Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд




1. Понятие, предмет и общая характеристика договора. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Государственный контракт, как и другие подрядные договоры, по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным договором. Однако он имеет и некоторые особенности, позволяющие отграничить его от других видов подрядных договоров. В качестве отличительных признаков следует назвать следующие: основанием заключения государственного контракта является государственный заказ, размещаемый путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок у единственного подрядчика; подрядные работы, составляющие предмет государственного контракта, должны быть предназначены для удовлетворения государственных нужд Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований; оплата подрядных работ, выполняемых по государственному контракту, должна финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников; по государственному контракту государственными или муниципальными заказчиками вправе выступать соответствующие государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ, ст. 4 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(с послед. изм. и доп. – далее именуемый Закон о размещении заказов[1]); отношения, вытекающие из государственного контракта, подлежат не общему, а отдельному (особому) правовому регулированию. Особенность заключается в том, «что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим»[2]; государственный контракт может быть заключен лишь при наличии соответствующих целевых источников бюджетного, внебюджетного или иного финансирования конкретных подрядных работ.

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд. Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Выполнение подрядных работ для федеральных государственных нужд ocуществляется в целях реализации федеральных целевых программ, поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических (в том числе валютно-кредитных) обязательств Российской Федерации, создания (поддержания) государственных материальных резервов Российской Федерации, реализации иных федеральных государственных нужд.

Предметом государственного контракта являются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований (ст. 763 ГК РФ).

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (п. 1 ст. 3 Федерального закона о государственном заказе).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений (п. 2 ст. 3 Федерального закона о государственном заказе).

2. Источники правового регулирования отношений. В современной рыночной экономике России, в целом лишенной принципа централизованного государственного планирования экономических отношений, в целях обеспечения публично-правовых интересов общества возникает необходимость отдельного (особого) регулирования отношений по выполнению подрядных работ, предназначенных для удовлетворения государственных нужд, предопределяемых потребностями Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований в сфере обороны, безопасности и иных жизненно важных сферах страны.

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК РФ «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд», некоторые из которых имеют императивный характер. Кроме норм ГК РФ размещение государственных заказов базируется на положениях Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., внесенными федеральными законами, в том числе от 03.11.2010 г. № 290-ФЗ, от 05.04.2011 г. № 56-ФЗ, от 21.04.2011 г. № 79-ФЗ)[3], предусматривающих основания и порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.

Названный Закон в новой редакции, поскольку в практике применения этого Закона имели место коррупционные, иногда преступные действия должностных лиц при заключении государственных контрактов из-за его несовершенства, весьма подробно и нередко императивно регламентирует отношения, связанные с размещением государственного заказа. Он состоит из 9 глав, включающих в себя 65 статей.

В главе 1 «Общие положения» (ст. 1 – 19.1) раскрываются понятия, связанные с предметом и целями регулирования отношений (ст. 1), даются понятия государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, требования к участникам размещения заказов. Прозрачность размещения государственного заказа должна сопровождаться публичностью информационного обеспечения и контролем за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. Вторая глава регламентирует отношения, связанные с размещением заказа путем проведения конкурса» (ст. 20-31). Особенности размещения заказа через проведение открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма содержатся в главе 2.1 (ст. 31.1-31.7). Третья глава посвящена отношениям, связанным с размещением заказа путем аукциона (ст. 32-41). Отношения по размещению заказа благодаря проведению открытого аукциона в электронной форме раскрываются в главе 3.1 (ст. 41.1-41.12). Далее регулируются отношения, связанные с размещением заказа путем котировок (глава 4, ст. 42-47), с размещением заказа путем запросов котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (глава 5, ст. 48-54), (глава 5, ст. 48-54), с размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и особенностями размещения заказа в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (глава 6, ст. 55-55.3), с размещением заказов на энергосервис для нужд заказчиков (глава 7.1, ст. 56.1), с обеспечением защиты прав и законных интересов участников размещения заказов (гл. 8, ст. 57-62). Последняя девятая глава посвящена вопросам, связанным со вступлением в силу Закона о государственных заказах (ст. 63-65).

Наряду с названным основополагающим Законом по размещению государственного заказа особенности размещения отдельных государственных заказов (например, оборонного заказа) могут устанавливаться иными федеральными законами[4], БК РФ, а также законодательными актами. В частности, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[5] предусматривает экономические и правовые основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[6] устанавливает общие экономические и правовые основы, связанные с порядком формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности. Основные положениям порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812[7], определяют порядок осуществления подрядных работ, а также ответственность за их качество при строительстве объектов для федеральных нужд.

3. Стороны договора. Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик.

В качестве государственных заказчиковмогут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК РФ бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке[8].

В качестве подрядчика по государственному контракту могут выступать любые коммерческие юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющие лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности. Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных или изыскательских работ могут быть лишь юридические лица основным видом деятельности которых являются проектные, изыскательские, проектно-изыскательские организации. В случаях, предусмотренных законом подрядчик (исполнитель) должен иметь лицензию на соответствующую проектно-изыскательскую деятельность.

В некоторых случаях закон предъявляет особые требования к участникам размещения заказа. В частности, ст. 11 Федерального закона о размещении заказов предусматривает обязательные требования ко всем участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов. Они, в частности, должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, не находиться в стадии ликвидации и не приостановления их деятельности, не быть должниками по начисленным налогам, сборам, и иным обязательным платежам, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости их активов. Помимо указанных законных требований заказчик, со своей стороны, также вправе устанавливать следующие требования к участникам размещения заказа: обладание ими исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие в предусмотренном Федеральным законом о размещении заказов реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

4. Заключение, содержание и исполнение договора. Ст. 765 ГК РФ устанавливает основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, которые определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ. Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК РФ). Заказчики сами определяют подрядчиков либо обращаются в уполномоченный орган, создаваемый федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на договорной основе юридическое лицо для осуществления деятельности по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор такой организацииосуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить право на исполнение государственного заказа может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, действующее на рынке в качестве индивидуального предпринимателя. Число потенциальных участников торгов при размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Заказы на подрядные работы для государственных нужд, как уже отмечалось ранее, могут быть размещены путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса публикуется в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте[9].

Заинтересованное в участии в конкурсе лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка содержания заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом конкурсная документация может предусматривать различные критерии оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в частности, качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, квалификация участников конкурса и др. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Он может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». При этом «шаг аукциона» устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. При проведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети «Интернет» последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

Размещение заказов путем запроса котировок -это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. В этом случае победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик (уполномоченный орган) не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала. Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и определяет победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.

Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком (уполномоченным органом) в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или при возникновении потребности в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также в иных особых случаях. В этом случае порядок заключения государственного контрактааналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

Государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года (п. 2 ст. 72 БК РФ). Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

В процессе исполнения договора реализуются права и обязанности сторон, предусмотренные государственным или муниципальным контрактом

Условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, о размере и порядке финансирования и оплаты работ, о способах обеспечения исполнения обязательств являются существенными условиями содержания государственного контракта (п. 1 ст. 766 ГК).

Условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте, также в обязательном порядке.

Ценагосударственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. В случае необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта. Порядок оплаты выполненных работ, а также предельные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

При уменьшении государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны обязаны согласовать новые сроки и при необходимости - другие условия выполнения работ. В этом случае подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК РФ).

Нормы ГК РФ, регулирующие отношения, связанные с подрядными работами для государственных и муниципальных нужд, не предусматривают порядок и основания расторжения государственного или муниципального контракта. Поэтому в литературе содержатся различные утверждения: одни авторы не безосновательно полагают, что расторжение государственного или муниципального контракта может быть осуществлено по соглашению сторон[10], в том числе по требованию одной из сторон, путем одностороннего отказа от договора в связи с существенным изменением обстоятельств или по решению суда. Другие же авторы, без достаточных на то оснований, утверждают, что для расторжения государственного или муниципального контракта является не всякое обстоятельство, а только существенное[11]. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

ГК РФ, а также Федеральный закон о государственном заказе не предусматривают какие-либо специальные правила об ответственности государственного заказчика (покупателя) и подрядчика за ненадлежащее исполнение (нарушение условий) государственного или муниципального контракта. Поэтому к названному договорному обязательству применяются как общие правила ГК РФ, предусмотренные ст. 453, так и специальные, установленные отдельными законодательными актами. В частности, при необоснованном уклонении от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и перевооружение объектов системы государственного резерва в случае, когда обязанность заключения договора установлена законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре[12]. Пунктом 9 Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд[13] предусмотрено, что в случае задержки аванса, а также оплаты выполненных работ и окончательного расчета с подрядчиком государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные убытки, включая затраты, выразившиеся в уплате процентной ставки по займам и кредитам. При нарушении со стороны подрядчика предусмотренных государственным контрактом сроков ввода в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а равно отдельных объектов, бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование приостанавливаются, а с виновного подрядчика взыскивается неустойка (штраф) в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. При просрочке исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.


[1] СЗ РФ.2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

[2] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. Договоры на выполнение работ и оказании услуг. М. 2022. С 169 – 170 (далее – указ. соч.). В указанном сочинении В.В. Витрянский отмечает, что «Еще в дореволюционные времена для отечественного правопорядка было характерно особое правовое регулирование гражданско-правовых отношений с участием казны, обеспечивающее соблюдение публичных интересов. Указанные отношения регламентировались отдельным правовым актом - Положением о казенных подрядах и поставках, содержавшим подробное и детальное регулирование порядка заключения соответствующих договоров, условий возникающих из них обязательств, способов обеспечения их исполнения и ответственности сторон за нарушение условий договоров - Законы гражданские с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями / Составитель И.М. Тютрюмов. СПб., 1911. С. 1494 - 1594. После революции 1917 г. уже 30 сентября 1921 г. появилось Положение о государственных подрядах и поставках - СУ РСФСР. 1921. N 69. Ст. 549. Сохранение действия названного правового акта предусматривалось и при первой кодификации гражданского законодательства (ст. 235 ГК 1922 г.). Можно назвать и Закон 1923 г. "О государственных подрядах и поставках" - СУ РСФСР. 1923. N 88. Ст. 851. Названный Закон устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по выполнению подрядных работ с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий. Правда, в дальнейшем созданная административно-командная система управления экономикой уже не нуждалась в особом регулировании подрядных работ для государственных нужд, поскольку практически все договоры подряда на капитальное строительство заключались на основе плановых актов и обеспечивались централизованным государственным финансированием».

 

[3] СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. I). Ст. 3105.

[4] См., напр.: Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

[5] СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1096.

[6] СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.

[7] СЗ РФ. 1993. №34. Ст. 3189.

[8] В соответствии с Указанием ЦБ России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» предельный размер расчетов наличными деньгами составляет сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (см.: Вестник Банка России. 2007. № 39).

[9] В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 229-р адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1054.

[10] Гражданское право. Учебник /под ред. Е.А. Суханова. Т. 3. М. 2010. С. 713 (автор – В.В. Витрянский). В связи с этим В.В. Витрянский с достаточным обоснованием утверждается, что «вряд ли это может быть признано разумным, имея в виду то значение, которое имеют государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд в деле обеспечения потребностей государства» - Там же.

[11] Гражданское право. Учебник для средних специальных учебных заведений /под ред. С.П.Гришаева. М. 2010. С. 345 (автор – Т.В. Богачева).

[12] П. 11 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном резерве» // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 3.

[13] Утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 812 // СЗ РФ. 1993. № 34. Ст. 3189 (с послед. изм.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: