Цель: выработать профессиональную компетенцию будущих учителей географии в области проведения разных форм контроля на уроках географии.
Задачи:
- выявить различия между традиционным и новым подходом к проверке и оценке результатов обучения географии;
- определить преимущества и недостатки различных способов контроля;
- научить студентов выбирать формы виды учебного содержания, подлежащие контролю;
- начать формирование умений формулировать вопросы и задания различного типа и вида применительно к конкретным темам и урокам географии.
Активизация знаний о формах контроля на уроках географии.
Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение урока, а также в процессе всего учебного года.
В методической литературе предлагается две классификации форм контроля знаний и умений учащихся на уроке:
– традиционные и нетрадиционные,
индивидуальные и фронтальные.
+ следующие виды контроля – опрос (письменный и устный),
тестирование,
зачёт,
семинар,
конференция,
географические диктанты,
контрольная работа,
самостоятельная работа,
работа с заданиями на карточках и т.п.
На практике чаще всего применяются традиционные формы и виды как,
устный опрос,
письменный опрос,
контрольная работа,
проверка домашней работы.
Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся.
Сущность этого вида контроля заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по изученному материалу, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. «+»
«-» Этот вид требует значительных затрат времени
и позволяет в течение урока проверить знания не более 3-4 школьников.
Как устранить этот недостаток
Письменный опрос учащихся применяется относительно редко. Часто письменный опрос называют самостоятельной работой.
Суть вида заключается в том, что учитель дает учащимся записанные на доске, листочках задания (примеры), которые они выполняют в течение 10-12 мин.
По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал.
«+»
Преимущество письменного опроса заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.
«-»
Проверка домашних работ учащихся является одним из ведущих видов контроля.
Лучшие результаты достигаются при ежедневной проверке.
Этот метод позволяет учителю ежедневно контролировать качество усвоения изучаемого материала, определять пробелы в знаниях учащихся и на основе этой информации корректировать планы последующих знаний.
«+»
«-»
Отношение к идее отказа от д/з
Среди наиболее часто встречающихся в педагогической практике нетрадиционных форм и видов контроля выделяются:
тестирование,
зачёт,
семинар,
конференция,
географический диктант,
опрос по карточкам,
кроссворды,
цифровые диктанты.
Тестирование в последнее время становится очень распространенным видом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед детьми некоторой системы вопросов, ответы на которые позволяют определить уровень знаний и умений.
При помощи географических диктантов также можно выявить знание учебного материала, проверить правильно ли ученики понимают географические термины определенной группы. Учитель сжато диктует, а ученики дописывают названия. Например, учитель диктует: «Та часть горы,
где начинается возвышение поверхности, носит название...», «Суша, окруженная водой -...» и т.д.
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите, какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе. В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?
2. Какие инновации при проведении проверки знаний учащихся встречались вам в процессе обучения?
3. Возможно ли проверить и оценить степень сформированности опыта эмоционально – ценностного отношения к миру? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 1. Сравнить подходы к толкованию результатов обучения в различных нормативных документах (стандарт, типовые программы, авторские программы), сделать выводы. Результаты сравнения отразить в таблице:
Задание 2. Определить роль учебников географии в проверке результатов обучения. Выявить оригинальные подходы авторов учебников к проверке.
Задание 3. На примере одной из тем (по выбору) провести анализ аппарата организационного усвоения учебников разных авторов и определить:
а) проверяемые компоненты содержания,
б) уровень сложности проверочных заданий.
Задание 4. Привести примеры тематического контроля на примере отдельных разделов или тем одного из курсов (6-10 кл.) по выбору.
Задание 5. Привести примеры использования интерактивных карт при проверке знаний школьников.
Литература
Основная
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов вузов /Душина И. В.,. Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др.; под ред. И. В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509 с.
Дополнительная
1. Березикова В.Н. Итоговый урок в VI классе // География в школе, 2005. - №2. – С.44-47.
2. Евдокимов В.И. География: Полный курс в географических диктантах / В. И. Евдокимов. - 2-е изд. - М.: Московский Лицей, 2004. - 312 c.
3. Конькова Л.Ю. Карточки-задания на уроках в старших классах // География в школе, 2004. - №1. – С.73-77.
4. Коростелева И.А. Разноуровневые контрольные работы // География в школе, 2006. - №7. – С.45-48.
5. Летягин А.А. Тесты по географии для средней школы. 8-9 класс. М., "Аквариум", 1997.
6. Лысых С.В. Географическая викторина // География в школе, 2004. - №2. – С.63-67.
7. Макарова С.В. Задания для проверки обязательного уровня усвоения знаний и умений по географии за I полугодие в VIII, IX, X классах // География в школе, 2004: - №7. – С. 56-62.
8. Медведева А.В. Уровневые задания при проверке знаний // География в школе, 2004: - №6. – С.62-69.
9. Минаева В.В. Зачет по теме «США» // География в школе, 2003. - №10. – С.62-64.
10. Миргалиева Р.Р. Обобщающее повторение по теме «География населения мира» в X классе // География в школе, 2005. - №5. – С. 54-57.
11. Мосяго Е.М., Могушкова И.Н. Уроки обобщающего повторения по теме «Гидросфера» в VI классе // География в школе, 2004. - №2. – С.68-72.
12. Прибыткина Г.Н., Финаров Д.П. Определение уровня компетентности учащихся // География в школе, 2006. - №7. – С. 44-45.
13. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М., "Дрофа", 1996.
14. Сиротин В.И. Текущий и итоговый контроль за качеством географических знаний учащихся // География в школе, 2001: - №7. – С.43-47.
15. Фромберг А.Э. Методика составления и проведения тестов по географии // География в школе, 2002. - №8. – С. 47.
Интернет – источники
1. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Режим доступа: https://fcior.edu.ru
2. Фонд содействия информатизации образования. Режим доступа: https://www.fsio.ru