ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ




Социологические науки

УДК 310

Лебедева Анна Владимировна, магистрант кафедры социальной работы, Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева,

Г. Саранск

 

ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: в статье характеризуется понятие и критерии к термину «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», представляются основные нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку семей.

Ключевые слова: государство, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, государственная семейно-демографическая политика, поддержка.

Abstract: the article describes the concept and criteria for the term "family in a difficult situation", presents the main normative legal acts aimed at state support for families.

Key words: state, family in difficult life situation, state family and demographic policy, support.

 

Улучшение положения детей, семей с детьми являются приоритетными направлениями в государственной социальной политике России последних лет. Основные задачи семейной политики сосредоточены на повышении благосостояния семьи, ее значимости для воспитания детей, социальной поддержки семей с детьми. Прошедшие годы характеризуются усилением государственно-общественного внимания к проблемам детства, наращиванием усилий государства в решении проблем семей с детьми, улучшением положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот и детей-инвалидов, несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Существенное влияние на политику в отношении детей и семей в трудной жизненной ситуации оказало изменение модели распределения полномочий между уровнями власти. Так поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Перенастройка механизмов управления неизбежно замедляет темпы принятия необходимых решений, обусловленные необходимостью создания новых структур, моделей работы, соответствующих новым полномочиям [1, 5].

2006-2007 годы стали поворотными в государственной семейной и демографической политике. Государство провозгласило поддержку материнства и детства одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики. Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году была поставлена задача разработать систему мер материальной поддержки семей с детьми, мер по содействию в устройстве детей-сирот в семьи и сокращению численности детей данной категории в интернатных учреждениях. Для исполнения поставленной задачи была оперативно разработана система мер материальной поддержки семей с детьми, в том числе граждан, берущих детей в семьи на воспитание: определены новые принципы предоставления пособия по уходу за ребенком; установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; определены расходы федерального бюджета на предоставление финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременного пособия и в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, на оплату труда приемных родителей; разработаны региональные меры материальной поддержки семей с детьми и т. д. В целях стимулирования рождаемости и поддержки семей с двумя и более детьми введена новая мера материальной поддержки – материнский капитал [1, 5-6].

Возрос уровень материальной поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе в обеспечении их лекарствами, увеличены компенсационные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, установлены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), предоставлено право на государственную помощь в виде набора социальных услуг, включающего бесплатное обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специальными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Материальные меры были дополнены идеологическими. Для повышения социального престижа семьи 2008 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом семьи, учрежден орден «Родительская слава» [1, 6].

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми [1, 7].

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Рассматриваемая категория семьи представляет собой ту семью, которая попала в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность ее членов (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [4, 56].

Например, в соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, утвержденного протоколом № 01-14 заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 29.01.2014 г., основными критериями отнесения семьи к категории семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются:

− отсутствие условий для нормального воспитания и развития ребенка (детей), в том числе отсутствие работы у родителей (иных законных представителей), места проживания, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка и другие обстоятельства, не являющиеся результатом действий или бездействия родителей (иных законных представителей) ребенка (детей);

− смерть одного из родителей;

− уход отца или матери из семьи, развод родителей;

− постоянные конфликтные ситуации между членами семьи, в том числе между детьми и родителями;

− возвращение родителей (одного из них) из мест лишения свободы.

Семья считается находящейся в трудной жизненной ситуации при наличии вышеуказанных критериев только в том случае, если наличие данных критериев сочетается с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих родительских обязанностей [3, 6-7].

Определить задачи, направления, механизмы реализации конституционных норм позволяют различные нормативно-правовые документы.

Например, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Федеральный закон «О государственной социальной помощи», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты семей, находящихся в трудной жизненной ситуации имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

1. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных [5].

2. Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» 2014-2020 гг. Подпрограмма «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», главной целью которой является повышение уровня жизни семей, имеющих детей, повышение рождаемости и другое [2].

Таким образом, можно заметить, что реализация семейно-демографической политики большей частью направлена на семьи, находящиеся в затруднительном положении. В дальнейшем реализация семейной политики в отношении семьи должна опираться на блок федеральных законов и нормативных актов, обеспечивающих деятельность органов государственно-политической системы, осуществляющей целенаправленную деятельность по укреплению и развитию семьи.

 

Библиографический список:

1 Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем: доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2010. – 94 с.

2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 //Гарант: [информ. – правовой портал]. – [М., 2018]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime.

3 Психологическое консультирование семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: учебное пособие / под ред. А. К. Быкова, Т. В. Шининой. – М.: ИДПО ДСЗН, 2015. – 123 с.

4 Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы: учебное пособие / Л. В. Сафонова. – М.: Академия, 2006. – 224 с.

5 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050: (ред. от 25.06.2016 г.). – Режим доступа: https://rosreestr.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: