Конституционный статус России. Государственно-правовые признаки РФ как единого суверенного и федеративного государства.




В 1 статье КРФ указывается, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканкой формой правления.

РФ как федеративное государство состоит из 88 равноправных субъектов, а именно: из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов (ст.65 гл.3 КРФ). КРФ (ст. 5) закрепляет принципы российского федерализма: государственную целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными ОГВ.

Если рассматривать отдельно понятие «Россия – суверенное государство», то оно означает полную независимость, как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Россия обладает основными признаками суверенного гос-ва - наличие гражданства, государственной федеральной собственности, денежной и кредитной системы, единого экономического пространства. Положения о суверенитете прописаны в 3 и 4 ст. КРФ (носителем суверенитета является народ и суверенитет распространяется на всю территорию РФ).

Форма правления, установленная в ст. 1 КРФ, определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. КРФ не закрепляет непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики, но при анализе мы делаем вывод о наличии в нашей стране президентско-парламентской, или полупрезидентской. Мы можем так считать, потому что президент избирается всеобщим голосованием; наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который организует работу Правительства; Правительство осуществляет исполнительную власть. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров и т.п. Президент обладает полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.

Политический режим —методы осуществления власти. Хотя КРФ не определяет конкретно вид государственного режима в нашей стране, однако анализ конституционных норм позволяет говорить о демократическом государственном режиме. Суть такого режима выражается: в конституционном закреплении демократического, правового, социального характера государства; в принципе разделения властей; в выборности и периодической сменяемости ОГВ и ОМС; в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их соблюдение и защиту — обязанностью государства; в идеологическом и политическом многообразии; в установлении верховенства КРФ и федеральных законов как основы законности и правопорядка.

 

 

Компетенция РФ. Понятие и виды компетенции. Конституционная природа компетенции РФ.

Статья 71 конституции.

Компетенция Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий (то есть компетенции) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется на­стоящей Конституцией, Федеративным и иными догово­рами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции РФ говорится о трех видах (группах) воп­росов, относящихся к ведению РФ и ее субъектов.

Первая группа вопросов относится к ведению Российс­кой Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

Вторая — находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72).

Третья — относится к ведению самих субъектов РФ, то есть эти вопросы находятся вне пределов ведения и пол­номочий РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

В Конституции РФ перечислены первые две группы пол­номочий и предметов ведения. Этот перечень носит исчер­пывающий характер и не может толковаться в сторону его сужения или расширения, однако это не исключает их де­тализации и конкретизации в соответствующих ФЗ, а также в соответствующих двухсторонних договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Третья группа полномочий и предметов ведения в Кон­ституции РФ не перечисляется. Эти вопросы должны быть закреплены в Конституциях и Уставах соответствующих субъектов РФ.

В Послании Президента РФ ФС РФ (апрель 2001 года) «Не будет ни революций, ни контрреволюций» в качестве первой задачи записано следующее: определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции. Разграничение федеральными законами предметов ведения и полномочий между федераль­ным центром и региональным уровнем власти10.

Вопрос этот был решен путем внесения соответствую­щих изменений и дополнений в ФЗ N9 184 (в редакции от 4 июля 2003 г.), где перечислен сорок один блок полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуще­ствляемых ими за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), а также другими федеральными законами.

Серьезной корректировке подверглось также соотноше­ние договорных и конституционно-законодательных форм разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в пользу последних.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: