Задания для семинарских занятий и СРС по дисциплине «Психология дошкольного возраста»
Тема 6. ПСИХОЛОГИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная природа сюжетно-ролевой игры.
2. Общая характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника.
3. Структура сюжетно-ролевой игры.
4. Особенности и основные направления игровой деятельности дошкольника.
5. Характеристика межличностных отношений в процессе игры.
6. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка.
7. Психологическое обоснование методов руководства игрой.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить таблицы:
- Влияние разных видов игрушек на психическое развитие детей.
- Уровни развития сюжетно-ролевой игры. /по Д.Б. Эльконину/.
- Классификация видов игровой деятельности.
- Классификация игрушек.
Литература:
- АвдуловаТ.П. Психология игры: современный подход: учеб.пособие для студ. пед. вузов / Авдулова Т. П. - М.: Академия, 2009.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.
2. Выписать понятия: игра, роль, сюжет, содержание, игровые правила, игровые действия, игровые предметы, предметы заместители, воображаемая ситуация.
Основная литература:
1. Абраменкова В.В. Взрослые игры детей (к психологии современной игрушки) //Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка к детской субкультуре. – М., 2000. – с. 371-378.
2. АвдуловаТ.П. Психология игры: современный подход: учеб.пособие для студ. пед. вузов / Авдулова Т. П. - М.: Академия, 2009.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011.
4. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.
|
5. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.
6. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.
7. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.
Дополнительная литература:
1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Авдулова Т.
// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 28-33.
2. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей / Андреева
А. Д. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 5. - С. 101-114.
3. Бакина М. Современные дети, современные игры //Дошкольное воспитание. – 2005.- № 4. – с. 58-62.
4. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 28-41.
Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения:
1. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка. Ее связь с другими видами деятельности. Рисование и творчество.
2. Характеристика доизобразительной стадии рисования.
3. Развитие изобразительной деятельности:
а) развитие графических образов,
б) особенности композиции рисунка,
в) цвет детского рисунка,
|
г) развитие содержания детского рисунка.
4. Психологическое обоснование методов руководства изобразительной деятельностью
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить таблицы:
-Классификация видов изобразительной деятельности в соответствии с возрастом детей.
- Освоение умений и навыков изобразительной деятельности детьми 2-7 лет.
- Особенности композиции детского рисунка /по Ю.А. Полуянову/.
- Особенности построения детьми изображений /по Ю.А. Полуянову/.
- Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.
- Взаимосвязь видов изобразительной деятельности.
- Литература. Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.
- Выписать понятия: изобразительная деятельность, художественный образ, графический объект, схематизм детского рисунка, виды и выразительные средства изобразительной деятельности.
Основная литература:
- Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009.
- Урунтаева Г.А. Детская психология: [учебник для студ. сред.проф. образования] / Урунтаева Г. А. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт, 2011; МГППУ, 2011.
- Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Комарова Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 47-54
- Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? //Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – с. 80-84.
- Русакова Т., Колесниченко Т. Цветовосприятие и позитивное отношение к миру //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – с. 30-35.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011.
9. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии] / Шаповаленко И. В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
|
Дополнительная литература:
1. Комарова Т. Игра и изобразительное творчество //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – с. 74-78.
2. Комарова Т. Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества //Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – с. 82-85.
3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 41-46.
4. Дубровина И.В. Индивидуальный подход к ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала // Гуманизация образования. - 2012. - № 3. - С. 8-17.