Зиганшин И.И.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
По курсу
УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ
Направление подготовки
Экология и природопользование»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
_____________________________________
(очная, заочная)
Казань – 2012
Задания составлены в соответствии с программой и требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению и профилю подготовки 022000 «Экология и природопользование»
Программа рассмотрена на заседании кафедры ______________________________
(название кафедры)
Протокол заседания № от «____» ________________ 20____ г.
Заведующий кафедрой ________________ /___________________________ /
(ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
СОГЛАСОВАНО
заведующий
выпускающей кафедрой ____________ /_______________________ /
(ученое звание) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
«____» _________ 20____ г.
Рецензент: _________________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)
Руководитель
библиотечной системы ___________________ /_______________/
(подпись) (ФИО)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Учение о биосфере» – дать общие представления об особенности строения, функционирования и взаимосвязей элементов живой оболочке Земли – биосфере; формирование у студентов естественно - научного мировоззрения, целостной картины функционирования биосферы и протекающих в ней процессов.
Задачи:
- изучить распространение жизни на планете, пространственную и функциональную структуру биосферы Земли;
- познакомить студентов с основными идеями Вернадского о геохимической и геологической роли живого вещества, об эволюции биосферы, а так же учении о ноосфере;
|
- выработать умения и навыки выявления взаимосвязей и оценки состояния биосферы при решении профессиональных задач;
- формирование целостного восприятия биосферы как основы среды обитания человека и ведения хозяйственной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Проблема взаимоотношения общества и природы носит сложный и порой противоречивый характер, нуждаясь в тщательном изучении. В настоящее время противоречия между ограниченными ресурсами Земли и неограниченными потребностями человечества привели к глобальным экологическим проблемам, поставившим жизнь на планете под угрозу исчезновения.
Еще в начале XX столетия великим отечественным ученым В.И.Вернадским было отмечено, что «биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли». Эту измененную и преобразованную научной человеческой мыслью биосферу Земли Вернадский назвал «ноосферой». «Учение о биосфере» В.И.Вернадского явилось закономерным этапом развития наук XX века и служит в настоящее время научным фундаментом в разработке ряда современных глобальных экологических проблем.
В курсе «Учение о биосфере» изучаются основы учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, в т.ч.: космические предпосылки формирования Земли и ее биосферы; возникновение, состав, строение и эволюция биосферы; функции и свойства живого вещества Земли; биогеохимические круговороты вещества и потоки энергии; биогеохимическая деятельность человека и ее геологическая роль; масштабы воздействия человека на биосферу; ноосфера как сфера разума.
|
Учебная дисциплина «Учение о биосфере» относится к группе дисциплин базовой части профессионального цикла ООП бакалавриата. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Общая экология», «География», «Геология», «Физика» и др.
Полученные при изучении курса знания и навыки необходимы для успешного овладения другими базовыми и вариативными профессиональными дисциплинами. Основные положения курса получают дальнейшее развитие при изучении последующих предметов «Современные экологические проблемы», «Прикладная экология», «Охрана окружающей среды» и др. Полученные в ходе изучения предмета знания и навыки активно используются при прохождении учебных ознакомительных и производственных практик.
Компетенции студента, формируемые
в результате освоения дисциплины:
В совокупности с другими дисциплинами базовой и вариативной части ФГОС ВПО дисциплина «Геофизика ландшафта» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование:
ПК-5 | знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении |
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать:
– этапы развития представлений о биосфере, основные постулаты Учения В.И. Вернадского о биосфере, особенность Земли как сложной системы;
|
– геохимическую роль живого вещества как биотической компоненты биосферы, глобальный масштаб биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов;
– особенности влияния химических загрязнений различной природы на отдельные организмы и на общество в целом;
– закономерности организованности биосферы, основы термодинамики и биологической продуктивности биосферы, процессы воспроизводства пищевых ресурсов человечества, этапы становления ноосферы.
Уметь:
– определять тип вещества по классификации В.И.Вернадского;
– строить биогеохимические циклы важнейших элементов и определять параметры оборота вещества;
– рассчитывать продуктивность естественных и антропогенных систем биосферы;
– основываясь на знаниях закономерностей развития биосферы, аргументировано предсказывать возможные ее изменения в будущем.
Владеть:
– основными понятиями и терминами дисциплины;
– навыками определения активности элемента в системе, определения продуктивности биосферы,моделирования процессов биосферы.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Вид итоговой аттестации – экзамен.
№ п/п | Виды учебных занятий | Количество часов | |
ОФ | ЗФ (СС) | ||
1. | Всего часов по дисциплине | ||
2. | Самостоятельная работа | ||
3. | Аудиторных занятий | ||
в том числе: лекций | |||
семинаров | |||
лабораторных работ | |||
в том числе: интерактивных часов | |||
4. | Экзамен |
2.1. Тематический план учебной дисциплины