Тема: «Играем по-честному. Этико-правовые основы деятельности журналиста»




С законом не шутим

Слово учителя: Вы, конечно, слышали, что журналистику называют «четвертой властью». Почему? Дело в том, что, получив в 50-е годы прошлого столетия повсеместное распространение, журналистика стала настолько глубоко проникать в жизнь общества, воздействовать на мнение людей в масштабах мира, что возникла необходимость регламентировать деятельность журналистов законодательно. «Свобода слова и мысли», закрепленная в Конституции РФ, позволяет журналистам говорить практически обо всем, но это не значит что репортерам позволено все. В той же Конституции, в ст. 29, гарантируется свобода слова и мысли, поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым, НО ЗАКОННЫМ способом.

Деятельность журналистов регламентируется также законами «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе» и др.

Наиболее важен для журналиста Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», где определены его права и обязанности. (Ребятам раздается распечатка «Права и обязанности журналиста»)

Не менее важно и знание Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Этот закон регулирует отношения между создателем того или иного произведения (авторами) и людьми, использующими его для чего-либо. Авторские права распространяются на произведения, существующие в письменной, устной, звуко- и видеозаписи и др. Официальные документы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектами авторского права.

Практикум: А теперь вашему вниманию отрывок из книги В. Аграновского «Вторая древнейшая».

«Некоторое время назад "Комсомольская правда" опубликовала мой очерк "Искатели" [6]. В нем шла речь о молодом инженере-конструкторе Анатолии Пуголовкине, работающем на заводе имени Лихачева. Два "подвала", по-газетному - "распашка", примерно строк семьсот. С момента публикации минуло полтора года, и вот однажды кто-то присылает мне из Белоруссии республиканскую молодежную газету с очерком "Начало". В нем шла речь о конкретном человеке, молодом инженере-исследователе Минского автозавода Василии Дыбале. У меня в очерке: "Через какое-то время Анатолий Пуголовкин вызовет у потомков не меньший интерес, чем тот, который испытываем мы сами к рядовым представителям прошлых поколений. Внукам и правнукам тоже захочется знать, как он выглядел, о чем думал, как работал, какие пел песни и какие строил планы..." Очерк "Начало" имел такое вступление: "Возможно, через какое-то время Василий Дыбаль вызовет у потомков не меньший интерес, чем тот, который испытываем мы сами к рядовым представителям прошлых поколений. Внукам и правнукам тоже захочется знать, как он выглядел, о чем думал, как работал, какие пел песни и какие строил планы..."

Ну ладно, бывают совпадения. Смотрю дальше. Мой очерк разбит на маленькие главки: "Внешний вид", "Черты его характера", "Образ его мышления", "Как он работает", "Его духовный мир" и т. д. "Начало" также состоит из небольших главок: "Внешний вид", "Черты его характера", "Образ его мышления"... Ну что ж, и такое возможно. А посмотрю-ка, что "внутри" материала, - ведь герои-то разные! Читаю и не верю своим глазам. У меня: "Было время, Анатолий Пуголовкин думал, что от него и от таких, как он, ничего не зависит..." В очерке "Начало": "Было время, Василий Дыбаль думал, что от него и от таких, как он, ничего не зависит..." У меня: "А читает Анатолий, честно говоря, мало. Разумеется, газеты, журналы - это да. А книги редко: нет времени. Но если уж читает, то отдает предпочтение документальной прозе, а не "бытовому роману", делая исключение только для классиков". В "Начале": "А читает Василий, честно говоря, маловато. Разумеется, газеты, журналы - это да. А книги редко: нет времени. Но если уж читает, то отдает предпочтение документальной прозе..."

Вопрос: Какой закон нарушил белорусский журналист? (Дети отвечают, что закон об авторстве)

Слово учителя: Верно. И не только. Еще журналист преступил этические нормы профессионального сообщества. Аграновский продолжает:

«Короче, чистый плагиат - очень редкий в документалистике. Только другая фамилия реально существующего человека, а все остальное - слово в слово. Разные герои, а все у них одинаково, одно и то же читают, одно и то же едят, озабочены одними проблемами, успехи одни и те же, говорят одинаковые слова и думают тютелька в тютельку. При этом автор "Начала" не боится не только самого плагиата, но, вероятно, и разоблачения - ни с моей стороны, ни даже со стороны Василия Дыбаля и его ближайшего окружения!»

Учитель: Скажите, как бы вы как авторы поступили в данной ситуации? (Школьники высказываются: кто-то утвердится во мнении, что следует наказать плагиатчика, в кто-то, может быть, наоборот, ответит, что не стоит связываться – времени-то прошло немало.)

Учитель: А вот Аграновский поступил так:

«Мне бы гордиться: и я сподобился, вышел в классики, если цитируют. А тут еще в одном уважаемом издании, прослышав о случае редкого плагиата, предлагают публично "пригвоздить" автора "Начала". Я же не только сам отказался писать разоблачение, но и другим запретил. Потому что не гордиться мне нужно, а краснеть: написал своего героя так, что получился не образ, а костюм, пригодный на любую фигуру. Выходит, не заметил я в Анатолии Пуголовкине ничего такого, что "не налезало" бы на Василия Дыбаля...». Это к слову о таланте журналиста, о котором речь пойдет позже.

Журналистам при выполнении своих обязанностей нередко приходится сталкиваться с ущемлением своих прав. Однако порой они и сами нарушают закон, как мы видели из примера. Фонд защиты гласности тщательно отслеживает и те и другие случаи и ведет в журнале «Журналист» рубрику под названием «Хроника беззакония».

Приведем примеры из выпусков «Журналиста» на сайте www.journalist-virt.ru (просмотреть номера «Журналиста» «Хронику беззакония»).

Задание: А теперь найдите в «Хронике беззакония» сайта «Журналист» случаи нарушения, которые допускают сами журналисты.

Учитель: Как вы считаете, всю ли информацию, которую добывает журналист, можно распространять?

Учитель: Конечно, нет. В журналистской среде существуют еще и нормы профессиональной этики.

Этику не нарушаем

Профессиональная этика журналиста – это не зафиксированные юридически, но принятые в журналистском сообществе моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. Главные ее регуляторы – чувство долга и ответственности, которые выражаются в таких базовых принципах, как правдивость, объективность, гуманизм, народность, демократизм.

Считается, что первые профессиональные этические кодексы журналистов появились в 20-е годы прошлого века. Они создаются для того, чтобы пополнить существующие законодательные документы.

К основным этическим требованиям относятся недопустимость искажения фактов, слов, событий; вторжения в частную жизнь, профессиональные тайны людей без их ведома и согласия; распространения приватных сведений и конфиденциальных источников; присвоения права говорить от имени других людей; провокационных сообщений.

Один из главных критериев работы журналиста «не навреди» своему персонажу. И еще: неэтично выбирать героями своих материалов близких родственников. Неэтично, когда средства массовой информации поливают грязью публичных людей или друг друга, дабы повысить свой рейтинг. Если ваш респондент не дает согласие на обнародование полученной вами информации, вы не должны этого делать. Если вас просят не указывать на источник информации, журналист обычно выбирает формулировку типа «по словам одного из сотрудников» или как «Хронограф», «…». (Школьникам раздается «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»)

Задание (в портфолио): разработать собственный кодекс журналиста школьного СМИ (в помощь школьникам можно предложить материалы сетевого ресурса https://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm). Принести газету и журнал.

Занятие 3.

Тема: «Они такие разные. Средства массовой информации» (15 мин.) (Приложение 3)

Вопрос: Какие СМИ вы знаете? (Как правило, девятиклассники называют все виды СМИ. Задача учителя расширить знания школьников о средствах массовой информации.)

Слово учителя: Все СМИ делятся на два вида – прессу и электронные.

Пресса – газеты и журналы – отличается тем, что рассчитана на визуальное восприятие информации. Главное ее достоинство – возможность прочтения материалов в любой удобный момент, возможность быстрого, обзорного ознакомления с материалами. Тексты можно перечитывать по нескольку раз. Печатные СМИ воздействуют на аудиторию с помощью визуальных образов, поэтому в них широко используется фотография, карикатура, графика и другие элементы оформления.

Газеты и журналы различаются по характеру предоставляемой информации и внешним признакам.

Газета (от венец. gazetta – венецианская разменная монета) – периодическое издание, цель которого – оперативно передавать информацию о событиях общественно-политической, культурной, спортивной и иных сфер жизни. Газеты могут быть разной периодичности: от ежедневных до одного-двух раз в месяц. Они имеют разные форматы и тиражи.

Журнал (от лат. diurnalis – ежедневный) предназначен для оперативного освещения хода событий. Перед журналом стоит задача анализа фактов, выявление причинно-следственных отношений между ними, на основе чего создается целостная картина действительности. Внешне журнал отличается тем, что должен быть сброшюрован и иметь обложку.

Электронные СМИ: радио, телевидение, сетевые издания.

Радио: информация рассчитана на аудиальное восприятие. Радио оперативнее печатных СМИ, поскольку имеет возможность мгновенно передавать информацию в эфир, в т.ч. и с места событий. Преимущество – использование в эфире различных звуков, с помощью специально подобранной музыки воздействовать на слушателей, формировать определенное настроение.

Телевидение – самое распространенное сегодня СМИ, т.к. объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации. На телевидении можно создать «эффект присутствия» на месте событий.

Общий минус радио и телевидения – необходимость аудитории подстраиваться под сетку вещания и невозможность просмотра и прослушивания передач без надлежащих условий (электроэнергия, приемники, телевизор).

Электронные СМИ возникли в глобальной сети. Особенность – получать аудиовизуальную и текстовую информацию одновременно, оперативность. Недостаток – для просмотра и прочтения необходим компьютер, подключенный к интернету.

Электронная пресса делится на «клоны», «гибриды», «оригиналы». И у каждого СМИ есть своя аудитория, для которой оно работает.

Практикум:

1) Используя материалы сайта «1 сентября» https://festival.1september.ru/articles/310091/, определите, какие виды школьной газеты могут выходить в нашей школе; подберите возможную тему номера к каждому виду.

2) Создание презентации-анализа любого СМИ по заданному плану: тип издания, периодичность, тираж, рубрикатор, тематика, целевая аудитория. (Пример презентации Приложение 4)

Рефлексия: просмотр презентаций, обсуждение наиболее удачных находок, креативного подхода, советы по исправлению недочетов (неполноты информации, формулировок и т.п.)

Тема: «Структура редакции и распределение функций в ней» (Приложение 3)

- Следующее наше занятие пройдет в форме экскурсии. Мы посетим редакцию телеканала «КТВ-Луч». Поэтому мы предварительно должны познакомиться со структурой редакции и распределением функций в ней. Это и есть наша следующая тема.

- Нажмите ссылку https://festival.1september.ru/articles/310091/. Определите и начертите в тетрадях структуру редакции школьной газеты.

Информация для учителя: редакция газеты – это сложная система, от слаженной работы которой зависит успешность самого издания. В редакции работают специалисты разных направлений, и каждый из них занимает определенную должность.

Главный редактор – руководитель газеты, журнала, теле- или радиоканала организует и контролирует работу в редакции и соответственно несет ответственность за все. В его функции входят забота о материально-технической базе, организация творческого процесса, налаживание связей редакции с читателями и собственно редактирование, творческая деятельность. В журналистской среде говорят: «Каков редактор – такова и газета».

Заместитель главного редактора – второе лицо в редакции. В крупных редакциях заместителей может быть два, три и больше. Если заместителей несколько, между ними распределяются функции, например: одни – по творческой части, второй – по рекламе, третий – по административным вопросам и т.д. Такое распределение обязанностей связано с особенностями периодического издания.

В редакционную коллегию входят руководители редакционного коллектива: главред, его заместители, ответственный секретарь, заведующие (редакторы) отделов, в некоторых изданиях и ведущие журналисты. Редколлегия создается для того, чтобы коллективно обсуждать и принимать решения по важнейшим редакционным вопросам, будь то публикация в номере сенсационного расследования, которое может иметь далекие последствия, или переход на новые расчеты заработной платы.

В последнее время в редакциях появилась новая должность – креативный директор. В обязанности человека, занимающего эту должность, входит создание и сохранение творческого «лица» газеты, ее своеобразия.

Ответственный секретарь выполняет функции оперативного руководства газетой. Вся текущая деятельность по планированию работы редакции (ежедневному, недельному, месячному, годовому) и контролю за выпуском газеты лежит на нем. В его обязанности входит также руководство работой корреспондентов, фотографов, художников, организация и координация работы творческих и технических отделов редакции и т.д.

В небольших газетах штат секретариата зачастую ограничивается ответственным секретарем, в больших, наоборот, он очень представителен: у ответственного секретаря есть ряд заместителей, каждый из которых занимается организацией деятельности своего направления (н-р, выпуска тематических страниц).

Редакция, как правило, подразделяется на отделы, которые освещают какие-то отдельные сферы общественной жизни. В газете универсальной тематики это могут быть отделы экономики, политики, образования, культуры, спорта и т.д. В крупных редакциях отделы могут быть разделены на подотделы. Количество сотрудников в отделах варьируется в зависимости от штата редакции и концепции издания. В одном издании в отделе политики могут быть 1-2 человека, в другом – несколько десятков человек. Если газета выходит в агараном регионе, скорее всего, у нее будет соответствующий отдел. Если молодежные проблемы не рассматриваются как отдельный аспект деятельности издания, соответственно и отдела такого не будет.

Отделы и подотделы – это основная творческая часть редакции, где работают непосредственно журналисты и художники. В отделах обрабатываются материалы внештатных авторов и собственных корреспондентов, письма читателей.

Основную работу по поиску и предоставлению информации в редакции выполняют корреспонденты. Специальный корреспондент – это журналист высочайшего класса, которому доверяют самые сложные и ответственные задания. Такой журналист должен обладать аналитическим умом, быть оперативным и мобильным. Специального корреспондента называют разъездным.

Собственный корреспондент – это журналист, который постоянно находится в каком-либо регионе, представляя там свою газету, с одной стороны, а с другой – представляя этот регион в своем издании или программе.

Системный администратор не имеет к журналистике прямого отношения. Современные редакции оснащены компьютерной техникой, за которой нужно постоянно следить, устранять неисправности. Кроме того, системный администратор обеспечивает безопасность компьютерной сети и выполняет сугубо технические обязанности.

Составлением страниц (полос) газеты определенного размера из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом с помощью специальных компьютерных программ занимаются верстальщики. Они соединяют журналистские тексты и элементы оформления в единое целое, создавая тем самым газетную полосу.

Телевизионная редакция не может существовать, без перечисленных работников редактората и творческой части редакции и еще без операторов, режиссеров, звукорежиссеров, стилистов, ответственных за компьютерное оформление и за декорации в студии, осветителей и т.д.

Конечно, в каждом издании или телепрограмме своя структура редакции, но наиболее важные сотрудники – редакторы и журналисты – присутствуют обязательно. Однако помните, какой бы совершенной и профессиональной не была структура редакции, она будет малофункциональной, если коллектив не представляет собой слаженного механизма. Недаром одним из профессиональных качеств журналиста (впрочем, как других работников редакции) мы называли умение работать в команде.

Каждый сотрудник должен отчетливо осознавать, что он является частью команды, а для этого необходимо научиться сочетать свободу с дисциплиной. Без свободы невозможен творческий процесс, без дисциплины нельзя наладить работу.

Практикум: конечным результатом наших занятий должен стать выпуск номера школьной газеты. Поэтому, следуя правилам производства, из нашей группы мы создадим редакцию. И сейчас мы выберем с вами редакторат, творческих работников и технических исполнителей номера.

Домашнее задание: подготовить вопросы для работников редакции «КТВ-Луч»

Занятие 4. ПРАКТИКУМ.

«Лучше один раз увидеть»

Экскурсия в редакцию одного из городских СМИ. (Об этом – репортаж в школьный номер газеты.)

Цель – показать вживую работу редакции, дать возможность школьникам как можно больше узнать о работе журналиста от профессионалов.

Рефлексия: Что вам понравилось во время экскурсии? Какие вопросы были наиболее удачными? Узнали ли вы что-то новое для себя? Насколько теперь профессия журналиста стала для вас привлекательной? Или вы предпочитаете оставаться зрителями и читателями?

(Приложение 5)

 

Список используемой литературы

1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)

2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.

3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс https://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)

4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс

https://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

5. В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. – М.: изд-во «Правда», 1964.

6. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967.

7. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

8. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс https://planetahr.ru/publication/2019)

9. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.

10. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

11. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

12. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

13. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

14. Материалы журнала «Журналист».

15. Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс https://www.psiholognew.com/igra01.html)

16. Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс https://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)

17. Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс https://festival.1september.ru/articles/310091/)

18. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

19. Фильм «В журналисты я пойду, пусть меня научат» (Снято: г. Сызрань, ОУ СОШ №10, 2011 г.)

20. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: