Методическая разработка уроков по теме




Общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 10

Тема: «Использование информационно-методических ресурсов - важная составляющая преподавания предпрофильного курса

«Азбука журналистики»

Номинация: «Преподавание предпрофильных курсов с использованием информационно-методических ресурсов»

на окружную методическую выставку

«Использование информационно-методических ресурсов в рамках реализации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях Западного образовательного округа»

Автор: СВЕЧКОВА А.Н.,

Учитель русского языка и литературы

Сызрань

Г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Использование информационно-методических ресурсов как важная составляющая профессиональной ориентации школьников в процессе преподавания предпрофильного курса «Азбука журналистики»

3. Список использованной литературы.

4. Приложение 1. Фильм «В журналисты я пойду, пусть меня научат».

5. Приложение 2. Азбука журналистики.

6. Приложение 3. Виды СМИ.

7. Приложение 4. Презентация газеты.

8. Приложение 5. Фотоотчет об экскурсии в редакцию «КТВ-Луч».

 

Пояснительная записка

Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке.

Сегодня современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а каждый четвертый выпускник мечтает о профессии журналиста.

В современном образованиисуществует огромная потребность в изучении журналистики, и многие учебные заведения предпринимают попытки обучить своих воспитанников азам журналистского творчества. Для учащихся 9-х классов в нашей школе предлагается специальный предпрофильный курс «Азбука журналистики». Он ориентирован на учащихся, планирующих связать свое будущее с журналистикой. В данном предпрофильном курсе теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью.

Одним из наиболее активных элементов преподавания данного курса, я считаю, использование различных информационно-методических ресурсов.

Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:

- активно формировать навыки самообразования учащихся,

- формировать коммуникативную компетенцию школьников,

- формировать навыки интернет-культуры,

- более успешно использовать учебное время;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Цели элективного курса «Азбука журналистики»:

1. Реализация творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию.

2. Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.

3. Формирование личной позиции школьника.

4. Знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, структурной организацией редакции печатного издания, радио- и телеканала.

5. Получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста.

6. Возникновение межпредметной интеграции через работу над конкретными творческими проектами; интенсификация освоения знаний по базовым предметам.

Данный курс предполагает решение следующих образовательных задач:

1. Развитие информационной грамотности современного школьника, под которой имеется в виду:

- умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;

- умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;

- адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации);

- освоение различных жанров СМИ.

2. Формирование комплексного подхода:

- к развитию критического мышления и аналитических способностей школьников;

- к становлению творческой активной позиции личности в развитии социокультурных связей современного общества, развитию навыка общения через коммуникацию, формированию этико-эстетической среды общения.

3. Реализация принципов развивающего обучения, основанных на диалогической модели педагогики; постепенный переход на позиции самообразования и формирование собственной системы восприятия и обработки информации.

Освоение диалога через средства массовой коммуникации требует от ученика:

- знаний о способах, средствах, традициях создания сообщений СМИ;

- формирования умений работы с информацией с использованием новых информационных технологий (набор текста, аудиозапись интервью и т.д., составление сообщений для СМИ, т.е. создание собственного текста);

- практических навыков коммуникации (понимание смысла и целей процесса создания информационных текстов, проблемы коммуникативных барьеров и способов их преодоления).

Элективный курс «Азбука журналистики» рассчитан на 17 часов. Примерно 40 процентов этого времени отводится на самостоятельную работу учащихся, 40 процентов – на ролевые игры и тренинги и 20 – на теоретическую часть.

Выполнение поставленных задач невозможно без применения комплекса информационно-методических ресурсов как для подготовки учителя к занятиям, так и для организации образовательной деятельностина уроках. Мною активно используются материалы различных сайтов для анализа молодежных СМИ, для самостоятельной работы учащихся. Так, например, раздел сайта журнала «Журналист» «Хроника беззакония» помогает школьникам яснее понять, что журналисты – это не отдельные люди, а целое профессиональное сообщество, которое активно выступает в защиту коллег и борется с неэтичным поведением некоторых корреспондентов. Также благодаря сетевым ресурсам школьники имеют возможность проанализировать газеты и журналы, выпускаемые их ровесниками из других городов нашей страны. А экскурсия в редакцию «КТВ-Луч» помогает школьникам лучше понять, как работает редакционный коллектив, какие требования предъявляются к журналисту и т.п.

Важное значение имеет и накопленный моими коллегами методический опыт преподавания курса журналистики в школе. Мною проанализировано немало работ педагогов, например, Г.В. Лазутиной, Ю.А. Агафоновой и др. Удачные, на мой взгляд, приемы я включаю в свои занятия.

Таким образом, уроки журналистики становятся информационно насыщенными и методически разнообразными. В итоге девятиклассники демонстрируют довольно грамотные зачетные работы, и более 50 % слушателей курса указывают в анкетах журналистику как возможный вариант дальнейшей профессиональной деятельности.

В данной работе я представляю методическую разработку 4 занятий по теме «Журналистика как вид деятельности и профессия». В эти уроки включены различные методические и информационные ресурсы: фильм, снятый учениками нашей школы - слушателями моего курса, лекции, анализ предлагаемых материалов, самостоятельная работа с указанными источниками, активные ссылки на интернет сайты, ролевые игры.

В помощь преподавателю также мною создано несколько презентаций по курсу «Азбука журналистики», которые размещены в приложениях к данной работе.

Методическая разработка уроков по теме

«Журналистика как вид деятельности и профессия»

(4 занятия)

Задача: пробудить интерес девятиклассников к такой профессии, как журналистика, раскрыть ее привлекательные стороны.

Цели: дать представление о журналистике как профессии и виде деятельности;

дать представление о печатных и электронных СМИ;

сформировать понимание целевой аудитории;

дать представление об этико-правовых основах деятельности журналиста; создать собственный кодекс журналиста школьного СМИ;

дать представление о структуре редакции и распределение функций в ней.

 

Рассматриваемые понятия: Профессия – журналист. Понятие информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации.

Виды средств массовой информации. Газета и журнал. Особенности радио- и тележурналистики. Интернет-СМИ. Целевая аудитория.

Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.

Структура редакции и распределение функций в ней.

Занятие 1-2.

Слово учителя: Все, наверное, смотрели хотя бы одну серию «Маргоши», сериала, действия которого происходят в редакции глянцевого журнала для мужчин. На первый взгляд все выглядит солидно: работа кипит, журнал выходит, продажи растут. Но за всей этой яркостью абсолютно не видно настоящей работы журналистов и сотрудников смежных профессий. Мы же на наших занятиях заглянем в суть журналистики, узнаем, с чего начинаются и политические, и развлекательные, и глянцевые и любые другие издания.

И сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм, который был снят учениками нашей школы в 2011 году, слушателями курса «Азбука журналистики». Он расскажет вам о том, чем мы будем заниматься на наших уроках.

Демонстрация фильма «В журналисты я пойду, пусть меня научат» (Приложение 1).

Слово учителя: Итак, наша первая тема: «Профессия - журналист»

И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? (Дети должны ответить, что журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.) (Приложение 2)

Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста. Информация – от лат. infomatio – разъяснение, изложение, первоначально означало сведения, передаваемые устным, письменным и другим способом.

Но для журналиста сегодня это – актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» под ней понимается «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, журналов, телевидения, интернета, является массовой.

Значит, журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.).

Практикум: Игра «Трансформация информации» (текст можно подготовить заранее с несколькими слушателями курса). По окончании игры участники должны сделать выводы, почему произошла такая потеря и искажение информации.

Вывод: запись в тетрадях «золотых правил» журналиста при получении информации.

Слово учителя: Однако чтобы хорошо выполнять свою работу, журналист должен иметь склонность к этой профессии, обладать рядом профессиональных качеств. Это и есть наша следующая тема.

Тема: «Профессиональные качества журналиста».

Слово учителя: Какими, качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий журналист?

В итоге беседы школьники должны прийти к осознанию следующих понятий: объективность, беспристрастность, толерантность, коммуникабельность, оперативность, умение ладить с коллегами, работать в коллективе (ответственность каждого журналиста за имидж всей редакции), грамотность, интеллектуальность и др.

По мере того как обсуждается данный вопрос, школьники на доске делают «ромашку», лепестки которой заранее приготовлены учителем. На них фломастером записываются качества журналиста.

Далее девятиклассникам предлагается работа с материалами статьи «Журналист: профессия или призвание» (https://planetahr.ru/publication/2019). Слушатели курса самостоятельно анализируют материал, дополняют свои ответы.

Рефлексия: запишите в своих тетрадях, какими из этих качеств обладаете вы.

В указанной статье школьники также находят информацию о плюсах и минусах этой профессии и стараются ответить для себя на вопрос «Буду ли я рассматривать профессию журналиста в качестве возможного выбора в будущем?»

Ролевая игра (в парах): мама-дочь (сын). «Мама» не пускает любимого ребенка учиться на журналиста, потому что … (задача - перечислить отрицательные стороны журналистики). «Ребенок» старается убедить родителя в привлекательности выбранной профессии.

Обсуждение: Кто был более убедительным? Почему? (следует отметить, что умение говорить, убеждать, аргументировать очень важно для журналиста).

Игровое упражнение «Имя +».

Задачи: развитие коммуникативных способностей, памяти и внимания.

Описание: все участники сидят или стоят в кругу. Первый участник называет свое имя и на его первую букву придумывает прилагательное, которое бы его характеризовало. Например, «Лена, ласковая», «Таня, темпераментная» и т.д. Потом передает мягкую игрушку следующему участнику, который должен повторить имя предыдущего игрока и добавить свое собственное. Так повторяется, пока круг не замкнется. Труднее всего придется последним игрокам, ведь им предстоит вспомнить имена и прилагательные почти всех участников тренинга, которые были перед ними.Если игроки видят, что их товарищ забыл имена или прилагательные, они могут напомнить их.

Обсуждение: легко или тяжело было запоминать имена игроков, стоящих в кругу?

Слово учителя: Однако, будучи даже профессионалом высокого класса, журналист не должен забывать еще об одном важном моменте – законности и этичности своих действий. Итак, третья тема



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: