Урок 38. Русский язык 10 класс ФГОС
На этом уроке мы поговорим о препятствиях на нашем пути к безупречной грамотности. И выясним, как не спутать союзы, предлоги и наречия с похожими на них сочетаниями, которые пишутся раздельно.
Сегодня мы…
· Выясним, какие омонимы могут доставить нам неприятности
· Узнаем, как различить такие омонимы
· Научимся правильно писать такие омонимы
Как известно, русский язык довольно часто расставляет нам ловушки. Например, мы точно знаем, что местоимения и существительные и с предлогами и частицами пишутся раздельно. Казалось бы, мы можем спокойно двигаться к безупречной грамотности. Но язык ухитряется из сочетаний двух слов образовать то, что пишется слитно!
И вот уже мы столкнулись с очередной ловушкой и валимся в бездну безграмотности.
А причина этих ошибок?
Она в том, что от сочетаний предлогов или частиц с существительными или наречиями образуются наречия, союзы или предлоги. Мы путаем их между собой. И значит, мы путаем между собой раздельное и слитное написание.
Как это происходит на практике?
Есть сочетания то же, так же и что бы. Здесь одно слово – местоимение, а второе – частица. Но от этих сочетаний с течением времени образовались союзы тоже, также и чтобы. И они уже пишутся слитно.
На что с самого начала мы обращаем внимание?
В первом случае мы взяли самостоятельную часть речи и добавили к ней служебную, да ещё и очень необязательную – частицу.
Во втором случае это всё – служебная часть речи, значит, у неё будет одно, слитное значение.
Какие выводы из этого можно сделать? Например тот, что частицу мы можем выбросить, ведь главное в сочетании – местоимение!
Это то же самое дерево. Мы можем сказать: да, это то дерево. Я видел его раньше. Частица же не слишком нужна.
|
А вот предложение: Ель − это тоже дерево!
Здесь у нас тоже – это союз. Он используется со значением присоединения, указывает на одинаковость чего-либо.
Если мы можем отбросить частицу, мы напишем сочетание раздельно.
Я катаюсь так же, как он.
Да, я точно катаюсь так.
Частица не нужна.
Я также хочу научиться кататься. Здесь опять союз со значением присоединения, и мы не можем ничего в нём убрать.
Я не знаю, что бы сказать. Действительно, что сказать? Мы опять выбросили частицу.
Я пришёл, чтобы сказать это. А здесь у нас явно союз, который соединяет две части предложения и указывает на причину.
Итак, если мы видим перед собой местоимение и частицу, мы пишем их раздельно. Союзы мы пишем слитно. Частицу часто можно выбросить и так понять, что написание раздельное.
А может, и с местоимением можно что-нибудь сделать? Например, изменить его.
Попытаемся изменить форму слова.
Это то же дерево.
Я встретился с тем же деревом, говорю о том же дереве. Это точно местоимение с его раздельным написанием. А вот союз так не изменишь.
Если форму слова можно изменить – пишем слово раздельно.
Что бы сказать?
О чём бы сказать? Сразу видно, что здесь местоимение. Союз так просто изменить нельзя.
Итак, иногда местоимение можно изменить и удостовериться, что писать его точно нужно раздельно. Но вот местоимение так не меняется, оно наречное. Может, следует взглянуть на союзы – как определить, что перед нами союз?
Союзов довольно много, и часто один союз можно заменить другим.
Союз тоже можно заменить на также. Ель тоже дерево, также дерево, какая разница?
А вот так же самое дерево – не скажешь.