Реформа 1861 года (отмена крепостного права).




Александр II (1855-1881)

Николай I, умирая, передал своему сыну тяжелое «наследство»: 1. Крымская война близилась к завершению, но именно Александру II пришлось подписать Парижский мирный договор (1856 г.).

2. Финансы страны находились в печальном состоянии, в первую очередь из-за той же Крымской войны (но было очевидно, что были и боле глубокие причины экономических проблем, в первую очередь, крепостное право).

После неудачной Крымской войны, Александр II обратился в первую очередь к внутренней жизни России, понимая, что необходимы коренные преобразования. В этом его поддерживал и новый министр иностранных дел – Александр Михайлович Горчаков, который считал, что внешняя политика должна быть подчинена задаче внутреннего развития страны. То есть, об активной внешней политике (в первую очередь о войнах) на время можно было забыть, пока не будут решены внутренние проблемы. Кстати, именно Горчаков сможет дипломатическим путем развалить антирусскую коалицию великих европейских держав и добьется в 1871 году подписания Лондонской конвенции, которая отменит статью Парижского мира о нейтрализации Черного моря.

В первые годы царствования Александра II его окружали либерально настроенные люди: его младший брат великий князь Константин, братья Дмитрий и Николай Милютины (первый будет военным министром и автором военной реформы, второй будет одним из разработчиков крестьянской реформы 1861 года), князь Ростовцев (возглавлял редакционные комиссии по подготовке реформы 1861 года), Петр Валуев (министр внутренних дел, автор земской реформы 1864 года).

 

Реформы Александра II или «великие реформы 1860-1870-х годов»

Реформа 1861 года (отмена крепостного права).

Главные причины отмены крепостного права:

- подневольный труд всегда менее производителен, чем труд свободный (наибольшей эффективности достигает любое производство, в котором работник заинтересован в результатах своего труда, а до 1861 года это почти не было, так как крестьяне либо были вынуждены отбывать барщину – то есть работать на поле помещика (характерно для черноземной полосы) или платить оброк (деньгами или натуральный – продукцией).

- феодальные пережитки явно тормозили развитие в стране капитализма, который:

А) нуждается всегда в свободных рабочих руках (а их не было, так как крепостные крестьяне не были лично свободны и не могли распоряжаться собой и своими силами. Максимум они уходили в отхожий промысел в города, там зарабатывали немного денег, которыми потом платили оброк своему помещику).

Б) для развития капитализма нужен обширный рынок сбыта продукции, а такой рынок в России был крайне незначителен, так как у массы населения не было свободных денег, чтобы покупать эти товары (людям не на что покупать, значит, производителю незачем производить, в результате капитализм не развивается).

В) Для развития капитализма нужна частная собственность на средства производства (землю, фабрики, заводы, мастерские, станки и т.д.). У крепостных почти не было своей земли, вся земля была либо государственной, либо помещичьей, значит, они находились не только в личной зависимости, но и в экономической зависимости от своего помещика.

- при сохранении четкого деления на людей свободных и людей подневольных, любые дальнейшие преобразования в стране были бы совершенно невозможны. Так, все последующие реформы: земская, судебная, военная и т.д., базировались на реформе 1861 года. Например, невозможно было бы представить, что в земстве вместе бы работали помещики и крепостные, а это было одним из главных принципов земской реформы 1864 года. Военная реформа базировалась на отмене в 1874 году рекрутской повинности (сугубо сословной, так как до этого служили только крестьяне и мещане, а все остальные сословия были освобождены от службы в армии) и введении всеобщей воинской повинности. Судебная реформа 1864 года также предполагала создание бессословного суда, в котором могли бы судиться люди из разных сословий.

- аморальность крепостного права, которая развращала и помещиков, и крестьян. Одни привыкали повелевать, другие слепо подчиняться (хотя это подчинение часто было только внешним, а при малейшей возможности крестьяне отлынивали от работы и т.д.).

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Крепостные крестьяне сразу же получили личную свободу, то есть могли самостоятельно вступать в брак, распоряжаться своим имуществом, переходить в другие сословия и т.д.

Вопрос с землей был сложнее: землю крестьяне должны были выкупать. После обнародования манифеста давалось 2 года на подписание уставной грамоты между крестьянской общиной и помещиком, в которой были бы прописаны условия передачи земли от помещика крестьянам (например, прописаны повинности крестьян в пользу своего бывшего помещика за переданную землю). Для помощи в подписании этой уставной грамоты вводились должности мировых посредников, которые должны были помогать сторонам: то есть помещика и крестьянам прийти к соглашению и подписать уставную грамоту. Например, Лев Толстой в молодости был таким мировым посредником.

Государство помогало крестьянам выкупить землю у помещиков, давая крестьянам денежную ссуду. 20% долга крестьянин должен был заплатить единовременно, остальные 80% он мог выплачивать в течение 49 лет.

Те крестьяне, которые не перешли на выкуп помещичьей земли, но пользовались ею, попадали в категорию временообязанных, то есть несли прежние повинности в пользу помещика (барщину и оброк). Срок временнообязанного состояния не был изначально ограничен, поэтому многие крестьяне в течение долгих лет не переходили на выкуп земли, по-прежнему неся повинности. Александр III, который стал царем после убийства своего отца, в 1881 году издал указ об обязательном переходе всех оставшихся временнообязанных крестьян на выкуп с 1 января 1883 года.

 

 


2. Земская реформа 1864 года (один из разработчиков реформы - министр внутренних дел Петр Валуев)

Земства – выборные органы местного самоуправления, в которые должны были избираться представители от трех сословий (три избирательные курии): от помещиков, от горожан и от крестьян.

Принципы работы земств:

- выборность

- всесловность

- независимость от административной власти (губернаторов)

- хозяйственно-финансовая самостоятельность (земства существовали за счет налогов с населения, а не за государственный счет).

 

Земства должны были изначально заниматься только хозяйственной деятельность (строительство и устройство школ, больниц, ветеринарных лечебниц и т.д.). Все политические вопросы изымались из ведения земств, чтобы они не могли посягать на власть. Земства создавались на уровне губерний и уездов, общероссийского земства не было. Земства не создавались там, где не было дворян (так как дворяне должны были все-таки преобладать в земствах) и на нерусских окраинах. Так, земства не были созданы в Архангельской губернии (очень мало дворян), в Царстве Польском, на Кавказе и т.д. (нерусские области). Одна из негласных целей создания земств – компенсировать дворянам-помещикам потерю их влияния на крестьян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: