На стуле в центре комнаты




На книжном шкафу

Будда. Китай. Конец XVIII в. Принадлежал Н.Н. Пунину

 

В книжном шкафу

Артур Лурье «Наш марш». Ноты. Обложка П.В. Митурича. Пг., 1918

Утагава Тойокуни. Театральная сцена. Япония. Конец XVIII - начало XIX в. Ксилография. Принадлежала Н.Н. Пунину

 

Справа от книжного шкафа

Декоративное панно с инкрустацией костью и перламутром. Япония. XIX в.
Привезено Н. Н. Пуниным из Японии в 1927 г.

 

Фотоаппарат и фотокассеты Н. Н. Пунина

На правой стене

Л. Бруни. Ласточки. Эскиз росписи блюда. 1921. Копия.

В. Лебедев. Иллюстрация к книге «Верхом». 1930-е. Автолитография

В. Лебедев. Наездники. Клоун. 1928. Литография. Копия.

П. Львов. В Летнем саду. 1934. Автолитография

П. Львов. Мастерская П.В. Митурича. 1926. Литография

Л. Бруни. Деревья. Вид из окна Фонтанного дома. Начало 1920-х гг.

Н. Тырса. Портрет Анны Ахматовой. 1928. Копия.

О. Делла-Вос-Кардовская. Царское Село. Вид на Камеронову Галерею

1909-1910-е

 

Анна Ахматова и Николай Пунин в саду Фонтанного Дома. 1927. Фотография Н. Н. Пунина

На столике перед диваном

Н. П. Макаров. Полный русско-французский словарь

(Dictionnaire Russe-Fransais compiet). Ч. 1-2. СПб. Тибпен и К0,1917.

В маленьком шкафу

 

Вещи А. А. Ахматовой:

Веер, шкатулка круглой формы, чернильница в форме раковины, пудреница стеклянная,

статуэтка«Анна Ахматова», фигурка мужчины с веером в руке, сумочка типа портмоне

 

Сумочка, которую А.А. Ахматова называла «мифка», была подарена ею в 1913 году М. Л. Лозинскому.

 

 

Столовая

Е годы

В этой комнате (по цвету стен ее называли Розовой) в 1928-1930-х годах была столовая - своего рода центр дома.

За столом собиралось много людей: в трудную минуту в доме Пунина находили приют родственники и друзья. В 1920-х годах в квартире жила его мачеха Елизавета Антоновна, - отец Анны Евгеньевны, бывший флота-генерал Евгений Иванович Аренс. В 1929 году сюда переехал жить к матери семнадцатилетний Лев Гумилев. В середине 1930-х годов здесь около года провел брат Николая Николаевича Александр Николаевич Пунин с женой и дочерью, в 1935-1942 годах - племянник Анны Евгеньевны Игорь, родители которого были репрессированы.

На фотографиях - своеобразная летопись этого дома: дети и взрослые, друзья и родственники, хозяева квартиры и их гости. «Мы усаживались перед аппаратом, а он, накрывшись с головой черной накидкой, настраивал фокус, выбирал позу для нас, то заглядывая в аппарат, то подходя к нам. С помощью экспонометра высчитывал выдержку, по его сигналу мы замирали, как нам казалось, на целую вечность....На специальный металлический поднос папа высыпал порошок магния, который помощник поджигал, и бежал садиться на свое место, если он был среди снимающихся, но чаще оставался за кадром. Мгновенно вся комната озарялась каким-то фантастическим светом...», - вспоминает И.Н. Пунина.

Советских праздников в доме не любили, а праздновали те, к которым привыкли с детства: Рождество, Пасху, именины. Особенно запомнились детям рождественские торжества: «...елка всегда была великолепно украшена....После 1927 года на елке появились из японской бумаги чудные фонарики, которые папа с нами вместе клеил. В том же 27 году Николай Николаевич прислал нам из Загорска, где он побывал, вырезанную из цветной плотной бумаги сцену рождения Христа и поклонения Богоматери волхвов и пастухов» (И. Н. Пунина).

 

На левой стене

 

Икона «Нерукотворный Образ Господень». XIX в.

 

Фотографии Н.Н. Пунина:

Ира Пунина с собакой Тапом в саду Фонтанного Дома. 1925

А.А. Ахматова, А. Е. Аренс-Пунина, Н. К. Миронич, Н. Н. Пунин, 3. Е. Пунина (жена А. Н. Пунина) в столовой Фонтанного Дома. 1925

Лев Гумилев, А.А. Ахматова, А.И. Гумилева в кабинете Н. Н. Пунина в Фонтанном Доме. 1927

А.А. Ахматова с семьей Аренсов. 1926

Встреча Нового года в Фонтанном Доме (в кабинете Н. Н. Пунина).

Слева направо: А.Б. Смирнова, А. Е. Аренс-Пунина, Масао Ионекава, Ира Пунина, Кендзо Мидзутани, В. В. Лебедев, А. А. Ахматова. Стоит: Е. Смирнов. 1928

Ира Пунина в шезлонге в саду Фонтанного Дома. 1920-е

Ира Пунина и А.А. Ахматова. 1926

Ира Пунина с мамой, А. Е. Аренс. 1925

Елка в Фонтанном Доме. 1926

Н. Н. Пунин с дочерью Ирой в саду Фонтанного Дома

 

Стул с резной спинкой. Середина Х1Х в. Принадлежал А.А. Ахматовой

Стул с мягким сиденьем. Начало ХХ в. Принадлежал семье Пуниных

 

 

На камине фотографии Н.Н. Пунина и А.А. Ахматовой

Елка в Фонтанном Доме. 1927

Ира Пунина на диване в столовой Фонтанного Дома. 1925

Н. Н. Пунин у входной двери Фонтанного Дома. 1925

В горке

Чайники заварные, сахарница, чашка чайная. XIX в. Принадлежали А. А. Ахматовой

На правой стене:

В. Матэ. Портрет А. С. Пушкина. 1899. Офорт портрета работы О.А. Кипренского

В. А. Гринберг. Нева. Туман. 1935. Xолст, м асло


Год

Комната Анны Ахматовой

 

В 1938 году, расставшись с Пуниным, Анна Ахматова переселилась в эту комнату и жила в ней до отъезда в эвакуацию в сентябре 1941 года.

Об этой комнате сохранились разноречивые воспоминания: одни вспоминают «развал и убожество», для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами, оставшимися от прошлой жизни.

Ахматова в этой комнате переживает один из самых тяжелых периодов своей жизни, когда «дежурят страх и Муза в свой черед». В 1938 году сталинский террор в стране достигает своей кульминации. События Большого террора вторгаются в жизнь Ахматовой – в марте 1938 года второй раз арестован ее сын. Лев Гумилев находится под следствием во внутренней тюрьме НКВД на Шпалерной и в Крестах. Долгие семнадцать месяцев наполнены для Ахматовой хлопотами за сына и страхом за его жизнь:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

С августа 1939 года начался лагерный период в жизни матери и сына. Решением Особого совещания Лев Гумилев был этапирован в Норильский лагерь. «Август у меня всегда страшный месяц… Всю жизнь», - скажет Анна Ахматова Лидии Чуковской, помогавшей собирать теплые вещи для сына.

Ахматова продолжает писать «Реквием», начатый в 1935. Держать рукопись «Реквиема» было опасно. Спасти поэму от забвения можно было только одним путем – доверить памяти близких людей. Они заучивали ее наизусть, а потом листы с рукописью сжигали.

Под Новый 1941-й год Ахматова открыла старинный сундук, оставленный ей ее подругой актрисой и художницей Ольгой Глебовой-Судейкиной, уехавшей навсегда из России: «0[льгины] вещи, среди которых я так долго жила, вдруг потребовали своего места под поэтическим солнцем. Они ожили как бы на мгновение, но оставшийся от этого звук продолжал вибрировать долгие годы...» Так неожиданно для себя самой, Ахматова начинает писать «Поэму без Героя», которую потом назовет симфонией о судьбе ее поколения:

«... Постигло нас разное: Стравинский, Шаляпин, Павлова-слава, Нижинский - безумие, Маяковский, Есенин, Цветаева - самоубийство, Мейерхольд, Гумилев, Пильняк - казнь, Зощенко и Мандельштам - смерть от голода на почве безумия и т. д., и т. д.».

Воспоминания о них - это еще один Реквием... Трагический маскарад «теней из 1913 года» переходит в поэме в кровавый карнавал 1930-1940-х годов. Первая Мировая война и сталинский террор предстают катастрофами единой истории XX века.

 

 

На секретере

Пепельница. Китай. XIX в. Принадлежала А.А. Ахматовой

«Руки, спички, пепельница – обряд прекрасный и горестный»,- так говорила Л.К. Чуковская, когда в пепельнице горели «запрещенные» стихи.

В ящиках секретера

Фотографии:

О. Э. Мандельштам. Начало 1910-х.

А.А. Ахматова и Валя Смирнов. Конец 1930-х

В.Г.Гаршин.1930-е.

А.А. Ахматова, Лев Гумилев. 1915

Л. Н. Гумилев, Т. Д. Шумовский, Н. С. Давиденков

Автографы А.А. Ахматовой:

«С армянского»

«Семнадцать месяцев кричу...»

«Ты спроси у моих современниц...»

«Черепки»

«Поэма без героя»: Посвящение» и «Так под кровлей Фонтанного Дома...»
1940-е. Авторизованная машинопись.

Расписка, написанная Анной Ахматовой от имени Вали Смирнова. Конец 1930-х.

Записка А. А. Ахматовой В. Г. Гаршину. Конец 1930-х-начало 1940-х.

Памятник Петру I в Воронеже. 1917. Открытка

 

На левой стене

А. С. Шендеров. Государственный Эрмитаж. 1939

На столике у дивана
Книги:

 

М. А. Кузмин. Форель разбивает лед. Л., 1929

 

Журнал Доктора Дапертутто «Любовь к трем апельсинам». - 1915. - № 1

 

В.Г. Князев. Стихи. СПб., 1914

 

А.А.Ахматова. Из шести книг.1940. С автографом: «М. Лозинскому. Через много лет (надпись на книге) Почти что от летейской тени (...) 29 мая 1940. Фонтанный дом»

Над горкой

Икона Казанской Божьей матери. XIX в. Принадлежала А.А. Ахматовой

В горке:

Вещи, принадлежавшие А.А. Ахматовой:

Статуэтка «Анна Ахматова». Работа Н. Я. Данько и Е. Я. Данько. 1924

Флакон рубинового стекла. Нач. XX в.

Шкатулка. Привезена Н. С. Гумилевым из Африки в подарок А.А. Ахматовой. Когда был арестован и отправлен в лагерь Л. Н. Гумилев, в эту шкатулку она складывала квитанции от отправленных ему посылок. По возвращении сына эта шкатулка была подарена ему.

Поднос. Металл, роспись. Х1Х в. Принадлежал семье Пуниных

Чемодан.
С этим чемоданом А.А. Ахматова ездила в 1936 году к ссыльному О.Э. Мандельштаму в Воронеж.

 

У правой стены

«Креденца» - «сундук флорентийской невесты». Италия, XVIII век.

Принадлежал О. А. Глебовой-Судейкиной, актрисе, подруге А.Ахматовой. В 1924 году Ольга Глебова-Судейкина эмигрировала, оставив Ахматовой многие свои вещи. Мифология вещей способствовала возникновению замысла «Поэмы без героя». Как писала сама Ахматова, «Они <вещи>ожили как бы на мгновенье, но оставшийся от этого звук продолжал вибрировать долгие годы...»

На стуле в центре комнаты

Кукла «Пьеро», выполнена О.А. Глебовой-Судейкиной. 1910-1920-е

На сундуке

Зеркало. Кон. XIX в. Принадлежало А.А. Ахматовой

Куклы «Арапчонок», «Маркиз», выполненные О.А. Глебовой-Судейкиной. 1910-1920-е

Вазы в форме рога. Конец XIX в. - начало XX в.

Ранее принадлежали С.Ю. Судейкину, О. А. Глебовой-Судейкиной, затем - А.А. Ахматовой

 

 

Фотографии:

О. А. Глебова-Судейкина с куклой своей работы. 1910-е

О. А. Глебова-Судейкина в роли Козлоногой. 1910

А.А. Ахматова. Конец 1910-х.

М.А. Кузмин.1910-е

А. А. Блок. 1910-е

В.Г. Князев. 1910-е

 

А. С. Шендеров. Мойка ночью. 1939

«Птица Сирин». Копия с лубка XIX в.

 

В ящике столика

Фотографии А.А. Ахматовой и Н.Я. Мандельштам 1930-х -1940-х

Автографы А.А. Ахматовой «Поэма без Героя» и «Путем всея земли». 1940-е

Статуя Nох (Ночь) в Летнем саду 1940-е. Фотография

 


Комната Анны Ахматовой

Год

«Комната была обставлена очень скупо, по-видимому, почти все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады. Навстречу нам поднялась статная, седоволосая дама в белой шали, наброшенной на плечи», - вспоминал Исайя Берлин. Знаток и почитатель русской поэзии, в тот момент-секретарь Британского посольства в Москве, а в будущем - философ-культуролог и историк идей, он приходит эту комнату в ноябре 1945 года к Ахматовой, о которой столько слышал в Англии от своих друзей - русских эмигрантов.

Эта встреча становится одним из важнейших событий их жизни. Ахматова расспрашивала о дорогих ее сердцу людях, которых Исайя Берлин хорошо знал - Артуре Лурье, Саломее Андрониковой-Гальперн, рассказывала о дружбе с Модильяни, вспоминала о гибели Н. Гумилева и О. Мандельштама, читала «Реквием» и стихи из «Поэмы без Героя». Они говорили о Льве Толстом, Чехове и Достоевском, Пушкине и Мицкевиче, Блоке и Пастернаке, о красоте трех последних сонат Бетховена.

«По мере того, как уходила ночь, Ахматова становилась все более и более одушевленной... Она заговорила о своем одиночестве и изоляции, как в культурном, так и в личном плане... Говорила о дореволюционном Петербурге, о городе, где она сформировалась, и о долгой черной ночи, которая с тех пор надвинулась на нее. Она говорила без малейшего следа жалости к себе... Никто никогда не рассказывал мне вслух ничего, что могло бы хоть отчасти сравниться с тем, что поведала она о безысходной трагедии ее жизни. До сих пор воспоминание об этом настолько ярко, что вызывает боль» (И. Берлин).

Но в тоталитарном государстве несанкционированные встречи с иностранцами были равносильны государственному преступлению. «Оказывается, наша монахиня принимает у себя шпионов», - передает Ахматова в записных книжках слова Сталина.

Она связывала последствия этой встречи с выходом постановления 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», с новой волной сталинских репрессий и началом Холодной войны. Заведенное НКВД в 1929 году дело на Ахматову, с формулировкой «скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения», возобновляется. Активно ведется «оперативная разработка»: слежка, тайные обыски, вербовка осведомителей из ее окружения.

«Неуют холодной ахматовской комнаты принял тюремный характер,- вспоминала Л.В. Шапорина, - Анна Андреевна дома почти ничего не говорила, а только все показывала на потолок. Однажды, придя домой, она обнаружила на подушке и на полу куски известки и уверилась, что в потолок вставлен микрофон. Обычно мы бесприютно гуляли по безлюдным местам, обмениваясь короткими репликами. Длящийся кошмар разрешался лишь в худшую сторону». В 1949 году в разгар Ленинградского дела были вновь арестованы Н.Н. Пунин и ее сын Лев Гумилев.

В 1952 администрация Научно-исследовательского Арктического института, расположившегося после войны в Шереметевском дворце, выселяет жильцов из бывших дворцовых флигелей. Ахматова вместе с семьей Ирины Николаевны Пуниной вынуждена покинуть Фонтанный Дом и переехать по другому адресу.

 

На мольберте

А.В. Любимова. Анна Ахматова в Фонтанном Доме.

Эскиз. 1946-1947

На маленьком столике

Автографы А.А. Ахматовой:

Anno Domini. 1921. С дарственной надписью И. Берлину: «В дверь мою никто не стучится, / Только зеркало зеркалу снится, / Тишина тишину сторожит. А. 4 янв. 1945»

Без даты. 1945

Страницы из книги «Гибель Пушкина». Авторизованная машинопись

«Заключение (Слово о Пушкине)». 1961. Машинопись

Третье и последнее [посвящение «Поэмы без Героя»]. Авторизованная машинопись

На стенах

Амедео Модильяни. Анна Ахматова. 1911. Фотокопия

Камеронова Галерея в Царском Селе. XIX в.

А.В. Любимова. Фонтанный Дом. 1940-е

На ломберном столике

Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. Л. 1934. С дарственной надписью М. Л. Лозинского: «Анне Ахматовой музе нашего века свой усердный труд приносит М.Лозинский 19.V.1946».

Автографы А.А. Ахматовой:

Белая стая. 1923. С дарственной надписью:

«И. Берлину-которому я ничего не говорила о Клеопатре - Ахм. 4 янв. 1945»

Из шести книг (1939 -1940). С дарственной надписью: «И. Берлину - в знак уважения и сердечной приязни - Анна Ахматова. 4 янв. 1945»

 

Бювар. XIX в. Принадлежал А.А. Ахматовой

Чашка чайная с блюдцем. Кон. 1910-х-нач. 1920-х. Выполнена по эскизу О. А. Глебовой-Судейкиной. Принадлежала А.А. Ахматовой

А. А. Ахматова и О. Ф. Берггольц. 1946. Фотография

В шкафу

Вещи А.А. Ахматовой:

Подсвечники. XIX в.

Ручка пишущая. Начало ХХ в.

Портсигар. Первая половина ХХ в.

Гребень
Привезен Н. С. Гумилевым из африканской экспедиции в подарок А.А. Ахматовой в 1910-е

Бусы

Пресс из горного хрусталя

Статуэтка «Олень». 1920-1930-е. Подарена А.А. Ахматовой Н. Н. Пуниным

Чернильница в форме улитки. Начало XIX в.

Записные книжки А.А. Ахматовой. 1950-1960-е

 

 

Складень четырехстворчатый. XIX в. Принадлежал семье Рыбаковых.

Шкатулка. Начало XX в. Принадлежала семье Пуниных

 

 


Е годы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: