Тема урока: Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях




Цель урока: познакомить с особенностями Реформации в Англии.

 

Задачи урока:

выделить особенности Реформации в Англии по сравнению с Реформацией в Германии;

- определить основные положения англиканской церкви;

- выявить противников Реформации в Англии;

- познакомиться с результатами Реформации в Англии.

План:

1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху».

2. Содержание и методы королевской Реформации.

3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации.

4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.

5. Борьба с Испанией за морское первенство.

6. Итоги царствования.

Открываем тетради, записываем тему урока и план. Открываем учебник (параграф 13, стр 117), у Вас может быть другой номер параграфа и страница, ровняйтесь на тему нашего сегодняшнего урока.

1. Начало процесса Реформации в Англии связано с именем Генриха VIII. Первоначально Генрих был противником Реформации, даже написал книги против Лютера «В защиту семи таинств» (1521), в основе которой были не аргументы, а брань в адрес виттенбергского реформатора. Однако за этот труд король получил от Папы титул «защитник веры». Тем не менее, обстоятельства вынудили Генриха изменить свою позицию. Генрих был женат на Катарине Арагонской, и единственным ребёнком в этом браке была девочка, которая впоследствии станет королевой Марией Тюдор. Поняв, что других детей не будет (а Генрих желал иметь сына-наследника), король решил добиваться развода. Однако Папа Римский Климент VII, находившийся под влиянием племянника Катарины императора Карла V, на это не соглашался. Тогда Генрих, пользовавшийся абсолютной властью в стране, обвинил английское духовенство в неповиновении статуту, запрещающему признавать любое назначенное лицо Папы Римского без утверждения королём. Также Генрих заставил духовенство признать себя главой Церкви Англии. Вдобавок на английский клир был наложен штраф в 118 тысяч фунтов. В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак. В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены. Следующим этапом было закрытие монастырей и конфискация церковных земель. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Однако Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке. В 1534 году парламент издал закон, объявлявший короля и его приемников главой церкви в Англии, а чтобы это решение дошло до всех подданных, в 1535 году вошло особое распоряжение, повелевавшее каждый воскресный и праздничный день проповедовать в храмах и учить в школах, что король является главой церкви в Англии. Так в этой стране началась Реформация «сверху», а не «снизу», как в Германии. - Но на этом деятельность короля не закончилась. Он предпринял следующий шаг: - лишить церкви её богатств (земель). По его указанию были закрыты 3000 монастырей. Часть монастырских земель раздавал своим сторонникам, часть пустил в продажу, остальное отошло к короне. - Какие методы использовал король для усиления своей власти? (террор и деспотизм). Казнили всех, кто не хотел признавать законность развода Генриха с Екатериной Арагонской. У Генриха был верный помощник в борьбе за Реформация – канцлер Томас Кромвель. Вывод: так было положено начало созданию реформаторской церкви в Англии. Главой стал король, папство было отвергнуто, у церкви было отняты богатства. Монастыри закрылись. Всё это способствовало укреплению абсолютизма. Реформистская церковь стала называться англиканской. - Но этот процесс не был завершён в Англии, т.к. 1) ухудшилось положение бедняков 2) дворяне, получившие или купившие монастырские земли, сгоняли крестьян и превращали земли в пастбища.

 

2. Самостоятельная работа! Прочитать пункт «Мария Кровавая. Попытка Контрреформации». Ответить письменно на вопросы в тетради: Почему Мария получила прозвище Кровавая? Какими действиями она поддерживала политику Контрреформации?

3. Самостоятельная работа! Читаем пункты «Золотой век Елизаветы. Укрепление английской церкви», «Укрепление королевской власти», «Борьба с Испанией за морское первенство», «Итоги царствования». Письменно в тетради отвечаем на вопрос: Каковы итоги царствования Елизаветы?

4. Домашнее задание! Параграф 13 (Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях), читаем и письменно в тетради отвечаем на вопросы: Чем отличалась Реформация в Англии от Реформации в Германии, Швейцарии? Что в процессах было общего?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: