1.1. Суть производства и эволюция развития производственного менеджмента.
Каждая организация представляет собой сложную технико-экономическую и социальную систему, которая отражает ее индивидуальность и специфику. Но существуют черты, подходы, экономические категории которые будут общими для всех предприятий и организаций. К таким категориям относится менеджмент. Менеджмент предполагает управление всей разнообразной функциональной деятельностью организации. Но объединяющей основой этой деятельности является производство. Именно производством и занимается производственный менеджмент.
Производственный менеджмент - это управление деятельностью, относящейся к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары и услуги). Деятельность по созданию товаров и услуг существует во всех организациях. Такую деятельность называют операциями. В производственных организациях операционная деятельность связана с созданием товаров и производство ассоциируется с заводом, машинами, заготовительными, обрабатывающими и сборочными процессами. Однако в последнее время сфера деятельности управления значительно расширилась и охватила сферу услуг, здравоохранение, банковскую систему, гостиничное хозяйство, образование, транспорт и тому подобное. Это позволяет рассматривать производственный менеджмент более широко, применительно к управлению работой и процессом. управления производством часто стали называть управлением операциями. Этот срок лучше отражает различный характер действий, основанных на конкретных концепциях и методах. Таким образом термины "управление операциями" и "операционный менеджмент", "управление производством", "производственный менеджмент" являются равнозначными и взаимозаменяемыми. Уточненное определение операционного менеджмента предоставляет Лес Геллавей [5]. Операционный менеджмент - это все виды деятельности, связанные с умышленным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей. Без эффективной и рациональной организованной операционной функции ни одна организация не сможет удержать за собой лидерство на рынке, потому что она проигрывает в скорости доставки, цене, качеству, либо по всем трем показателям вместе.
|
Исследование производства стали активно заниматься со времен создания первых организаций. Управление как самостоятельный вид деятельности сложилось в ходе разделения труда. По мере роста масштабов производства, усложнения его структуры и объема, углублении разделения труда, развития специализации и кооперации усложняются и расширяются задачи управления производством. Практика управления выделяет три основных этапа развития управления производством. первый этап - это период становления капиталистической мануфактуры, где регулятором производства выступает стихийный механизм рынка. Второй этап - стадия крупного машинного производства где управление отделяется от капитала. Третий этап характеризуется формированием специального института профессиональных организаторов производства - менеджеров, внедрением в процесс управления современных технических средств, попытками государственного вмешательства в экономику. Начало исследований производства связано с деятельностью и исследованиями ряда ученых.
|
Таблиця 1
Вклад ученых в развитие производственного менеджмента
имя ученого | Вклад в развитие производственного менеджмента |
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915) | Исследования по технике и технологии производства; разработка идеи научно организованного общественного производства; введение регламента на применение материалов и инструментов; стандартизация инструментов и операций; точный учет рабочего времени; исследования трудовых операций с помощью хронометража |
Г.Л. Гантт (1861 - 1924 | Разработал методы планирования последовательности производственных операций исследования системы "человек - машина, оптимизация производственных циклов |
Фрэнк и Лиллион Гилберт | На основе исследования технологических операций разработали методику микроанализа рабочих движений, которая стала началом научной организации рабочих мест |
Генри Черч | Сформулировал общие принципы управления промышленным производством, выделил функции управления и принципы его организации |
Гаринстон Эмерсон (1853 – 1931) | Рассматривал вопрос рациональной организации труда, предложил методику достижения максимальной эффективности |
А.К. Гастев (1882 – 1941) | Сформулировал важные правила организации труда, выдвинул тенденцию "узкого места" |
А.А. Богданов | Разработка общего учения об организации, описание процессов возникновения и распада ее. Основы науки тактологии, общей теории систем |
Л.В. Канторович | Положил начало линейному программированию |
П.М. Корженцев | Занимался проблемами организации производства и управления персоналом, рассмотрел типы и формы организации, побудову организационных планов |
В приведенном обзоре [1,2,3,8,9,13] представлены лишь некоторые аспекты становления и развития производственного менеджмента, о дальнейшем развитии будет сказано в соответствующих разделах учебной дисциплины.
|
Роль и место производственного менеджмента в системе управления.
менеджмент организации предполагает управление всей ее разнообразной функциональной деятельностью. Основой этой деятельности является производство, а другие направления деятельности предназначены для обеспечения нормальной работы по производству продукции или оказания услуг. Поэтому объектом производственного менеджмента является производство и функционирования производственных систем.
Производственный менеджмент призван обеспечить эффективное и рациональное ведение любой производительной деятельности есть операции, связанной с преобразованием ресурсов на "входе" в готовый продукт или услугу на "выходе" (рис.1.1).
Назначение организации - с помощью своей операционной функции предоставлять продукты или услуги для удовлетворения основных потребностей потребителей. Поэтому цель производственного менеджмента - формирование эффективной системы управления операциями в производстве, сервисе, которая обеспечит выполнение необходимых действий и процедур для получения рыночного результата.
Производственный менеджмент занимает центральное место в системе управления предприятием (рис. 1.2).
К основным видам деятельности в организации относятся: маркетинговая деятельность; научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа; конструирования (проектирования, планування0 продукта; добыча сырья, производство (превращение сырья в комплектующие части) сбора (объединение комплектующих в готовый продукт), распределение продукта (отправление оптовиком, розничным торговцам или конечным потребителям). Другие элементы менеджмента организации обеспечивают управление и оптимизируют деятельность предприятие в целом.
енергія
земля Продукт
Вхід праця чи послуга Вихід
капітал
матеріал
інформація
Зворотня інформація для
контролю за виходом та
технологією процесу
Рис. 1.1. Ресурсная схема трансформируя системы
производственного менеджмента
Рассматривая производственный менеджмент как один из разделов общего менеджмента, следует определить, что его теоретико-методологические основы базируются на совокупности специальных экономических дисциплин, а также на теории систем, широком использовании экономико-математического аппарата. общие методы рационального производственного менеджмента сегодня развиваются, базируясь на достижениях многих научных дисциплин (промышленного инжиниринг, информационных технологиях и т.д.). Все это меняет принципы менеджмента и способствует формированию производственного менеджера как руководителя нового поколения, обладающий процессом принятия функциональных решений в среде информационных технологий.
Производственный менеджмент в процессе своей деятельности сталкивается с различными проблемами - размещение предприятий; планирование предприятий и рабочих площадей; распределение ресурсов и последовательность их использования; выбор оборудования, его эксплуатация, текущий ремонт и замена; проектирования технологического процесса и контроль его хода; выбор методов работ и их проектирования; контроль качества работ и т.п.
Рис. 1.2. Производственный менеджмент в системе менеджмента
организации [ 1, с.20 ]
Решение этих и других проблем возможно на основе понимания теоретико-познавательных основ менеджмента.
1.2. Концепции и принципы производственного менеджмента.
Концепция - это система взглядов на объект, свойство, явление, процесс и т.д. Концепция теории менеджмента базируется на трех основных факторах, это:
иерархическая структура организации где основным средством воздействия является давление с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ;
культура. есть общие ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют и заставляют вести себя так, а не иначе без всякого принуждения; рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношения собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
приведенные факторы существуют в любой организации и от того, каким из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции.
По операционного менеджмента, то под концепцией следует понимать;
во-первых, систему научных знаний, формируют теоретическую базу практики управления операционными системами;
во-вторых, система разработки и обеспечения научными рекомендациями практики менеджмента.
Эта система взглядов направлена на повышение эффективности операционных систем через оптимизацию и рационализацию операций. Целесообразно выделить аналитическую, технологическую и интегральную концепции.
Аналитическая концепция - классический подход к операционному менеджменту, как к теоретической науки, объектом изучения которой является управление операциями и операционными системами. Технологическая концепция базируется на основах теории систем, современных информационных технологиях, использовании моделирования для решения сложных проблем управления операциями и операционными системами.
Интегральная концепция отражает новые подходы в менеджменте, когда отдельные операции рассматриваются как центры бизнес-активности или аналогичные структуры, объединенные в интегральном процессе управления операционными системами для более полного и качественного удовлетворения потребностей потребителей.
Практическим воплощением таких концепций стали новые, перспективные системы управления производственными процессами, разработанные в США, Японии и распространены в Западной Европе как:
optimired Production Technologies (ОРТ) – оптимизированы производственные технологии;
just – in – time (JIT) – “ точно в срок);
Канбан – “канбан”;
система "кайзер" и т.д.
В этих операционных системах реализуются такие основные функции менеджмента как:
планирование, которое допускает выбор цели производственной системы, инструментов и механизмов ее достижения. Собственно речь идет о том, чтобы определить, где находится предприятие в настоящее время, куда будет двигаться и как это надо делать;
организация. Функция организации должно обеспечить четкость выполнения операций, взаимосвязь исполнителей и подразделений. то есть формирование структуры и системы управления, организацией собственно производственного процесса;
координация. Ее существование связано с необходимостью управлять совместной деятельностью в операционной системе, где реализуется комплекс операции;
контроль - это систематический процесс, с помощью которого операционные менеджеры регулируют деятельность организации, обеспечивая ее соответствие планам, целям и нормативным показателям. Для этого разрабатывают стандарты и коммуникационные сети. Главная задача контроля - выявление ошибок и отклонений от существующих стандартов, определении причин и возможных путей выхода из негативной ситуации; мотивация направлена на обеспечение качественного выполнения работы, создание внутренней мотивации для исполнителей для эффективного осуществления соответствующих операций.
Все функции производственного менеджмента необходимо рассматривать как единое целое с диалектическим взаимосвязью и взаимозависимостью. реализация этих функций обеспечивается с помощью методов менеджмента, среди которых организационные, экономические, социально-психологические. Названные методы реализуются согласно определенным принципам, правилам, перечень которых представлен в схеме 1.1. Принципы менеджмента базируются на том, что система управления является социально-экономической категорией и не должна сводиться только к техническим или технологическим аспектам. Взаимодействие и сочетание приведенных принципов зависит от конкретных условий функционирования системы управления.
принципы | ||
Постановка целей: - приоритета целей; - дерева целей; - стратегического планирования; - целевой адаптации Взаимосвязи и взаимодействия: - линейности и функциональности; - разделения и специализации; - оптимального количества звеньев; - обратной связи; - оперативности и гибкости - распределения и кооперации | формы: - системности; - телерантности; - конструктивности; - иерархичности; - универсальности Руководства и управления: - единства стратегии и тактики; - мониторинга и аквизации; - подбора, подготовки и расстановки кадров; - общей портитуры; - комплексности; - экономичности; - паритета прав, обязанностей и ответственности; - демократизации; - сочетание единоначалия и коллегиальности; - лояльности к работающим; - этики | содержательности: - главного звена; - необходимости и достаточности; - резервирование и дублирование; - единства формы и содержания Достижение целей: - первого шага; - маневра нагрузкой и ресурсами; - аккумуляции и использования опыта; - мониторинга и стимулирования |
Схема 1.1. Основные законы, закономерности и принципы менеджмента
2. Процесс создания производственной (операционной) системы и его принципы
2.1. Общие понятия о системе и принципы ее функционирования.
Для определения явлений и процессов в любых структурах широко используется системный подход, который рассматривает каждый объект как систему и ориентирует исследования на выяснение его целостности, выявление в нем многообразных типов связей и сочетание их в единую теоретическую картину.
Система - это внутренне организованная совокупность, взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и совместно действуют для достижения определенной цели.
Основными характеристиками системы являются: наличие большого количества элементов; единство главной цели для всех элементов; наличие связей между элементами; целостность и единство между элементами, их относительная самостоятельность; наличие четко выраженного управления.
По признакам системы делятся на простые, сложные и очень сложные, абстрактные и материальные; естественные и искусственные; детерминированы и стахостически; открытые и закрытые.
Все организации являются системами, но каждая из них имеет свои особенности, к которым относятся: [13]
нестационарность отдельных параметров в системе и стахостичнисть их поведения;
уникальность и непредсказуемость действия в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей;
способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям;
способность адаптироваться к условиям существования;
способность к формированию целей внутри системы есть стремление к целеполагания.
2.2. Суть операционной системы, ее основные типы. Производительность и конкурентоспособность.
Одним из элементов организационной системы является производственная (операционная) система, которая выступает как часть целого. Она обособляется в результате общественного разделения труда и имеет способность самостоятельно (или во взаимодействии с другими системами) удовлетворять определенные потребности и запросы потенциальных потребителей, создавая товары или услуги. Создание производственной (операционной) системы обусловлено имеющимися на рынке спросом на продукцию. Операционные системы относятся к категории сложных, для них характерны следующие особенности: [13]
1. Операционные системы (промышленные, финансовые, образовательные, технические, транспортные) состоят из большого количества подсистем и элементов, каждый из них является системой, которая состоит из технических средств, программно-вычислительного и информационного обеспечения, персонала.
2. Производственные системы решают комплекс функциональных задач, а именно: управление подготовкой производства; поставки, оперативное управление производством, управление кадрами и тому подобное.
3. Производственные системы имеют сложную сеть передачи информации.
4. Наличие иерархической подчиненности звеньев оперативных систем.
5. Для каждой производственной (операцийнои0 системы существует сегмент рынка или "зона обслуживания".
6. Зависимость эффективности функционирования от структуры, топологии операционной системы, технологии ее функционирования.
7. В основу построения операционной системы заложено выделение основного звена - технологии есть принятого метода соединения экономических, человеческих и информационных ресурсов при создании товара или услуги.
Построение производственной системы основывается на функциональном, отраслевом и организационном подходах.
Функциональный подход предполагает выделение и формализованное описание функций, необходимых для получения заданного результата; позволяет в наглядной форме реализовать методику "вход-выход". Производственная система на основе этого подхода имеет следующий вид рис. 2.1.
Как видно из приведенного рисунка, производственная система состоит из трех подсистем:
перерабатывающей, которая выполняет производственную работу и превращает входные параметры в выходные результаты;
подсистемы обеспечения бесперебойной работы перерабатывающей системы;
подсистемы планирования получает информацию о внешнем и внутренняя среда, о незавершенном производстве, ход производства, отклонения от графиков и тому подобное. Эта подсистема должна проработать всю эту достаточно сложную информацию и выдать решение, как именно должна работать перерабатывающая система. Это решение по планированию производственных мощностей, диспетчеризации, управления материально-производственными запасами, контроля качества и т.д.
Вхід Вихід
Рис. 2.1. производственная система [2]
Отраслевой подход построения производственной системы основывается на основании максимального учета и отражении отраслевой специфики деятельности, ее главным критерием является управляемость основной технологии. Такая производственная система не допускает изменений и поэтому не является адаптивной.
Организационный подход исходит из того, что технические, функциональные и отраслевые факторы уже учтены в виде операционных констант, операционных блоков, из которых и базируется операционная система. Это дает возможность оптимизировать принятие решений, и делает процесс построения операционной системы наиболее адекватным и гибким.
Все эти подходы дополняют друг друга, поэтому эффективное построение производственной системы предусматривает последовательное применение функционального, отраслевого и организационного подходов.
Основной задачей производственного менеджмента является производство продукции своевременно и с минимальными затратами, позволяет сделать ресурсы производительными. В общем понимании производительность означает баланс между всеми факторами производства, яки обеспечивает лучший выход при наименьших затратах.
Рыночная стоимость выходов
производительность
Рыночная стоимость входов
Таблиця 2.1
факторы производительности
Рыночная стоимость выходов | Рыночная стоимость входов |
Количество продукции Соответствие ассортимента продукции спроса на нее качество продукции Своевременность выработки продукции Учет характера спроса и обязательств по доставке продукции потребителям Гибкость операционной системы при удовлетворении требований отдельных потребителей | Количество потребленных материалов цена закупки; затраты на хранение материалов; стоимость заказа материалов; размер расходов, связанных с недопоставкой материалов; расходы, связанные с низким качеством материалов; расходы на сверхурочные работы и их стоимость; расходы, связанные с текучестью кадров; расходы, связанные с ошибками персонала |
Выполняя задачи обеспечения производительности, операционной системы должна способствовать в достижении выраженной компетентности и конкурентоспособности на рынке.
Выраженная конкурентоспособность заключается в том, что организация достигает чего-то лучше, чем ее конкуренту то есть сохраняет такую конкурентоспособность которая позволяет ей привлекать и удерживать потребителей. Конкурентоспособность с помощью производственной системы обеспечивается различными методами:
лидерство по минимуму затрат;
техническими характеристиками продукции;
скоростью доставки;
гарантированностью времени доставки;
индивидуализацией изделий по требованиям заказчиков;
введением продукции на рынок;
обеспечением качества продукции и процесса.
2.3. Этапы создания производственной (операционной) системы. Проектирование изделий и процессов в производстве.
§ Создание производственной (операционной) системы предусматривает проектирование изделий и процессов, определения мощности операционной системы, ее расположение, формирование стратегии и тактики, рассмотрение инновационных возможностей ее развития.
§ Первый этап создания операционной системы является проектирование изделий и процессов.
§ Проектирование изделий направлено на удовлетворение потребностей потребителя. Для этого предприятия в своей повседневной деятельности ведет наблюдение за спросом, исследует изменение в товарном предложении конкурентов, изменения в технологии производства. Проектирование изделий производится с учетом следующих критериев:
Стоимость.
Экономичность эксплуатации.
качество.
Элементы роскоши.
Размер, габариты, мощность или прочность.
Срок службы.
Надежность в эксплуатации.
Требования к обслуживанию, его простота.
Универсальность использования.
Безопасность эксплуатации.
Дизайн.
Для того чтобы получить нужные характеристики изделия, разработчик при проектировании должен сделать выбор вариантов из таких параметров: размеры и формы; материалы; соотношение стандартных и специфических элементов; модульные компоненты; избыточные (дополнительные) компоненты для повышения надежности изделия; элементы безопасности.
Следующим шагом создания операционной системы является проектирование процесса производства. Необходимо рассмотреть значимость таких критериев:Виробнича потужність
Экономическая эффективность
Производительность
Надежность
Ремонтопригодность
Стандартизация и постоянство результатов
Безопасность, промышленная санитария и гигиена
Удовлетворение жизненных потребностей работников.
Чтобы обеспечить необходимые параметры производственного процесса необходимо сделать выбор вариантов в таких сферах:
Тип перерабатывающей системы
Собственное производство или приобретение некоторых комплектующих изделий
Выполнение некоторых задач своими средствами или передача их субподрядчикам
Методы переработки
Сущность механизации и автоматизации
Степень специализации труда рабочих.
При проектировании производственного процесса внимание сосредотачивается на отдельных процессах через которые проходят комплектующие материалы и сборочные узлы по мере их изготовления. наиболее широко используют такие инструменты как операционные маршрутные карты, схемы технологического процесса, сборочные схемы и чертежи. после разработки технологического процесса в целом начинается проектирование отдельных его этапов: набор задач, потоки материалов и информации, сочетающие задачи; сохранение материалов и информации.
Следующим этапом в создании операционной системы является расчет производственных мощностей, их местонахождение и проектирование предприятия.
Производственная мощность - это максимально возможная загрузка производственных подразделений или возможность производства максимального выпуска продукции и услуг.
Мощность может выражаться в натуральном и стоимостном выражении выпущенной продукции.
Мощность подлежит тщательному исчислению и обоснованию. С целью получения объективных расчетных данных различают следующие виды мощностей: проектную (потенциальную) балансовую; нормативную; максимальную и минимальную; оптимальную.
Расчеты производственных мощностей выполняется на основе информации о состоянии установленного оборудования с учетом следующих правил:
необходимо учитывать все имеющееся оборудование;
учитывать эффективный максимально возможный фонд времени работы оборудования;
применить передовые технические нормы производительности оборудования;
ориентироваться на наиболее выработанные способы организации производства;
необходимо исходить из возможности обеспечения его полной загрузки;
не учитывать возможные простои оборудования по техническим и организационным причинам.
производственная мощность (М) определяется как;
, (2.1)
де Теф - эффективный фонд рабочего времени оборудования, часов;
а - количество однотипных аппаратов, машин, агрегатов;
Н - час норма производительности единицы оборудования по паспорту, выраженные в конечном продукте.
В периодических производствах и в непрерывных производствах с периодически работающим оборудованием мощность определяется по формуле:
, (2.2)
де Тц - время производственного цикла работы оборудования, часов;
Зс - объем загрузки сырья на один цикл;
Вгп - выход готовой продукции из единицы сырья.
среднегодовая мощность (Мс) с учетом ввода нового оборудования и вывода устаревшего исчисляется так:
- - , (2.3)
де МНР - мощность на начало года;
МВВ - новые мощности вводятся;
ТВВ - количество месяцев работы новых мощностей;
Мвив - мощности выводятся;
МО - увеличение мощностей за счет оргтехзаходив;
ТВив - количество месяцев, когда выведены мощи не будут работать;
ТО - количество месяцев работы после внедрения мероприятия;
12 - количество месяцев в году.
Важным при создании производственной системы является решение о размещении предприятий. Выбор дислокации предприятия осуществляется на основе государственных обобщающих разработок территориального аспекта индикативных (рекомендательных) планов-прогнозов.
Важнейшим предпроектным документом служит "технико-экономические обоснования" (ТЕО) целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования и строительства предприятий. При проектировании проводится топологическая оптимизация и решаются вопросы, связанные с внешней и внутренней средой функционирования производственной системы (Тополь-ресурсные факторы) организационно-управленческие факторы и факторы финансового характера. Необходимо обеспечить:
оптимальное приближения производственной системы к точкам концентрации важнейших ресурсов;
доставку ресурсов в определенном временном интервале. Начало функционирования системы определяется моментом наиболее поздней доставки ресурса;
оптимальные затраты на доставку продукции потребителю;
наличие рабочей силы, имеет необходимые навыки и практику определенных видов деятельности;
стала инфраструктура выбранного места расположения операционной системы;
поддержка со стороны других операционных систем (информационных, научных, сервисных, промышленных) политическая и экономическая поддержка со стороны государства.
К основным факторам внутренней среды, которые ограничивают функционирование системы и поэтому должны быть учтены, относятся:
размер, конфигурация и другие технологические аспекты площадок;
оценивания фактической опасности экстремальных режимов;
возможность рециклинг отходов.
Следующим этапом создания производственной системы является разработка стратегии и тактики в управлении операционной системой.
Производственная стратегия заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов предприятия, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долгосрочной конкурентной стратегии. Стратегия производственной системы формулируется и утверждается как составная часть стратегического плана. К стратегическим решениям относятся:
Стратегия товара. Определяет процесс изготовления. Решение по качеству, производственных затратах, запасах, мощности, трудовых ресурсах.
Стратегия процесса - это возможности процесса, которые доступны для производства товара. Данные решения влияют на технологии, оборудование, качество, обслуживание, трудовые ресурсы, гибкость производства.
Стратегия выбора местоположения.
Стратегия размещения. Напрямую зависит от процесса и технологий, рельефа местности, наличия зданий и сооружений.
Стратегия человеческих ресурсов. Решение о качестве и количестве трудовых ресурсов, систему мотивации.
Стратегия снабжения. Решение о поставщиках, размер закупки, страховые запасы. Тактика способом текущей организации управленческих функций с целью обеспечения поэтапной и текущей реализации стратегии операционной системы. Тактика базируется на критериях стабильности и равновесия системы. К тактическим решениям относятся:
1. Тактика управления запасами.
2. Тактика оперативно-производственного планирования.
3. Тактика управления качеством.
4. Тактика надежности и ремонта оборудования.
Итак, производственная (операционная) стратегия определяет задачи операционной системы. Работа операционного менеджмента охватывает планы, бюджеты и программы, которые будут обеспечивать достижение общей стратегии и миссии организации.
3. Производственный процесс и принципы его рациональной стратегии
3.1. Понятие и виды производственных процессов.
Производственный процесс - это сочетание предметов и орудий труда, а также живого труда в пространстве и во времени, функционирующих для удовлетворения потребностей производства [14]. Это сложное системное понятие в состав которого входят следующие элементы:
предметы труда - предмет, над которым работает человек для создания промежуточного или конечного продукта для удовлетворения определенных потребностей (сырье, материалы, информация, чертежи);
орудия труда - часть средств производства или основного капитала с помощью которых человек воздействует на предмет труда (станки, оборудование);
живой труд - непосредственно рабочий, с помощью орудий труда воздействует на предмет труда с целью его преобразования и удовлетворения выдающихся нужд; пространство - место, где протекает производственный процесс;
время - длительность производственного процесса;
удовлетворения потребностей - производство продуктов, оказание услуг или выполненная работа. Производственный процесс по своей структуре неоднороден: он состоит из многочисленных частичных процессов, которые подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Их сущность образует структуру производственного процесса. Основные - это технологические процессы. При их выполнении меняется: форма и размеры предметов труда; их внутренняя структура, качественные характеристики (обработка резанием, штамповка, покраска). Вспомогательные процессы способствуют непрерывному протеканию основных процессов (работа инструментального, ремонтного цехов).
Обслуживающие процессы создают условия для успешного выполнения основных и вспомогательных процессов (материально-техническое обеспечение, транспортно-складские услуги).
Производственный процесс предприятия является сложным и его можно разделить на простые процессы, которые в свою очередь образуют по операциям. Операция - это часть производственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте (станке, агрегате), при неизменных орудиях и предметах труда без переналадки оборудования, одним рабочим или группой рабочих.
При выборе производственного процесса необходимо: решить привлекать действующие субподрядные организации для производства продукции; связать требования к изделию с производственными возможностями; учитывать жизненный цикл товара.
Построение производственного процесса проводится с учетом принципов дифференциации; концентрации, параллельности, непереривности, ритмичности, соразмерности. Правильное использование указанных принципов обеспечит уменьшение длительности производственного процесса и повышения его эффективности.
3.2. Организация производственных процессов в пространстве.
Организация производственного процесса в пространстве представляет собой способ сочетания основных, вспомогательных и обслуживающих процессов на территории предприятия по переработке ее «входа» в «выход».
Организация производственных процессов в пространстве реализуется в производственной структуре. Характер построения подразделений, их количество определяется такими формами организации производства, как специализация, концепция, кооперирования, комбинирования.
В зависимости от формы специализации производственные подразделения предприятия организуются по технологическому (во исполнение отдельной операции или вида работ), предметном (изготовление отдельного вида продукции или ее составной части) и смешанном (предметно-технологическому) принципу.
По технологическому принципу организуются сборочные, кузнечные, термические и другие цеха. Оборудование в них располагается исходя из выполнения одинаковых технологических операций для обработки различных деталей. Оборудование формируют по группам (токарные станки; фрезерные, строгальные).