История голубой кружечки с золотым узором




С помощью моих родителей, бабушки и соседей нашего участка, а также литературы я многое узнала.

Мои дедушка и бабушка купили наш участок в 1997 году у жительницы города Карабаша Поляковой А.А. Она со своей семьей начала освоение этой территории с 1969 года. До этого момента на данной прибережной территории был нетронутый человеком лес. Поэтому я предполагаю, что найденная мною кружка принадлежала именно семье Поляковых. Строительство хозяйственных построек и навеса, под которыми была погребена найденная мною кружка, Поляковы вели в период с 1974 по 1975 год. Значит, в земле кружка пролежала целых 40 лет!

На дне кружки я увидела загадочные буквы. Сначала я решила, что это буквы "ГВ". Я пыталась угадать, что они означают, и подбирала разные слова. Но потом я выяснила, что это совсем другие буквы - "ПЗ". Это было выгравированное клеймо завода (рис.7), по которому мы с мамой нашли информацию о заводе, где была произведена моя кружка. А именно на фарфоровом заводе "Пролетарий" поселка Пролетарий Новгородской области (рис.8). Данное клеймо ставилось на изделиях, выпущенных на заводе в период с 9 ноября 1962 по 9 ноября 1964 года. Из чего следует вывод, что возраст моей находки составляет около 52-54 лет. Кружка родом из прошлого XX века, она немного младше моей бабушки. А история завода, на котором была произведена кружка, начинается ещё в конце XIX века.

3. История завода "Пролетарий"

Завод при деревне Новая Мельница на берегах реки Ниши вблизи села Бронницы Крестецкого уезда Новгородской губернии (рис.8), основанный Петром Казимировичем Рейхелем, первоначально получил название «Меркурий». На нем изготавливали гончарные, а затем фарфоровые и фаянсовые изделия. Многие из них не расписывались и по качеству уступали изделиям Волховской фарфорофаянсовой фабрики И. Е. Кузнецова. На производстве было занято 25 работников.

Один из представителей династии купец и лесопромышленник Иван Емельянович Кузнецов, владевший наряду с Волховской фарфорофаянсовой фабрикой Чудовским стекольно–хрустальным заводом, выкупил заложенный в 1892 году Рейхелем завод. Запустив производство, Кузнецов привез из Москвы мастеров по изготовлению фарфора, и в 1893 году завод начал давать новую продукцию. По имени находившегося вблизи от нее самого крупного населенного пункта – Бронницы – фабрику стали именовать Бронницкой.

К началу ХХ века на Бронницкой фарфорофаянсовой фабрике работало 1100 человек, производилось около 890 тонн изделий в год.

После февральской революции в марте – апреле 1917 года на всех фарфорофаянсовых предприятиях Кузнецова были созданы комитеты и советы старост, взявшие под контроль производство. Выпуск изделий удалось наладить не сразу: не было запасов сырья и топлива, почти все оборудование в цехах находилось в плачевном состоянии. В годы гражданской войны, фабрика работала с перебоями.

В ноябре 1922 года по инициативе рабочих Бронницкой фабрики предприятие было переименовано в «Пролетарий». С 1925 года «Пролетарий» полностью перешел на выпуск фарфора. На заводе бережно сохраняли формы и виды росписи фарфора, секреты, передаваемые из поколения в поколение.

Во время Великой Отечественной войны в феврале 1942 года завод «Пролетарий» был эвакуирован в Красноярск. Оставшиеся рабочие наладили в этом же году выпуск печурок для фронта, готовили гипс для госпиталей. Корпуса завода сильно пострадали при бомбежках поселка, и когда в марте 1944 года началось восстановление завода, все пришлось начинать с нуля. К январю 1945 года выпускалось уже 90 тыс. фарфоровых изделий. В мае 1945 году открылось художественно – ремесленное училище.

В 1962 году завод реконструировали и принципиально изменили технологию производства. В 1967 году был освоен выпуск тонкостенного фарфора. Высокую оценку на выставке в Монреале получили медали с видами Новгорода.

К 1970 году было намечено выпускать около 50 млн. изделий. Изготовление, обработка и декорирование значительного количества изделий стали поточными.

В 1980 – е годы четвертая часть всей продукции «Пролетария» декорировалась способом шелкографии, или сдвижной деколи. Значительная часть деколей изготавливалась по рисункам художников «Пролетария». На предприятии внедрили роспись солями металлов, декорирование золотом, люстровыми покрытиями.

Среди изделий, выпускаемых в 1970-е – 1980-е годах, – декоративные тарелки, панно, вазы, скульптура, сувенирные изделия, чайники, кружки, кувшины, карандашницы. В 1980 – 1990-е годы – пудреницы, подставки для яиц, туалетные приборы, скульптура.

В начале 2000-х годов предприятие работало уже под названием ЗАО «Возрождение» (рис.9).

 


Заключение

 

Земля хранит ещё очень много тайн, которые скрыты от глаз человека. По мнению моих однокласников и их родителей большую часть составляют предметы быта древних цивилизаций, чуть меньше следы доисторических животных, сокровища, а ещё меньше загадочные и неизвестные человеку волшебные и фантастические являения и предметы. (диаграмма 4).

Оказывается мало кому из моих одноклассников и их родителей удавалось принять участие в археологических исследованиях. Всего лишь 12 % из опрошенных мною человек принимали в них участие. Но хотели бы участвовать все участники опроса.

Участники моего опроса хотели бы найти в своих археологических раскопках:

· следы погибшей цивилизации (древние города, Атлантиду);

· постройки и предметы быта (старинную утварь, украшения, древние вазы и кувшины, керамику с интересным узором, свитки древних рукописей);

· останки доисторических животных (кости или скелет динозавра и человека);

· клады, сундуки с сокровищами, золотые или серебряные украшения, старинные монеты.

В тот день, когда я нашла части кружки и склеила их, я поставила перед собой цель продолжить своё археологическое исследование и собрать побольше информации о своей находке. Я не ожидала, что кружка окажется такой старой, а также то, что ей пришлось провести в земляном плену столько лет, прежде чем я ее нашла. Для моих близких был удивительным тот факт, что в строительном хаосе я сумела найти все части разбитого чайного предмета и впоследствии собрать их воедино.

К сожалению, мне не удалось узнать более подробно о том, как моя кружка попала в то место, где я ее нашла, и как была разбита, потому что ее бывших хозяев я не смогла опросить. Может она была любимым чайным предметом кого-то из членов семьи, и он очень переживал его потерю, но это всего лишь предположения.

Мое археологическое исследование было очень интересным и познавательным. Необходимо не только аккуратно, не повредив находку, извлечь ее из земли, но и найти ее исторический след. Это сложная и интересная профессия археолог заинтересовала меня, и может быть, когда я вырасту, то стану археологом.

Я очень рада, что у меня была возможность провести такое исследование и рассказать о нем.

Теперь моя кружечка стоит у меня на полке как экспонат в музее - в маленьком музее моих собственных достижений, а я горжусь своей археологической находкой (рис.10).


Список литературы

 

1. Предметно-тематический указатель фарфоровых, фаянсовых и керамических предприятий Союза Советских Социалистических Республик. 1917-1991// Сайт: Среди коллекционеров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://publish.collectors.ru/ factory.htm

2. Клейма, марки, метки на фарфоре. //Форум коллекционеров «Совфарфор коллекционерам. Полезная информация » Сайт: Sovfarfor [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://art.sovfarfor.com

3. Фарфор Союза Советских Социалистических Республик. Каталог по заводам СССР. Новгородский ордена «Знак Почета» фарфоровый завод «Пролетарий» РСФСР// Сайт: Фарфор Союза Советских Социалистических Республик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sovfarfor.forumbb.ru/ viewtopic.php?id=100

4. Насонова И. С., Насонов С. М., Гольский И. А., Дворкин Г. Л., Марки советского фарфора, фаянса и майолики. В 2-х т. - М.: Издательство «Среди коллекционеров», 2009.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Издательство "Русский язык", 1986.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: