Предметы и задачи спец.псих
Специальная психология - область псих. науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от норм. псих. развитии, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования н.с. Изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения.
Предметом С.П., как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии, проблемы их обучения и воспитания.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских кач-в, но реализуются они в доступном объеме методами и сред-ми, соответствующими степени и структуре дефекта. В завис-ти от хар-ра наруш. выдвигаются спец. задачи, связанные с преодолением его последствий. Основной целью спец. псих. сопровождения в сис-ме образ. явл. выявление, устранение и предотвращение дисбаланса м/у процессами обучения и разв. детей с недостатками в психофизическом разв. и их возможностями.
Задачи специальной психологии:
1. Первая группа задач – общенауч. теорет. задачи, касающиеся проблем разв. психики детей с наруш. развития:
• раскрытие закон-й развития и проявления психики, общих для норм. и аномальных детей;
• раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;
• раскрытие специф.закономерностей разв. и проявления психики разных групп детей с проблемами в разв.;
• установление зависимости разв. и проявления психики от хар-ра, механизма и степени выраж-ти дефекта.
2. Вторая группа задач – это изучение аномального форм. и разв. конкретных форм псих. д-ти и ее псих. процессов у различных групп детей с проблемами в разв., т.е. изучение закон-й форм. личности, умственной д-ти, речи, восприятия, памяти.
|
3. Третья группа задач – выявл. путей компенсации дефекта разв. психики в целом и различных псих. процессов.
4. Разработка научных основ методов и средств обуч. и восп. различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей корр. работы.
Решение основных задач возможно в ходе исслед. целого ряда частных проблем в отдельных областях С.П. Выяс. зависимости отдел. псих. процесса от сост. ан-ра, опред. роли сохр. морфофункциональных с-м, выявление влияния различных дефектов псих. Разв. на становление личности - определяет решение общих вопросов С.П..
взаимосвязь спец.псих. и клинической
Любая наука развивается во взаимодействии с другими науками и под их влиянием. В этом переплетении различных наук и отраслей друг с другом в полной мере отражаются обусловленные научно-технической революцией взаимосвязанные тенденции: к выделению в самостоятельные области знаний, с одной стороны, и с другой, — интегративные тенденции, приобретающие в настоящее время ведущую роль и заключающиеся в активном использовании новыми отраслями пограничных дисциплин.
Патопсихология — отрасль клинической (медицинской) психологии, предмет которой — психопатология, а задача — психодиагностика с целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности психотерапии и трудотерапии.
Патопсихология очень тесно связана со специальной психологией (в частности, с олигофренопсихологией) и дефектологией, что подтверждается наличием многих учебных пособий для дефектологических специальностей с включением разделов и глав по патопсихологии, а также с психиатрией, в стенах клиники которой она и зародилась как прикладная научная психологическая дисциплина и область практики.
|
Широкие связи специальной психологии и других областей психологической науки расцениваются неоднозначно, поэтому вопрос о самостоятельности специальной психологии как науки окончательно не решен. Одни авторы считают специальную психологию частью патопсихологии, обосновывая это тем, что они обе изучают различные формы нарушения психического развития. Однако с этим нельзя согласиться.
Специальная психология отличается от патопсихологии тем, что она изучает патологию формирования и развития психической сферы у детей с аномалиями развития, в то время как патопсихология изучает структуры и закономерности распада сформировавшейся психической сферы и личности субъекта. Известно, что процессы развития и распада психической деятельности протекают по разным законам и имеют качественные особенности, не позволяющие говорить об однородности отдельных уровней распада и развития. Следовательно, изучение этих закономерностей должно вестись дифференцированно. Специальная психология ориентирована на нужды дефектологии и обслуживает ее теоретические и практические потребности, а патопсихология разрешает задачи практики психиатрической клиники, поэтому включение специальной психологии в патопсихологию представляется неправомерным.
(Это очень печально, но конкретно про связь спец.психологии и клинической ничего нет. Меня это очень огорчает в том плане, что патопсихология – часть клинической, а про патопсихологию есть конкретный вопрос. Что смогла найти.).