Спецификация теста по предмету биология
Документ разработан в соответствии с ГОСО среднего образования, учебными программами по общеобразовательным предметам и Национальным планом действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2014-2016 гг.
Согласно Национальному плану действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2014-2016 годы Национальным центром тестирования в 2013 году сформирована база тестовых заданий для оценки сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Виды функциональной грамотности, по которым разработаны тестовые задания:
1) математическая грамотность (математика) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
2) естественнонаучная грамотность (биология, физика, химия, география) – способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений;
3) грамотность чтения (казахский язык и русский язык) – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
На все тестовые задания согласно Правилам формирования базы тестовых заданий проведены две экспертизы и апробация.
Содержание тестовых заданий, направленных для оценки функциональной грамотности школьников, соответствует содержанию заданий, используемых в международных сравнительных исследованиях в области образования (PISA, PIRLS и т.д).
1. Цель разработки теста: Определение уровня подготовленности по биологии и оценка уровня сформированности функциональной грамотности учащихся 9 классов.
2. Содержание теста: Тест состоит из заданий 3-х уровней трудности, которые представлены следующим образом: тестовых заданий первого уровня – 21, второго уровня – 12, третьего уровня – 7.
В тест включен учебный материал по биологии в соответствии с учебной программой для общеобразовательной школы.
№ | Раздел | № | Тема | № | Подтема |
Ботаника | Растения | Клеточное и тканевое строение растений | |||
Органы, система органов растений. Видоизменения | |||||
Основные процессы жизнедеятельности растений. Дыхание. Размножение | |||||
Низшие и высшие растения | |||||
Основные отделы царства растений | |||||
Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники | |||||
Зоология | Животные | Одноклеточные животные | |||
Многоклеточные животные | |||||
Тип хордовые | |||||
Человек | Анатомия человека | Человек- как биологический вид. Обший обзор организма. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем | |||
Нервная система. Органы чувств - анализаторы | |||||
Опорно-двигательная система | |||||
Сердечно-сосудистая система | |||||
Дыхательная система | |||||
Пищеварительная система | |||||
Выделение. Обмен веществ и превращение энергии. Кожа и теплорегуляция | |||||
Индивидуальное развитие организма. Поведение и психика | |||||
Функциональ-ная грамотность | Задания на применение | Растения | |||
Животные | |||||
Анатомия человека | |||||
Задания на анализ | Растения | ||||
Животные | |||||
Анатомия человека | |||||
Задания на синтез | Растения | ||||
Животные | |||||
Анатомия человека |
3. Характеристика содержания заданий:
По учебной программе курса биологии учащиеся должны освоить:
1) общие признаки живого организма;
2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений;
3) на элементарном уровне процессы эволюции растений;
4) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства животных;
5) особенности строения человеческого организма;
6) гигиенические требования для сохранения здоровья;
7) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и здоровье человека;
8) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
9) факторы риска рождения неполноценного потомства.
4. Форма заданий:
Тест состоит из 25 заданий с выбором одного правильного ответа из 5 предложенных и 15 заданий с одним или несколькими правильными ответами. Выбранный ответ необходимо отметить на листе ответов путем полного закрашивания соответствующего кружка на поле данного предмета. Время выполнения теста в целом – 90 минут.
5. Оценка выполнения отдельных заданий и всего теста:
За верное выполнение задания с одним правильным ответом учащийся получает 1 балл, за неправильно выполненное задание – 0 баллов.
За верное выполнение задания с одним или несколькими правильными ответами учащийся получает 2 балла, при допущении 1 ошибки – 1 балл, за 2 и более ошибок – 0 баллов. Максимальный балл по всему тесту – 55.
6. Апробация заданий:
Тестовые задания апробируются в 9 классах школ РК.
Директор Национального центра тестирования | К. Абдиев |