В селе Марчуги, по преданию, проводил свои детские годы князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Имя князя Дмитрия Пожарского неразрывно связано с героической борьбой русского народа против польских интервентов в начале XVII века. Когда новый ставленник поляков Лжедмитрий II, прозванный в народе "Тушинским вором", кольцом своих шаек окружил столицу, коломенская дорога оставалась единственной, по которой подвозилось продовольствие в осажденную Москву. Весной 1609 года на Коломну пошел отряд Млоцкого. Вое атаки его были отбиты, однако врагам удалось перерезать коломенскую дорогу. Москва была полностью блокирована «тушинцами». В городе начался голод. В нашем районе (на коломенской дороге) бесчинствовала "разбойная" шайка атамана Салкова. Для того чтобы очистить дорогу от врагов, царь Василий Шуйский направил отряд под командованием Дмитрия Пожарского, ставшего к тому времени зарайским воеводой. Узнав об этом, Салков по Владимирскому тракту отправился в глухие леса и обосновался у деревни Ванилово (ныне поселок им. Цюрупы). Но лазутчики Пожарского выследили его. Ночью отряд поляков был окружен и уничтожен. Память об этих событиях хранят два кургана и название местечка - Паны.
В августе 1609 года, во многом благодаря решительным действиям нашего земляка, коломенская дорога была освобождена от поляков и "хлеб пошел к Москве из Коломны добре много".
Непримиримо по отношению к Лжедмитрию выступили рязанские города. Созданное их жителями народное ополчение направило свои усилия на освобождение Москвы. В марте 1611 пода передовой отряд, возглавляемый князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, начал наступление со стороны Сретенки. Бои развернулись в городе. Пожарский был ранен, но продолжал сражаться. Его силой вывели из боя и отправили в Троице-Сергиев монастырь на излечение. Однако, несмотря на все усилия, уничтожить противника повстанцам в этот раз не удалось.
|
С лета 1611 года после распада первого ополчения на Руси начинается воистину народная война. Создается второе ополчение. Его инициатором выступает нижегородский староста Козьма Минин. Собравшемуся войску нужен был полководец. Выбор пал на князя Д.М. Пожарского, человека, который никогда не был в "шалости" (т.е. не запятнал себя связями с интервентами и предателями), его подвиг во время первого ополчения был хорошо известен. Кроме того, знали также, что он не будет чураться иметь дело с простолюдинами. Характеризуя его, Козьма Минин говорил народу: "Муж честен, кому ратное дело за обычай". В результате успешных боевых действий было завершено изгнание поляков из Москвы. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин оказались достойными руководителями великого дела освобождения народа от ига иноземных захватчиков.
На собранные народом деньги "Благодарная Россия" на Красной площади воздвигла своим героям памятник.
Щит князя Дмитрия Пожарского с этого памятника размещен на гербе Воскресенского района.
Священномученик Михаил Иванович Взоров
Михаил Иванович Взоров родился в 1870 г. в с. Нестерово Переславского уезда Ярославской губернии. Из духовного сословия, не в первом поколении был священнослужителем.
По окончании Владимирской Духовной Семинарии был определен на должность учителя, псаломщика и регента в с. Дубокино Ковровского уезда Владимирской губернии (1895 - 1897 гг.).
|
Переведен во Владимирский уезд Владимирской губернии, с 1897 по 1911 годы служил учителем и регентом сначала в Чулковской церковно-приходской школе, затем в Ильинской Образцовой учительской школе.
В 1911 году рукоположен в сан священника и направлен в Никольский храм погоста Стогово Переславского уезда Владимирской губернии, где служил в должности законоучителя и заведующего Стоговской церковно-приходской ремесленной школы до 1924 г. Ныне погост Стогово является часть деревни Малинники Сергиево-Посадского района Московской области.
У священника была большая семья - жена и шестеро детей. Из-за непомерных налогов, налагаемых на священнослужителей новой властью, он был не в состоянии прокормить свою семью и вынужден был временно оставить священническое служение. В период с 1924 по 1930гг. он занимался исключительно крестьянским трудом.
В 1930 году Взоров был обвинен в "антисоветской работе на селе, направленной к срыву мероприятий Соввласти и партии в деревне". По ст.58-10 ч.2 УК РСФСР вместе с группой односельчан был осужден на 5 лет концлагерей с заменой высылкой в Северный край. Основанием для возбуждения уголовного дела послужила листовка "церковно-антисоветского" содержания, написанная учащимися Стоговской ремесленной школы и расклеенная в с. Скотино. О. Михаил был привлечен по этому делу как священник, который якобы призывал "бить коммунистов, пока не поздно". По делу проходило 7 человек. Никто из обвиняемых не признал за собой вины. Дела двух из них были пересмотрены, они были освобождены. О. Михаил пробыл в ссылке три года, наказание отбывал в Усть-Цильме на Печоре.
|
Последние три года жизни священник Михаил Взоров служил в церкви с. Марчуги Воскресенского района Московской области. Здесь и был арестован повторно 7 октября 1937 года. Михаилу Ивановичу было 67 лет. Тройка при УНКВД вынесла ему обвинение в контрреволюционной агитации по ст. 58-10 и приговорила к высшей мере наказания - расстрелу.
О. Михаилу было предъявлено обвинение в том, что "среди крестьян с. Марчуги и Вертячево проводил контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв трудовой дисциплины в колхозе, восхвалял контрреволюционную деятельность врагов народа".
По делу допрошены свидетели, дававшие показания против священника.
Ни по одному из выдвинутых обвинений о. Михаил виновным себя не признал.
Когда в 1958 г. по ходатайству дочери была проведена дополнительная проверка и передопрошены свидетели, то свидетели Жбанова А.А. и Голястикова П.П. от своих прежних показаний отказались и заявили, что их обоих по делу священника Взорова не вызывали, показаний они не давали и никогда разговоров антисоветского содержания от Взорова не слышали. Вновь допрошенные Колосков С.И. и Чернушкин И.С., хорошо знавшие о. Михаила Взорова, также не слышали антисоветских высказываний от него.
Четырнадцать дней в ожидании смертного часа провел Михаил Иванович в Коломенской тюрьме. 31 октября 1937 г. приговор привели в исполнение на Бутовском полигоне. Здесь завершился крестный путь священника Михаила Взорова.
Адрес: Московская, обл., Воскресенский р-н, село Марчуги.
Проезд:
Автобус: добираясь до объекта из Москвы, следует ехать сначала до Воскресенска на прямом автобусе № 358 Выхино - Воскресенск до автовокзала. Здесь пересесть на маршрут № 27 Воскресенск - Глиньково до остановки Марчуги.
Железная дорога: с Казанского вокзала на поездах, следующих в направлении Голутвина, Рязани, Шиферной до платформы «88 км». Здесь пересесть на маршрут № 27 Воскресенск - Глиньково до остановки Марчуги.
Литература:
Взоров Михаил Иванович // Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века: [сайт]. - Режим доступа: https://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans
Виноградов, А. Село Марчуги // Коммунист. - 1946. - 29 янв. - С. 3.
Здание Марчуговского детдома / фото В. Успенского // Коммунист. - 1948. - 11 июля. - С. 2.
Зибров, С. Крестовоздвиженская церковь в селе Марчуги // Воскресение. - 2002. - № 10 (сентябрь). - С. 2.
Крестовоздвиженская церковь / подготовил свящ. Виталий Глазов // Наше слово. - 2010. - 9 сент. - С. 11.
Марчуги // Город на 55-й параллели [Текст]: краеведч. сб. - Коломна: РПЦ "Тираж", 2003. - С. 40-43.
На берегу Москвы-реки... / фото В. Успенского // Коммунист. - 1948. - 1 мая. - С. 4.
Панков, В.Б. Стоговские мученики за Веру: [о священнике Михаиле Ивановиче Взорове] // Русский дом: [сайт]. - Режим доступа: https://www.russdom.ru/node/360
Священнослужитель села Марчуги отец Михаил (Взоров) // Книга памяти жертв политических репрессий Воскресенского района Московской области / общ. ред. М.И. Горидько. – Воскресенск: б.и., 2009. – С. 119.
Суслов, А. Сельская история // Куйбышевец. - 2001. - 26 июля. - С. 6.
Фролов, А. Марчуговская вотчина Дмитрия Пожарского // Суслов, А. Очерки истории Воскресенского края [Текст] / А. Суслов, А. Фролов. - М.: Новалис, 2012. - С. 208-219.