Особенности работы педагога с детьми раннего возраста




Исследовательская активность ребёнка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития как в этот, так и в последующий возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития его познавательной сферы.

Для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для самостоятельной деятельности детей с предметами, обеспечивать их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они были выполнены из разного материала, имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.

В работе с маленькими детьми необходимо учитывать специфические особенности возраста. Прежде всего, воспитатель должен помнить, что педагогические воздействия наиболее эффективны, когда взрослый вступает в индивидуальный контакт с ребёнком. Маленький ребёнок лучше воспринимает предложения, вопросы, объяснения воспитателя, адресованные ему лично, чем обращения к группе в целом. При этом ребёнку легче понять и принять предложения взрослого, если они высказываются доброжелательным тоном, сопровождаются ласковыми прикосновениями, взглядами в глаза и другими проявлениями положительного отношения.

Ещё одна важная особенность работы с детьми раннего возраста — низкая эффективность чисто вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются бесполезными, и не только потому, что дети ещё плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать своё поведение посредством слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать маленькому ребёнку интерес к ней.

Из сказанного следует, что с маленькими детьми нельзя проводить фронтальные занятия, построенные по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять собственную активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего «смыслового поля», эмоциональная включённость самого взрослого в совместную деятельность. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, увлечь ею и таким образом вызвать у него желание действовать.

Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности ребёнка и взрослого. Следует разумно сочетать совместную деятельность ребёнка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. При этом совместная деятельность не должна навязываться ребёнку. Взрослый предлагает малышу новые интересные занятия, подключается к его игре, откликается на просьбу малыша о помощи, помогает преодолеть затруднения, а также правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша — важно, чтобы ребёнок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрёшки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Воспитатель не должен требовать от ребёнка точного воспроизведения образца действий. Следует активизировать ребёнка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например, «Разве сюда подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое». Взрослый поощряет действия ребёнка, хвалит его. Наилучшим образом малыши овладевают предметными действиями, если они включены в сюжетную или дидактическую игру.

Включение детей в повседневные дела также способствует овладению предметными действиями, познавательному развитию. Помогая воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, малыши и осваивают разнообразные действия, и знакомятся с новыми понятиями («чистый», «грязный», «сухая» и «мокрая земля»), учатся классифицировать предметы.

Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Педагоги должны поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса ребёнка к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малышей — ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребёнка объектов и действий.

Воспитатели вместе с детьми могут наблюдать за различными явлениями природы. Совместные наблюдения поддерживают или пробуждают интерес детей к окружающему, вызывают удивление, радость открытия нового. В каждое время года воспитатель привлекает внимание малышей к изменениям в природе. Во время прогулки детей можно познакомить с названиями растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются. Наблюдения обогащают чувственный опыт ребёнка, дети узнают много нового об окружающем мире, знакомятся с разнообразными свойствами природных объектов.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых они на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Так, собирая букеты из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, дети получают представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.

Воспитатели должны также пробуждать и поддерживать интерес детей к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать за работой взрослых (как воспитатель кормит рыбок, птичку, хомячка, ухаживает за цветами; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др.). Педагог комментирует свои действия, рассказывает, чем заняты люди, отвечает на вопросы детей.

В целях ознакомления детей с окружающим миром воспитателям следует читать им книги, показывать иллюстрации, диафильмы и видеофильмы познавательного характера. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии в этом случае находятся в открытом доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой стороне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр. Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Ребёнку будет интересно, если воспитатель напишет его имя на бумаге или на песке. Однако это не означает, что детей следует специально обучать грамоте и заниматься с ними математикой. Достаточно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнитной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.) и поддерживать интерес малышей.

Специальное внимание следует уделять организации игр, направленных на умственное развитие ребёнка. К таким играм относятся детские лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками и пр.

Следует учитывать, что замыслы малыша в раннем возрасте ещё очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он часто стремится к целям, реализовать которые ещё не умеет, а неуспех вызывает сильную аффективную реакцию. Без помощи взрослого ребёнку трудно правильно скоординировать и распределить свои действия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для данной конкретной задачи. На взрослых лежит обязанность оснастить малыша необходимыми ему способами действия, откликаясь на его просьбы или предлагая ему помощь по собственной инициативе. При этом помощь взрослого не должна гасить инициативу и самостоятельность ребёнка. Взрослый предоставляет малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: