Анализ «Грозы». Характеристика действующих лиц.




– Беседа с группой. Проверка домашнего задания. Знакомство с действующими лицами пьесы. Что мы узнали о каждом персонаже уже из афиши к пьесе. (ответы учащихся) Дополнительная информация: Екатерина – от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара – от греческого barbarous – иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского marfa – госпожа.

Кабанова – от «кабан» - млекопитающее из отряда парнокопытных, семейство свиней.

Борис – сокращение от имени Борислав, от бор – борьба, слав –слава.

Савёл – от Савелий, древнееврейское имя, испрошенный (у Бога).

Дикой – от «дикий» - ужасный, несдержанный, необузданный.

Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.

– Слушаем подготовленное индивидуальное домашнее задание на тему: «Нравы г. Калинова» (приложение № 2)

7. – В центре драмы — судьба Катерины. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Героев пьесы принято делить на две категории: «хозяева жизни» и «жертвы». Охарактеризуйте эти категории жителей Калинова. (прослушивание домашнего задания)

8. – В чем же заключается конфликт в пьесе? Конфликт — это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов. Как же решить, какой из них главный? Социальный конфликт, конфликт поколений, внутренний конфликт Катерины.

9. – Какой конфликт был главным для демократа Добролюбова, который назвал пьесу «самым решительным произведением» Островского? Работа со 2-м эпиграфом. Почему он дал такую оценку? Кто такая Кабаниха? Какой Вы увидели главную героиню — Катерину?

10.Оценка пьесы в русской критике. И ндивидуальное домашнее задание на тему: «Н. Добролюбов и Д.Писарев о Катерине».

– После спектакля появились рецензии. Не было единства в оценке образа главной героини.

Все эти споры необходимо рассматривать в тесной связи с вопросом о русском национальном характере, о том, каков он. Типичное ли явление отразил Островский? Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, а не всей России.

Революционные демократы утверждали обратное; от их имени выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?

– У некоторых критиков на первый план в ее характере выдвигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, следствием особенностей ее натуры: «Катерина—женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противовес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, нежели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время— «светлый, любящий, созидательный, идеальный». Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидел в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет - все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

– Кто прав в оценке Катерины? Каким задумал характер Катерины сам драматург? Для ответа необходимо внимательно прочитать драму, помня о нашем разговоре в начале занятия: драма — особый род литературы.

Домашнее задание.

1. Написать свои размышления на тему: «Почему не Кулигина, а Катерину назвал Н.Добролюбов «лучом света в «темном царстве»?

2. Мое мнение о Катерине.

Примечание: Последняя тема («Н. Добролюбов и Д.Писарев о Катерине») может быть дана на след. урок.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: