Федора Власов «Психотехническиепазлы»




 

Эта статья адресована, прежде всего, практикам, активно использующим в тренинге различные приемы работы с сознанием. От формирования позитивного отношения к жизни методами оздоровительной гимнастики до «духовных трансформаций» различных эзотерических школ в результате практики неминуемо проявляются изменения в собственной психике, даже если эти изменения не ставятся за цель. В подавляющем большинстве случаев практикующие полагаются на авторитетность выбранной традиции, принимая на веру цели и методы данной традиции. Не имея непосредственной связи с истинными последователями традиции, информация, в основном, берется из книг, в лучшем случае изредка посещаются семинарские занятия. При этом ответственность за трансформационные процессы в психике практикующих как бы перекладывается на плечи выбранной традиции. В результате эти процессы остаются бесконтрольны как со стороны практикующих, так и со стороны соратников по традиции. А если принять во внимание изобилие и противоречивость различных эзотерических школ на фоне откровенной и далеко не бескорыстной борьбы за «приход», то трезвомыслящему искателю остается выбирать или создавать свои цели и методы в основном в качестве рабочих гипотез.

По моему глубокому убеждению, большинство искателей истины основной вопрос о цели практики, как и вопрос о побуждающих мотивах оставляют для себя без формулировки, как бы трансцендируя его, вынося смысл за пределы возможных формулировок. С философской точки зрения это, наверное, правильно. Однако, не определив для себя, чего и каким способом мы хотим достигнуть, мы просто не ведаем что творим. И не мудрено затеряться в этом божественно-кундалини-точкосборочном эзотерическом тумане на благодатной почве ощущения самонеудовлетворенности из-за социальных, финансовых, бытовых, "личных" и т.д. неурядиц.

В этой статье предлагаются некоторые практические психотехнические приемы манипуляции собственным сознанием, которые могут быть использованы как в тренинге, так и в качестве определенных психотехнических пазлов, комбинациями которых можно пользоваться для достижения определенных состояний сознания. Вы должны отдавать себе отчет в том, что, практикуя любые психотехники, вы активно вмешиваетесь в работу собственной психики, увеличивая количество управляемого внимания в психических процессах. Этим вы уменьшаете степень автоматизма психических процессов, которые этими самыми автоматизмами обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма в большинстве жизненных ситуаций. Поэтому прежде чем начать расшатывать себе крышу, попытайтесь ответить себе на один вопрос: «ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НУЖНО»?

И это отнюдь не риторический вопрос. Вопрос целеполагания и мотивации является отправной точкой и пунктом назначения и по большому счету определяет успех или неудачу предпринимаемых усилий. В области исследования собственной психики и внешнего мира, отраженного в нашем сознании, ключевым моментом является предельно честная самооценка. Без этого мы будем лишь приумножать иллюзии "о себе и о мире", возникающие в "новых" позициях восприятия.

Итак, все же попробуем определиться с целеполаганием и мотивацией, и сделать первый шаг в определении иллюзий собственного эго и развенчании мифов о «себе любимом». Как? А просто честно и откровенно ответим себе на несколько вопросов. Ну, на вскидку, не торопясь, скажите:

- «Вы удовлетворены собой?»
- «Вы занимаетесь самосовершенствованием не потому, что окружающие Вас недопонимают из-за своей ограниченности?»
- «Вы занимаетесь не для того, чтобы обрести сверхспособности и доказать себе или окружающим что Вы избранный?»
- «Вы занимаетесь просто ради здоровья, а не потому что подсознательно боитесь смерти и цепляетесь за здоровый образ жизни, что бы оттянуть последний момент?»

Если Вы достаточно честны с собой, то вряд ли Вы однозначно ответите «ДА» на все эти вопросы без тени сомнения, смущения или негодования. Да? А теперь обратите внимание именно на эти ощущения. Не стройте контраргументов, не дискутируйте с собой. Просто подержите в сознании эти ощущения без их наименования и решительно, одним движением, сбросьте их с себя, как старый пиджак, просто на пол…В сознании возникает пауза. Ловите момент! В этой паузе можно ощутить сознание без груза эго. Останьтесь в этой паузе как можно дольше. Почувствуйте новое качество как бы единым цельным актом восприятия без словесного проговаривания. Ну, вот вам и ПАЗЛ №1. Назовем его, скажем, «СТАРЫЙ ПИДЖАК», как в операции «Ы», чтобы никто не догадался.

Давайте акцентируем некоторые принципиальные моменты.

- Мы не боремся с умом, не пытаемся найти веские аргументы, перехитрить, уговорить или заставить себя принять некоторую точку зрения. У ума работа такая – думать, и мы разрешаем ему просто передохнуть.

- Мы разрываем порочный круг мысль-эмоция-оценка-мысль, отделяя эмоциональное ощущение от порождающих его мыслей. Например, держим вниманием "озабоченность", не связывая ее с мыслями о неоплаченных коммунальных услугах, просто наблюдаем "озабоченность в себе".

- Далее производим саму манипуляцию. Не стесняемся пользоваться образами, удачный образ, на первых порах, оказывает неоценимую помощь в манипуляциях сознанием, тем более, когда уму мы разрешили передохнуть. Итак, провожаем вниманием падающий вниз пиджак, возвращаемся вниманием вверх и замираем в ожидании. Перемещение внимания вниз-вверх в данном случае является ключевым для манипуляции, и именно оно кратковременно разрывает цепочку смыслообразования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: