Живые памятники
Когда идёшь гулять по лесу или парку, то радуешься прохладной тени в жаркий день и пению птиц, обитающих здесь. Вряд ли ты думаешь в эти минуты о том, как долго растут леса. Средний возраст деревьев составляет в среднем около ста лет. Но отдельные виды живут до трёх и даже пяти тысяч лет. К деревьям-старожилам относятся некоторые виды сосен, дубы, эвкалипты, кедры, каштаны. Их можно назвать долгожителями.
Дуб за его почтенный возраст и твёрдую древесину заслужил название крепкого векового дерева. Сколько же лет он может прожить? В литовском городе Зарасай есть дуб, которому уже три тысячи лет. Обхватить его могут несколько человек, встав в круг! Среди дубов-долгожителей есть настоящие памятники истории. Государство охраняет дубы, под которыми писал свои сочинения Александр Сергеевич Пушкин.
В Брестской области растёт дуб, на котором есть мемориальная доска с надписью: «По народному преданию, под этим дубом отдыхал великий русский полководец А.В. Суворов 3 сентября 1794 года».
Люди пытаются продлить жизнь древним деревьям: дуб в Польше укрепили бетонным корнем, чтобы он прожил ещё лет восемьсот.
В Москве, в усадьбе Кузьминки, тоже есть вековые дубы, которым уже больше трёхсот лет. Они являются живыми памятниками далёких событий, о которых могли бы нам поведать.
Вопросы:
1. Где растёт самый древний дуб: в Литве, в Польше, в Москве, в Брестской области?
2. Почему дуб, кедр, каштан называют растениями-долгожителями?
3. Почему древние дубы называют историческими?
4. Как продлевают жизнь древним деревьям?
5. Где в Москве есть дубы-старожилы?
ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ
3 КЛАСС II ПОЛУГОДИЕ
Учитель
Старый учитель жил один. Ученики не забывали учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика. Учитель попросил их наполнить водой пустую кадку в саду. Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро и не спеша направился к колодцу. Другой снял с дерева игрушечное ведёрко и побежал за товарищем. Учитель смотрел на них из окна. Мальчики весело разговаривали. Первый часто останавливался, ставил на землю тяжёлое ведро. Второй бежал с ним рядом, расплёскивая воду в игрушечном ведёрке.
Когда кадка была наполнена, учитель поблагодарил мальчиков, поставил им на стол кувшин с мёдом и стакан с мёдом.
- Мы не можем это разделить, - смущённо сказали мальчики.
- Разделите это так, как делили работу, - спокойно ответил учитель.
(По В. Осеевой)
Вопросы:
1. Кто помогал учителю в саду?
2. Какой из мальчиков должен был взять за труд кувшин с мёдом: умный, трудолюбивый, добросовестный, ленивый?
ТЕКСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
ВСЛУХ 2 КЛАСС II ПОЛУГОДИЕ
Как мальчика в лесу застала гроза
Быль
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой.
Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело, потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.
Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали осколки от дуба.
(Л.Н. Толстой)
Вопросы:
1. От чьего имени рассказана быль?
2. Почему в лесу потемнело?
3. Как ты думаешь, можно ли прятаться во время грозы под большими деревьями?
Нормы скорости чтения 1-4 класс *)
Класс | на конец I полугодия | на конец II полугодия |
1 кл. | не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту | на 2 -> менее 15 (25) слов в минуту на 3 -> 15-19 (25-34) слов на 4 -> 20-24 (35-40) слова на 5 -> от 25 (41) слов |
2 кл. | на 2 -> менее 25 (40) слов в минуту на 3 -> 25-29 (40-48) слов на 4 -> 30-34 (49-54) слова на 5 -> от 35 (55) слов | на 2 -> менее 40 (50) слов в минуту на 3 -> 40-44 (50-58) слова на 4 -> 45-49 (59-64) слов на 5 -> от 50 (65) слов |
3 кл. | на 2 -> менее 40 (55) слов в минуту на 3 -> 40-49 (55-64) слов на 4 -> 50-59 (65-69) слов на 5 -> от 60 (70) слов | на 2 -> менее 65 (70) слов в минуту на 3 -> 65-69 (70-79) слов на 4 -> 70-74 (80-84) слова на 5 -> от 75 (85) слов |
4 кл. | на 2 -> менее 65 (85) слов в минуту на 3 -> 65-74 (85-99) слова на 4 -> 75-84 (100-114) слова на 5 -> от 85 (115) слов | на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту на 3 -> 70-88 (100-115) слов на 4 -> 89-94 (116-124) слова на 5 -> от 95 (125) слов |
*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы!!!
◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.
Иные параметры чтения 1-4 класс
Класс | на конец I полугодия | на конец II полугодия |
1 кл. | Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать по слогам. | |
2 кл. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно. |
3 кл. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. |
4 кл. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. | Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного. |
Критерии при выставлении оценки за технику чтения:
- чтение по слогам или слово полностью,
- наличие ошибок при чтении,
- количество слов в минуту,
- выразительность,
- осознанность.