Государственная власть. Функции.




-является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической,

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Механизм реализации.

Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Разделение властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

25. Прямая (непосредственная) демократия

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-то групп населения. Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного хар-ра). Недостаток – сложность применения на больших территориях. Формами прямой демократия являются референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, шествия, демонстрации и др. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3). Референдум – всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Инициатива его проведения принадлежит: не менее чем 2м миллионам граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме (в одном субъекте или в совокупности за пределеми Росии находится место жительства не больше 50 тыс из них); Конституционному Собранию (в случае, предусмотренном ч.3 ст. 135 Конституции); федеральным органам гос власти (в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом). Выборы – участие граждан в формировании гос власти и местного самоуправления путем тайного голосования.

26. Представительная демократия

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого онипредставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Является ведущей формой политического участия в современных гос-вах. Представительные органы являются связующим звеном между народом и профессиональным гос аппаратом. Они способствуют подконтрольности гос-ва народу. Представительная демократия включает в себя: 1) формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы гос власти и органы местного самоуправл; 2) многообразные демократич институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избир округе); 3) разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (заседания, проводимые публично сессии).

27. Референдум: понятие, содержание

Референдум – форма непосредственной демократии; всенародное голосование граждан по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдуме. Принятое на референдуме решение не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов. Своеобразной формой референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. Классификация. В зависимости от предмета референдума: конституционный, законодательный, международно-правовой (вопросы межгосуд значения – вступление в межд орг-ии и т.д.) и административный (не связан с принятием, изм или отменой нормативно-правовых актов). По хар-ру юрид силы решения: консультативные (выяснение мнения населения, оконч решение принимает орган, инициирующий провед референдума) и обязательные. В зависимости от условий, необх для их проведения: обязательные (так положено по закону при принятии какого-либо гос решения) и факультативные (только при наличии инициативы опред законом субъектов). По террит сфере: общегос, региональные, местные.

28. Право на участие в референдуме

Референдум – всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Право на участие в референдуме закреплено в ст. 3 Конституции. Этим правом обладают граждане России, достигшие на день проведения референдума 18 лет, проживающие на территории РФ и проживающие или находящиеся в период проведения референдума за пределами РФ. Не обладают: недееспособные граждане, граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, иностранные граждане, лица без гражданства. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях, каждый участник обладает равным числом голосов. Участие в референдуме является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию и т.п. Голосование является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Инициатива проведения референдума принадлежит: не менее чем 2м миллионам граждан РФ, имеющим право на участие в референдуме (в одном субъекте или в совокупности за пределеми Росии находится место жительства не больше 50 тыс из них); Конституционному Собранию (в случае, предусмотренном ч.3 ст. 135 Конституции); федеральным органам гос власти (в случаях, предусмотренных международным договором РФ и Федеральным конституционным законом).

29. Вопросы всероссийских, региональных и местных референдумов. Порядок назначения референдумов и сроки их проведения. Порядок подготовки и проведения всероссийских референдумов (вопрос правда большой, и ничего с ним не сделать).

На всероссийский референдум могут выноситься вопросы: проект новой конституции, нормативного акта или вопросы, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ, вопросы государственного значения, вопросы, отнесенные Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и субъектов Российской Федерации. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ, определяются федеральным конституционным законом.Вопрос, выносимый на любой референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в его ведении. На местный – находящиеся в ведении местного самоуправления.

Процесс подготовки и проведения референдума включает несколько стадий: 1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку. 2) назначение референдума; 3) образование участников референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников; 4) проведение агитации; 5) голосование и определение результатов референдума; 6) вступление в силу решения, принятого на референдуме. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.

Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, он направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда немедленно опубликовывается. Если инициатива признана соответствующей Конституции, то не позднее чем через 15 дней назначается референдум. Если признана несоответствующей, то процедуры по ее реализации прекращаются. При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный, нерабочий праздничный и следующий за ним день, а также на воскресенье, объявленное рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении референдума в соответствии с международным договором РФ могут быть установлены иные сроки. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: