с использованием электронных площадок розничного финансирования.




Инвестирование экономических проектов

 

Начиная с первых российских рыночных законов начала девяностых годов прошлого века, создаваемые на их основе экономические институты и инструменты были призваны сформировать "рыночную экономику", преследовали задачу т.н. разгосударствления государственной собственности и сомнительная легитимность использованных форм такого разгосударствления во многом способствовала вывозу капитала в «оффшоры» и таким образом, использование новых экономико-правовых институтов было направлено не столько на обеспечение роста экономики, сколько на перераспределение собственности и капитала.

В русле этой же логики экономическими ведомствами Правительства РФ был разработан проект закона "О краудфандинге", который рассмотрен ГД РФ в первом чтении из чего следует, что краудфандинг до настоящего времени в российское правовое поле не введен.

Тем не менее, в рамках направления "Синергия", ОД ФСС предлагает организовать финансирование первого этапа проекта развития сельских территорий с использованием краудфандинговой платформы.

Поскольку в России розничное инвестирование экономических проектов в производственной сфере посредством привлечения денег через электронные площадки находится в зачаточном состоянии и имеет место скорее в потребительском секторе, то для начала стоит задаться вопросом насколько краудфандинг, в той форме, в какой он предложен к внедрению проектом соответствующего закона и существующий фактически, соответствует идеологии и целям Национального Проекта «Развитие сельских территорий» (НП РСТ).

1.Если следовать идее использования краудфандинга в целях НП РСТ, в форме предлагаемой, проектом закона "О краудфандинге", то следует обратить внимание на следующее:

а) Когда будет принят и заработает закон неизвестно, поэтому финансирование первоначального этапа необходимо организовывать с использованием уже существующих правовых инструментов.

б) В схеме финансирования, предлагаемой проектом закона, появляется посредник –профессиональный организатор розничного кредитования - оператор краудфандинговой платформы (краудфандинговая платформа - информационная система для розничного финансирования в Интернете), а любое дополнительное звено на пути от инвестора до инвестируемого проекта затрудняет получение этого самого финансирования. Предполагается что перевод денежных средств между инвестором и автором инвест. проекта будет также проходить через номинальные счета, открытые у оператора (посредника).

в) Из проекта закона следует, что гражданину для того, чтобы инвестировать его сбережения, необходимо оформить и получить электронно-цифровую подпись, заключить договор об оказании услуг по содействию в инвестировании с оператором инвестиционной платформы, а самое главное оплатить эти самые услуги, при этом все права инвестора, получаемые в ходе инвестирования, предполагается хранить только в виде т.н. токена –электронной записи в электронном же реестре(кто станет доверять такой фиксации прав - сегодня реестр есть, а завтра его стерли и ищи свищи вложенные деньги). Мало того, что потенциальный инвестор должен оплачивать предоставление услуг, предполагается, что оператор будет получать комиссию (часть дохода) с инвестиционного проекта.

г) Предусмотрено право одностороннего изменения оператором правил пользования инвестплатформой, что открывает возможность произвола и оказания давления на ее участников.

д) Предполагается, что токены инвестпроекта могут свободно использоваться в обороте в качестве самостоятельных стоимостных единиц, что неизбежно приведет к спекуляции и построению финансовых пирамид.

е)Проект закона предполагает наделить лиц, приобретающих токены инвестпроекта, таким набором прав требования, которые позволят спекулянту –хищнику осуществить легальный захват любого перспективного проекта., что уж точно не будет способствовать развитию сельских территорий. (Набрать токенов на старте по дешевке, затем вздуть цену, затем резко продать и обрушить цену и т.с. поставить проект на грань разорения и предъявив права, забрать проект.) Это возможно, потому что рынок токенов по конкретному проекту будет ничтожно малым и запредельно волатильным и поэтому им сможет манипулировать даже единичный крупный спекулянт. Идея токенов - это показатель пресловутой капитализации проекта (никакой социальной нагрузки он не несет).

ж) Именно для этих целей закон определяет статус квалифицированного инвестора (это фактически профессиональный спекулянт), которому позволено будет совершать финансовые операции через посредство инвестплатформ без ограничений, а простым гражданам ЦБ будет устанавливать лимиты, - т.о. идеология закона направлена на создание спекулятивной среды в сфере стартапов, а участие граждан тут предусмотрено исключительно для сформирования финансовой основы за счет мелких вкладов и придания массовости процессу, а доходы тут будут получать спекулянты и не за счет прибыли, получаемой от реализации инвестпроектов. Такой способ розничного финансирования не имеет цели развития производств и развития же на этой основе территорий.

В этой схеме токен используется в качестве средства отрыва стоимости от реального объекта и перевода ее в спекулятивно-виртуальную сферу, где с этой самой стоимостью можно делать что угодно.

Проект закона очередной раз срисован с аналогичного американского закона и будет являться еще одним инструментом колониального ограбления подмандатной территории с вывозом награбленного за границу.

Проект закона устанавливает прямой запрет на привлечение денег с помощью токенов без участия операторов инвестплатформ - т.е. сфера оборота токена изначально монополизируется.

2. Однако краудфандинг явочным порядком в России существует и из практики его применения можно сделать следующие выводы:

- уверенности, что краудфандинговый проект соберет достаточно денег нет – поскольку на практике действует правило – если в установленный срок (максимум 2 месяца) краудфандинговый проект не собрал 50 % от заявленной суммы, то краудфандинговая площадка аннулирует проект;

- объемы краудфандинговых проектов составляют от силы пару миллионов рублей, суммы инвествзносов - максимум пару тысяч и при этом инвесторами выступают в основном друзья и знакомые инициаторов проекта или лица по интересам;

- через краудфандинговые площадки финансируются производственные проекты исключительно в сфере социальной экономики, т.е. в сфере благотворительности;

- успешных социальных предпринимателей – единицы;

- а вот краудфандинговые площадки имеют постоянный доход, но исключительно за счет посреднических услуг, т.е. на краудфандинге сейчас зарабатывают площадки.

Таким образом, существующие краудфандинговые площадки - это всего лишь удобный инструмент для оперативного сбора денег и не имеется никаких оснований рассматривать их в качестве панацеи в деле привлечения сколь-нибудь значительных инвестиций для достижения целей НП РСТ.

Но вышеизложенное не означает, что сама идея краудфандинга не может быть использована для решения задач, поставленных НП РСТ, идея краудфандинга должна использоваться в целях Проекта, но в творчески переработанной форме, соответствующей целям и задачам Проекта и это могло бы выглядеть как создание при помощи ЭПРФ (электронной площадки розничного финансирования) системы рефинансирования (секьютиризации) бюджетного(или частного) кредитования нацпроекта.

Из руководящих документов съездов и рабочих документов ОД ФСС следует, что идеология НП РСТ подразумевает создание производственного сельскохозяйственного сектора на основе коллективного присвоении прибавочного продукта, через массовое участие граждан в прибылях и целевом использовании части получаемой прибыли для развития сельских территорий,- в отличие от сферы частного присвоения и вывоза капитала за рубеж, т.е. подразумевает создание сельскохозяйственного уклада, альтернативного тому, который олицетворяют агрохолдинги.

В связи с вышеизложенным, Долгих М.В. и Бабичевым В.Ф предлагается рассмотреть концепцию системы рефинсирования (секьюритизации) бюджетного кредитования производственных единиц, создаваемых в рамках реализуемого ОД «Федеральный Сельсовет» национального проекта «Развитие сельских территорий».

Актуальность предлагаемой системы основана на:

-необходимости гарантий сохранения и возврата бюджетных инвестиций, вложенных государством и в реализацию Проекта;

-необходимости внедрения различных экономико-правовых форм массового участия граждан в реализации Проекта:

-необходимости поднятия уровня доходов граждан, проживающих в сельских территориях, повышения потребительского спроса сельских домохозяйств, что само по себе станет дополнительным источником роста производственного сельскохозяйственного сектора;

-необходимости придания процессу развития сельских территорий системно-воспроизводящего характера.

Экспертное участие в 14-й группе направления «Синергия» предполагает формирование системы финансирования первого этапа Проекта посредством организации розничного инвестирования на базе краудфандинговой площадки.

Представляется очевидным, что участие граждан в подобной схеме финансирования будет зависеть прежде всего от инвестиционной привлекательности предлагаемых для софинансирования производственных объектов, что в свою очередь будет определяться их инвестиционной стоимостью к моменту старта на их основе того или иного субъекта

предпринимательской деятельности (СПД), следовательно, будет логичным, если к моменту опубликования публичной оферты по участию в финансировании того или иного производственного объекта, СПД, функционирующий на базе такого объекта, будет владельцем основных средств (земли, иных производственных объектов, систем коммуникаций, энергообеспечения, семян, машин, оборудования и т.п.) переданных ему государственными учреждениями или ОМСУ на каком-либо вещном праве, иметь детальный план развития бизнеса на период привлечения финансовых средств и далее, с указанием форм и размера получаемой инвестиционной прибыли (т.е. для потенциального инвестора должны быть очевидны источники возникновения новой стоимости, создаваемой на базе конкретного СПД, обеспечивающие доходность вложений выше банковских).

Поэтому на первоначальном этапе реализации Проекта можно было бы считать хорошим результатом получение на базе розничного финансирования денежных поступлений, достаточных для формирования оборотных средств создаваемых хозяйствующих субъектов (ХС). При таком подходе, в случае недостижения ХС положительных финансовых результатов от хозяйственной деятельности, риски государственного финансирования данной части Проекта могут быть ограничены лишь опасностью изменения рыночной стоимости основных средств, переданных СПД, и величиной сопутствующих расходов, связанных с такой передачей.

После достижения прибыльности ХС, деньги уже можно привлекать в качестве капитальных вложений, которые будет вноситься желающими в уставный капитал либо в приобретение голосующих акций - эти средства будут направляться на выкуп основных средств, переданных СПД за счет бюджета. Посредством этого розничные инвесторы приобретают право управления и материальный интерес в развитии бизнеса, а бюджет получает назад свои средства, затраченные на запуск проекта, ХС переводятся на небюджетную основу., получая свой собственный источник роста за счет реинвестирования обязательной части получаемой инвесторами прибыли в развитие не только самих производств (производственные капитальные вложения), но и в развитие территорий(социальные капитальные вложения), на которых они расположены, обеспечивающие небюджетное финансирование развития сельских территорий.

Понятно, что это возможно только при высокорентабельных производствах и поэтому предлагаемые инвесторам процентные доходы должны гарантироваться на первом этапе за счет бюджетных денег, а далее за счет средств, создаваемых в рамках Проекта страховых институтов.

Обязательство о частичном реинвестировании (капитальных вложениях как производственного. так и социального характера) получаемой прибыли должно быть юридически закреплено в качестве одного из условий участия в управлении СПД, функционирующих в рамках Проекта.

Т.о. финансирование должно быть целевым - деньги обязательно должны быть направлены на развитие бизнеса, либо представлять из себя взносы в уставный капитал, используемый исключительно на капитальные вложения.

И в том, и в другом случае приобретаются права участия в СПД- инвестор либо получает долю в бизнесе, участвуя в уставном капитале, либо через голосующие акции участвует в управлении.

Взаимодействие между розничными инвесторами и органами управления Нацпроектом предлагается организовать через электронную площадку розничного финансирования (ЭПРФ) в форме некоммерческой организации, в обращение на которой будут выпускаться сельскохозяйственная инвестиционные единицы (Аgricultural Investment Unit –AIU).

- наполнение AIU (содержание прав) не должно допускать спекуляции, а всего лишь фиксировать участие инвестора в проекте и переход прав от одного их владельца к другому, (предусмотреть возможность получения прибыли при продаже AIU в виде процентов, начисляемых СПД после подведения финансовых итогов финансового года, а в промежутках между этими периодами купля –продажа AIU осуществляется по ранее произведенной оценке плюс минимальный процент дохода, предлагаемый на AIU СПД в рамках нац.проекта);

- ЭПРФ открывает номинальные счета СПД, создаваемых и функционирующих в рамках Нацпроекта и учитывает на них привлеченные средства;

- AIU не должен содержать в себе права требования, а иметь только стоимость,- корпоративные права и права требования инвесторов будут закрепляться посредством действующих правовых институтов гражданского права (права из договоров, права из векселей, права из членства и пр.);

- стоимость AIU по каждому СПД рассчитывается ежеквартально после сдачи финансово отчетности и оплаты текущих налогов(а не определяется спекулятивным спросом-предложением);

- AIU могут свободно обращаться, продаваясь по рассчитанной таким образом цене с учетом фиксированных процентов – чем лучше финансовые показатели, тем выше стоимость AIU, тем меньше по нему платятся инвестиционные проценты от производственной прибыли(нормативно закрепить), а большая часть направляется на развитие территорий – чем хуже фин.результаты, тем большую часть платить в качестве процентов и меньшую направлять на развитие территорий, привлекая т.о. дополнительные деньги в развитие СПД, но при достижении фин.результатов установленного нижнего предела, в отношении СПД необходимо вводить антикризисные процедуры с заменой руководства (санацию в случае социальной важности проекта), а AIU выкупать засчет средств страховой организации - таким образом, AIU выступает и в качестве показателя финансовой состоятельности СПД;

- число AIU фиксировано при запуске СПД и обращается только внутри участников ЭПРФ, при переходе продавец исключается из реестра, покупатель включается в реестр;

Т.е. цель создания такой ЭПРФ – централизация инвестиционных операций в рамках проекта и получение прибыли от развития производств и территорий.

В зависимости от задач, которые необходимо будет решать по мере реализации Нацпроекта, ЭПРФ следует придать следующие функции:

а) Функция ЭПРФ рынка стоимостных единиц с целью инвестирования.

Первоначальная стоимость AIU будет определяться инвестиционной стоимостью, созданной до запуска инвестиционного проекта, вместе с запуском инвестпроекта его AIU будут предложены к покупке.

Таким образом, каждый ХС в рамках проекта может быть рассмотрен в трех ипостасях: как единый имущественный комплекс (предприятие),производящий стоимость, как СПД (организационно-правовая форма), генерирующий определенные денежные потоки и как

инвестиционный проект (первоначальная стоимость, имеющая внутренние источники создания новой стоимости(предпосылки экономического роста) - это необходимо учесть при организации обращения AIU.

б) Функция ЭПРФ как рынка товарных единиц с целью хеджирования.

За счет обращения страховых товарных единиц (Insurance Commodity Unit-ICU) придать ЭПРФ функции хеджинговой площадки - от риска резкого колебания цен на обращающийся в рамках Проекта товар (продукцию) можно застраховаться путем заключения на срочном рынке ICU сделку, противоположную предполагаемой к заключению на рынке реального товара. Если хочешь купить товарную единицу зерна зимой на реальном рынке, то соверши сделку по продаже такой же товарной единицы на рынке срочных контрактов летом (ЭПРФ при этом покупает реальный товар по действующей цене с поставкой через 6 месяцев, а покупателю товара продает товарный AIU) - через шесть месяцев через систему клининга (системы отчистки контрактов) оба контракта предъявляются к исполнению и разница цен между летней и зимней на зерно нивелируется - так мы избегаем резкого колебания цен на любой биржевой товар(будь то удобрение, будь то солярка, будь то все, что может соответствовать характеру биржевого товара).

в) Функция ЭПРФ как контролирующего органа:

- аудит с целью недопущения махинаций с финансовой отчетностью СПД, AIU которых допущено к обороту на ЭПРФ. Наверняка будут попытки при помощи искажения фин.показателей завысить или занизить стоимость AIU, обращающихся на ЭПРФ, нарушая т.с. сбалансированность производственной сферы. (обязательное ежеквартальное представление электронной финансовой отчетности участниками ЭПРФ.)

- экономический мониторинг в целях недопущения банкротства СПД и организация антикризисного управления в случае достижения СПД установленного нижнего показателя по основным финансовым показателям.

 

После того, как хозяйствующие субъекты в рамках Нацпроекта достигнут устойчивого экономического роста и сформируют устоявшиеся хозяйственные связи, для целей их рефинансирования станет возможным использование различных схем секьюритизации, имеющих положительный опыт практического применения, одна из которых предлагается вашему вниманию.

В предложенном случае это будет секьюритизация активов и иной дебиторской задолженности, обеспеченных портфелем заказов, контрактов на поставку, договоров на выполнение работ и услуг и т.д., генерирующих будущий денежный поток.

Секьюритизация – это превращение будущих денежных потоков (FutureFlowSecuritisation, FFS), обеспеченных активами или правами требования, в ценные бумаги. Например, поставщик сельхозпродукции - имеет стабильный портфель заказов и его покупатели длительное время сотрудничают с ним на основе долгосрочных контрактов. Деньги от них агрохолдинг получаете стабильно, но этот процесс растянут по времени, что затрудняет их аккумулирование и использование для целей капитальных вложений. В этом случае производитель можете секьюритизировать поступления за отгруженную продукцию, то есть продать инвесторам права на будущие поступления платежей от реализованной сельхозпродукции. Таким образом, бизнес может получить деньги, необходимые ему для дальнейшего развития производства, инвестирования в основной капитал и т.д., уже сейчас.

Такие ценные бумаги, обеспеченные будущими денежными потоками, называют ABS (AssetBackedSecurities).

Обычно таким образом секьюритизируют, в том числе:

• будущие поступления по лизинговым договорам;

• будущие поступления выручки по твердым контрактам (контрактам, в которых покупатель не может отказаться от своих обязательств без 100 % компенсации недополученной продавцом выручки).

Оригинатор, то есть компания, которая хочет секьюритизировать свои активы (оригинаторов в одной сделке по секьюритизации может быть несколько), передает активы СпецЮрЛицу - SPV (таким образом убирает их со своего баланса). SPV выступает эмитентом ABS. ABS размещают организаторы выпуска (инвестиционные банки). При этом оригинатор (если это Банк) обычно продолжает обслуживать активы в качестве сервисного агента. Иными словами, когда банк секьюритизирует, например, портфель ипотечных кредитов, его клиенты продолжают платить этому банку. Просто деньги, получаемые по этому кредиту, перечисляются SPV, который из этих средств осуществляет регулярные выплаты держателям ABS. После продажи активов SPV оригинатор уже не несет обязательств перед инвесторами по ценным бумагам. Иными словами, в случае банкротства оригинатора, держатели ABS могут обратить взыскание непосредственно на активы SPV.

Следует отметить, что применение схем секьюритизации направлено, прежде всего, на гарантирование сохранности инвестиций значительного объема, производимых частными инвесторами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: