исключением некоторых националистических изданий, допускающих оскорбительное для кряшен использование терминов «крещеные татары» или «татары-кряшены». К таким следует отнести и Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ в лице Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков, издающего книги и сборники. Данная структура за государственные бюджетные средства занимается тем, что оправдывает курс на слияние кряшен с татарами, обосновывая, что самобытный тюркоязычный православный этнос кряшены будто бы часть татарского этноса, фактически «научно» обосновывая слияние кряшен с татарами. К сведению, «Центр изучения истории татар-кряшен и нагайбаков» был создан по инициативе Общественной организации кряшен РТ в 2010 году. В настоящее время «Центр изучения татар–кряшен и нагайбаков» имеет в штате 5 сотрудников, все они этнические татары-мусульмане и среди них нет ни одного кряшена.

Следует отметить, что данный Центр, по нашему наблюдению, специально наращивает свою деятельность, (выпускает книги - «История и культура татар-кряшен», представляет на защиту диссертации - «Христианское просвещение и формирование культурно-религиозных институтов татар-кряшен…»), с целью "научно" обосновать к переписи 2020 года, что кряшены – неотделимая часть татар, с чем сами кряшены категорически не согласны.

В 2009 году председатель Государственного Совета Республики Татарстан, глава Ассамблеи народов Татарстана Фарид Мухаметшин озвучил численность кряшен в республике: порядка 200 тысяч человек. Перепись 2010 года показала рост числа кряшен по России на 40%, а по Татарстану и вовсе на 60% за прошедшие 8 лет после переписи 2002 г. С одной стороны, это показывает смехотворность старых данных, а с другой, говорит о том, что большая часть этноса кряшены была также вписана в татары.

Кряшены считают себя самостоятельным тюркоязычным этносом, а не "частью" другого мусульманского народа, и кряшены не "конфессиональная группа" и не «субэтнос» татарского народа, а самобытный этнос. И данная диссертация, несмотря на то, что в ней присутствует обширный материал по истории кряшен, который интерпретируется и фактически направлен против кряшен, что противоречит требованиям к квалификационным работам, а именно критериям объективности и непредвзятости.

В подтверждение приведем выдержку из письма председателя правления Общества кряшен г. Нижнекамска Тамары Багаутдиновой: « На протяжении многих лет мы боремся за свои корни, за право признания народа кряшен. Но на сегодняшний день по телевидению и в некоторых изданиях нас до сих пор называют «татарами-кряшенами ». Кряшены г. Нижнекамска и Нижнекамского района просят правление Общественной организации кряшен Татарстана, Совет Ассамблеи народов Татарстана впредь не допускать неуважительного отношения к народу кряшен ».

Приведем еще одно высказывание кряшена из г. Набережные Челны Григория Дементьева, которое как нельзя более точно характеризует отношение к идее слияния кряшен с татарами: «Комментируя статью по поводу презентации книги «История и культура татар–кряшен», скажу следующее: во-первых, выясняется, что книга о нас не нами (кряшенами) написана. Когда о тебе пишут другие, то факты пересматриваются не в твою пользу (это мое мнение). Во-вторых, очевидно, что заглавие книги на обложке лично меня унижает и оскорбляет. Я - не татарин, я – кряшен. Никто не вправе определять мою идентичность, это мое право, гарантированное Конституцией России, а здесь мой статус искажен вопреки моей воле. Мне хочется пожелать «нерадикалам» и «истинным» лидерам кряшенского движения, чтобы они не ошиблись в выборе и не предали надежды простых кряшен на самоопределение кряшенского народа. От себя еще скажу - мои предки были кряшенами, и мой отец и моя мама были кряшенами, без приставки «татарин». Вы меня извините, я своих предков и своих родителей предать не могу. Я всегда буду считать и называть себя кряшеном, без приставки татарин. У меня много друзей татар, не меньше чем кряшен. Они меня все любовно называют «керэшен малае», и я для них просто кряшен ».

Но более всего о недопустимости ущемления права на самоопределение целого народа говорит следующий документ «Декларация кряшен о самоопределении», и с этим нельзя не считаться, т.к. игнорирование целым народом не способствует этноконфессиональному миру и спокойствию в России, и если какой-то этнос ощущает дискомфорт, то это явно расходится с декларируемой в Татарстане политикой толерантности.

Тема христианизации кряшен безусловно, представляет исторический интерес. Автор проанализировал и привлек большой объем материала, но, диссертация имеет нескрываемую националистическую подоплеку, вытекающую из сверхзадачи, решаемой диссертантом, обоснования единства и неделимости татарской нации, желания обосновать происхождение кряшен из татар XVII-XVIII веков, поэтому она не может быть рекомендована к защите в представленном виде. Мы полагаем, что диссертация могла бы претендовать на научность при условии соблюдения принципов объективности научного исследования и беспристрастного отношения к материалу, исключающих политическую и националистическую мотивацию.

Судя по автореферату, диссертация не отвечает требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней, а его автор – Исхаков Радик Равильевич не заслуживает присуждения ученой степени доктора наук.

 

Автор отзыва: кандидат архитектуры, профессор

Мамаков Николай Васильевич

 

Место работы: ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

Должность: профессор кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест

Адрес: 420043, Казань, ул. Зеленая, 1, к.4, к. 4-405а, кафедра градостроительства и планировки сельских населенных мест

тел. +7(843)510-47-04

E-mail: grado@kgasu.ru

 

 

5 июня 2018 г.

 

Контактные данные:

Учёный секретарь диссертационного совета Данилов Андрей Анатольевич:

Адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38, корп. 1, каб. 502
Телефон: 8(927)-844-42-30
E-mail: danilov.andrey@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: