О пьесе «Гроза». Особенности драмы как рода литературы.




Сообщение темы и учебных целей занятия. Оформление записей в тетрадях. (5 мин)

- Сегодня мы с вами знакомимся с жизнью и творчеством А.Н.Островского, одного из самых известных русских драматургов 19 в. Чтобы понять, какую роль сыграл он в истории нашей литературы и нашего театра, надо знать, что представляла собой русская драматургия до него. «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, — писал Белинский в 1845 году. — У нас есть комедии Фонвизина, Горе от ума Грибоедова, Ревизор, Женитьба и разные драматические сцены Гоголя — превосходные творения разных эпох нашей литературы, — и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного. Все эти произведения стоят какими-то особняками, на неприступной высоте, и все вокруг них пусто ..., ни одного удачного опыта в их роде» Белинский вынужден был констатировать, что театр в 40-х годах, несмотря на стремление лучших актеров к реалистическому репертуару, все еще являлся прибежищем реакционной охранительной идеологии и реакционного «ультраромантического» стиля. Ставились напыщенные мелодрамы и пошлые водевили.А ведь в прозе и поэзии прочное место завоевывал критический реализм. Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь. И в 1849г. такое произведение появилось. Молодой драматург Островский написал пьесу «Свои люди — сочтемся!».

2. Фильм о жизни и творчестве Островского. Перед просмотром учащиеся получают вопросы, на которые необходимо ответить после просмотра фильма. (20 мин)

– Каково значение А.Н.Островского в истории русского театра?

– Почему драматурга называли «Колумбом Замоскворечья»? Что за «страна» такая — Замоскворечье? Что в ней было интересного для драматурга?

Беседа после просмотра фильма по предложенным вопросам. Обобщение учителя. (10 мин)

– Значение А.Н.Островского в истории русского театра. Работа с 1-м эпиграфом.

-- Автор 48 оригинальных пьес. 547 героев с неповторимыми характерами, манерами, индивидуализированной речью.

-- «Труппа … должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна», должна составлять ансамбль", - считал Островский.

-- Один из организаторов и руководителей артистического кружка – своеобразного клуба, объединения артистов и ценителей искусства, созданного «а) для исполнения музыкальных произведений классических, как древних, так и новых, а равно и современных композиторов; в) для исполнения и обсуждения произведений членов кружка; с) для чтения литературных произведений; d) для обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой». Артистический кружок провёл 86 музыкально-литературных вечеров.

-- Участие в реорганизации театрального училища, составление программы для драматического отделения. С 1886 – директор училища.

– Замоскворечье — это особый жизненный уклад, жизнь сонная, скучная, со своими чудачествами, грубостью, предрассудками.Но Островский сумел стать не только бытописателем, он увидел за лицами героев типы, за бытовыми картинками — социальные явления.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского, несомненно, имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте поговорим об особенностях драмы, чтобы лучше понять пьесу Островского.

О пьесе «Гроза». Особенности драмы как рода литературы.

–Нам предстоит разговор об одном из самых известных произведений А.Островского — пьесе «Гроза». Но что надо учитывать читателю, когда он знакомится с драматическим произведением?

– «Пьеса—драма, комедия—самая трудная форма литературы,—писал М. Горький.-...В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки... управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора...»[3,76].

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Автор, как правило, изображает только те события, которые необходимы для раскрытия характеров персонажей и, следовательно, для обоснования развивающейся борьбы между действующими лицами. Все остальные жизненные факты, не имеющие прямого отношения к изображаемому, замедляющие развитие действия, исключаются. Речь автора появляется только в ремарках. Все, что происходит с героями драмы, читатель или зритель узнает от самих героев. Поэтому необходимо особое внимание при чтении обращать не только на то, ЧТО говорят герои, но и КАК говорят (интонация, пауза, тон).

Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

5.

Творческая история «Грозы» (примерное сообщение учащегося — приложение № 2).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: