ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС МУЖЕСТВА




ВСЕРОССИЙСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

"МЫ– НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ!"

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС МУЖЕСТВА

«НЕ ЖЕНЩИНЫПРИДУМАЛИ ВОЙНУ»

РАЗРАБОТЧИК: Родина Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы.

 

ЦЕЛЬ: углубление знаний о поэзии, посвященной теме героизма в годы Великой Отечественной войны.

 

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

· узнать о женщинах-поэтах, чьи судьбы и творчество связаны с Великой Отечественной войной;

· познакомиться с произведениями женщин-поэтесс, участников Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать язык художественного произведения, выделять его особенности;
  • работать над развитием речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотическое отношение к прошлому страны;
  • способствовать нравственному развитию учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер или ноутбук, проектор, программа Microsoft Office Power Point 2007 или 2010, авторские презентации

АННОТАЦИЯ: Материал данного урока мужества расширяет представление учащихся о поэтах, чьи судьбы связаны с Великой Отечественной войной.Конспект мероприятия можно использовать во внеклассной работе в школе к Дню Победы, другим памятным датам, также на уроках литературы в 7-11 класса.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

ЭТАП СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Качается рожь несжатая, Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы – девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты – То юность моя в огне… Идут по войне девчата, Похожие на парней. Ю. Друнина, 1942 Слушают строки стихотворения, рассказывают о своих чувствах, вызванных поэтическими строками Ю.Друниной Читает строки стихотворения, предлагает рассказать о том, какие чувства вызвали эти строки
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ МЕРОПРИЯТИЯ Всё самое дорогое и святое, что есть на Земле, связано с женщиной. И неспроста такие важные в жизни каждого человека слова как честь, совесть, слава, победа, война, битва - слова женского рода. Да, «у войны не женское лицо», «не женское это дело - воевать», но если Родина призывает своих «детей» на защиту жизни, любви, свободы, то уже не имеет никакого значения, какого ты пола. Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом, но русские женщины ничем не уступают мужчинам. В период Великой Отечественной Войны в армии служило 800 тысяч женщин, а просилось на фронт ещё больше. Женщина не только была сестрой милосердия, трудилась в тылу, ждала и верила, что близкий человек вернется живым и невредимым, но и наравне с мужчинами шла на врага. Это факты, а за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, искореженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыносимая память военных лет. Жестокая необходимость толкнула её на этот шаг, желание самой защищать Отечество от беспощадного врага, обрушившегося на её землю, её дом, её детей. Священное право! Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы, звучат в бессмертных песнях, смотрят с призывных плакатов того страшного времени. О женщинах, участвующих в Великой Отечественной войне, складывали стихи поэты разных времен, среди них Р. Рождественский «Зенитчицы кричали стреляли...», М. Исаковский. «Русской женщине», И. Уткин «Я видел девочку убитую…», «Сестра» и др. Слушают слова учителя, высказывают свои мнения. Работают со стихотворением М.Исаковского: ...Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета - Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе - волей-неволей - А надо повсюду поспеть; Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь… Рассказывает о важности темы мероприятиях, организует работу по содержанию и поэтическим особенностям стихотворения М.Исаковского
ВЫВОД ПРОБЛЕМЫ Сегодня мы узнаем о тех, кто в годы Великой Отечественной войны воевал с оружием и пером в руках. Перед нами выступят группы ребят, которые расскажут о поэтессах, для которых тема войны стала главной в жизни и творчестве.   Предлагает учащимся по ходу мероприятия заполнить таблицу, посвященную поэтессам-героиням встречи (поэт-факты биографии-строки из стихотворений)
I ГРУППА «ЮЛИЯ ДРУНИНА» Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Отец — историк и педагог Владимир Павлович Друнин, работал учителем истории в 1-й Московской спецшколе ВВС; мать — Матильда Борисовна Друнина, работала в библиотеке и давала уроки музыки. Жили в коммуналке, бедно. С 1931 Юля училась в московской школе № 131, где преподавал её отец. С детства она любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.   После начала Великой Отечественной войны, в семнадцатилетнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне — вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю Великую Отечественную войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило. Оказавшись снова в Москве осенью 1941 года, Юлия Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её отец, была эвакуирована в Сибирь, в Заводоуковск, Тюменской области. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжёлобольного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов. «Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу, как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам…» Учёба в школе стала для Друниной очередным кошмаром — очень «социально неоднородный» коллектив её окружал, да и техническая наука давалась с трудом. Через некоторое время девушкам — младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, всё-таки направят в действующую армию, она спешно нашла своё свидетельство об окончании курсов медсестёр и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта. По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка». 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии: Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но неудачно — её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, её признали годной к строевой службе. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества. В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. В Литературном институте в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым. Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь Елена. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учёбы в институте и закончила его только в 1952 году. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году — стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели».   В 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека». С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980-х. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, — желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане». В августе 1991 года (во время ГКЧП) участвовала в защите Белого Дома. В беседе с одним из депутатов объяснила свой приход желанием защитить Ельцина. Трагически был воспринят Юлией Владимировной развал СССР.   Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 21 ноября 1991 года. Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссёра А. Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «… Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…» Ухожу, нету сил. Лишь издали (Всё ж крещёная!) помолюсь За таких вот, как вы, — за избранных Удержать над обрывом Русь. Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть. Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть!   Рассказывают о биографии Ю.Друниной, читают стихи Я только раз видала рукопашный. Раз - наяву, и сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне… (Ю. Друнина “О войне”, 1944) ************************** Когда, забыв присягу, повернули В бою два автоматчика назад, Догнали их две маленькие пули – Всегда стрелял без промаха комбат. Упали парни, ткнувшись в землю грудью, А он, шатаясь, побежал вперед. За этих двух его лишь тот осудит, Кто никогда не шел на пулемет. Потом в землянке полкового штаба, Бумаги молча взяв у старшины, Писал комбат двум бедным русским бабам, Что... смертью храбрых пали их сыны. И сотни раз письмо читала людям В глухой деревне плачущая мать. За эту ложь комбата кто осудит? Никто его не смеет осуждать! ************************** Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать. ************************** До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла. И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать! — Был и есть у России Вечной прочности вечный запас.    
II ГРУППА «АННА АХМАТОВА» Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. Ольга Берггольц вспоминает об Ахматовой самого начала ленинградской осады: «На линованном листе бумаги, вырванном из конторской книги, написанное под диктовку Анны Андреевны Ахматовой, а затем исправленное ее рукой выступление по радио - на город и на эфир - в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Как я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного Дома, под кленом, воспетым ею в "Поэме без героя". В то же время она писала стихи, пламенные, лаконичные по-ахматовски четверостишия: Вражье знамя Растает, как дым, Правда за нами, И мы победим!" Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях Первый дальнобойный в Ленинграде, Птицы смерти в зените стоят…. Ахматова застала блокаду, она видела первые жестокие удары, нанесенные столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая "Клятва": И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Обратившийся в роковые дни к замученному им народу со словами «Братья и сестры…», тиран понимал, что патриотизм, глубокая духовность и мужество Ахматовой пригодятся России в войне с фашизмом. Стихотворение Ахматовой Мужество было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 Ахматова получила медаль «За оборону Ленинграда». Она не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в течение трех лет в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе. Зная о муках блокадного Ленинграда лишь из рассказов, писем и газет, поэтесса чувствовала себя, однако, обязанной оплакать великие жертвы любимого города. Стихи Ахматовой военного периода лишены картин фронтового героизма, написаны от лица женщины оставшейся в тылу. Сострадание, великая скорбь сочетались в них с призывом к мужеству, гражданской нотой: боль переплавлялась в силу. «Было бы странно назвать Ахматову военным поэтом, – писал Б.Пастернак. – Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности». В ее поэтических посланиях наряду с патетикой, пронизанной горечью и тоской, было много простой человеческой ласки. Таковы, например, ее стихи ленинградским детям, в которых много материнских невыплаканных слез и сострадательной нежности: Постучись кулачком - я открою. Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда... Твоего я не слышала стока, Хлеба ты у меня не просил. Принеси же мне ветку клена Или просто травинок зеленых, Как ты прошлой весной приносил. Принеси же мне горсточку чистой Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы. Постучись кулачком - я открою... Характерно, что в ее военной лирике главенствует широкое и счастливое "мы". "Мы сохраним тебя, русская речь", "мужество нас не покинет", "нам родина пристанище дала"-таких строк, свидетельствующих о новизне мировосприятия Ахматовой и о торжестве народного начала, у нее немало. Многочисленные кровеносные нити родства со страной, прежде громко заявлявшие о себе лишь в отдельные переломные моменты биографии ("Мне голос был. Он звал утешно...", 1917; "Петроград", 1919; "Тот город, мне знакомый с детства...", 1929; "Реквием", 1935-1940), сделались навсегда главными, наиболее дорогими, определяющими и жизнь, и звучание стиха. Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба... Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах И уйти не пускает страх. 28 сентября 1941    
III ГРУППА «ОЛЬГА БЕРГГОЛЬЦ» Берггольц Ольга Фёдоровна, русская и советская поэтесса, родилась 3 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от множества других юношей и девушек в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи "Смена". В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938), молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них. В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь", о чём рассказала в книге "Глубинка" (1932). В это же время Берггольц и Корнилов развелись ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. Тяжелые испытания выпали на долю Ольги Берггольц. В 1937 году ее исключили из партии, а 13 декабря 1938 года и ее обвинили "в связи с врагами народа" и заключили в тюрьму, но 3 июля 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она 197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: "Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи". "В 1939-м я была освобождена", - рассказывала Ольга Федоровна в "Автобиографии", - полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война". Известие о начале войны застало Ольгу Берггольц в Ленинграде. Уже 8 сентября Ленинград был блокирован. Из черных "тарелок" радио звучали патриотические песни, летели в эфир призывы, обращения. Активная пропаганда дикторов оправдала себя. Город не поддался панике. Народ верил в то, что фашисты будут с позором отброшены от стен Ленинграда. Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Ее голос звенел в эфире три с лишним года, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. Ее голос знали, ее выступления ждали. Ее слова, ее стихи входили в замерзшие, мертвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться. Товарищ, нам горькие выпали дни, Грозят небывалые беды, Но мы не забыты с тобой, не одни, - И это уже победа. Можно было подумать, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Федоровна существовала на таком же голодном пайке, как и все горожане. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из блокадного Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер от голода, и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокадном 1942-м она создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: знаменитый "Февральский дневник" и "Ленинградскую поэму". Это была удивительной стойкости женщина. Она не только решила остаться в блокадном городе, она делала все, чтобы поддерживать ленинградцев, не давая пасть духом. В бомбоубежище, в подвале, нагие лампочки горят… Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят… …Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила. Я никогда такой красивой, такой влюбленной не была. Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: "Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу. Да здравствует суровый и спокойный, Глядевший смерти в самое лицо, Удушливое вынесший кольцо, Как человек, как труженик, как воин! Сестра моя, товарищ, друг и брат, - Ведь это мы, крещенные блокадой, Нас вместе называют - Ленинград, И шар земной гордится Ленинградом. О.Ф. Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Строки О.Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют "музой блокадного города", "Мадонной блокады" и просто "нашей Олей"... Ее трагический голос обрел силу в осажденном Ленинграде. "Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом", - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца. БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА (читают стихотврение) Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон - ласточку с письмом в клюве.    
IV ГРУППА «МАРГАРИТА АЛИГЕР» Маргарита Алигер: «Я твердо убеждена в том, что мои книги являются гораздо более подробной и значительной моей биографией, чем все остальное, что я могу о себе рассказать» Маргари́та Ио́сифовна Алиге́р (1915 — 1992) — русская советская поэтесса. Родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович Зейлигер, занимался адвокатской практикой. Маргарита была единственной дочерью в семье. Отец очень любил дочь, а она, по ее словам, «доставляла ему немало огорчений, потому что была отнюдь не примерной девочкой, дружила только с мальчишками, лазила по деревьям, гоняла голубей, хорошо плавала и в любую погоду далеко уплывала в море». Кроме того, отца Маргариты Алигер, страстного любителя музыки, огорчало отсутствие у дочери музыкальных способностей. Он пытался обучить ее музыке, но безрезультатно. Когда Маргарите еще не исполнилось десяти лет, ее отец умер. Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы ее стихотворения. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР. Во время гражданской войны в Испании (1937) четверо поэтов — Е. Долматовский, К. Симонов, М. Матусовский и Алигер сочинили стихотворное послание «героическому испанскому народу». С этого момента на стихи Алигер обратил внимание Сталин, которому они пришлись по вкусу. В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В эти годы Маргарита Алигер написала две свои наиболее известные поэмы: «Твоя победа» и «Зоя». Эти произведения имели различные судьбы и по-разному повлияли на судьбу поэтессы.   В декабре 1941 года в газетах появилось сообщение о казни восемнадцатилетней школьницы Зои Космодемьянской, которая участвовала в партизанской борьбе. Когда Маргарита Алигер собирала материалы и встречалась с родными, друзьями и учителями Зои, она поняла, что не может не написать об этом. По словам Маргариты Алигер, в поэме «Зоя» нет вымысла. Она была написана спустя несколько месяцев после гибели девушки. В поэме «Зоя» Маргарита Алигер писала о том, чем жили люди во время войны с фашизмом, о том, что было важно для всех в эти годы. Когда поэма в очередной раз переиздавалась спустя 25 лет, Маргарите Алигер предложили ее откорректировать, но она отказалась это делать, и первоначальный текст произведения сохранился неизменным в последующих изданиях, которых было множество. В первые дни войны в боях под Ярцево на Смоленщине погиб муж Алигер — композитор Константин Макаров-Ракитин. Его памяти поэтесса посвящает стихотворение «Музыка», одно из наиболее эмоциональных и выразительных в её творчестве. Сама Маргарита в начале Великой Отечественной отправляется в осаждённый Ленинград, где работает военным корреспондентом.   Алигер осуществила переводы с подстрочников около 40 поэтов — с болгарского, грузинского, еврейского (идиш), азербайджанского, украинского, латышского, узбекского, венгерского, литовского, корейского языков.   Трагедии, которые начались еще до войны, преследовали Маргариту Алигер и дальше. Следующим ударом после гибели сына и мужа Маргариты Алигер стало самоубийство А.А. Фадеева, отца ее младшей дочери, который застрелился в 1956 году. В 1974 году скончалась старшая дочь Маргариты Алигер, Татьяна. Ее младшая дочь Мария, которая вышла замуж за иностранца и уехала с мужем в Германию, а затем жила в Лондоне, покончила с собой в октябре 1991 года. Ее тело было привезено в Россию.   Маргарита Алигер пережила всех своих детей. В августе 1992 года она погибла из-за несчастного случая — упала в глубокую канаву поблизости от собственной дачи. Похоронена Маргарита Алигер на кладбище в Переделкино рядом с двумя своими дочерьми.        
ИТОГИ Женщинам-фронтовичкам посвящается Любовь Лодочникова Война и женщина – слова несовместимы, Но жизнь диктует нам свои права. И сколько их, любимых, нежных, милых, Та страшная година унесла. Хрупка, тонка и в самом нижнем чине, Ты на войне творила чудеса. Была поддержкой сильному мужчине, С тобою рядом слабым быть нельзя. Ты сколько сильных вырвала у смерти, Тебя запомнит тот, кого спасла, Мы понимаем, что ты испытала, За что награды Родина дала. Радисткой, санитаркой, партизанкой И лётчицей отважною была. Везде нужна: на суше и на море – Ты шла туда, куда звала страна. Война для всех – суровая година, В тылу, в плену война для всех – война. Мы пропоём тебе отдельно славу: Ты фронтовичкой, смелою была! Сегодня вы узнали о некоторых женских судьбах, связанных с Великой Отечественной войной. Делятся впечатлениями об услышанном и прочитанном, отвечают на вопросы учителя. Знакомят с записями в таблице. Подводит итоги: - какими были судьбы героев сегодняшнего мероприятия? - о чем писали поэтессы в своих стихотворениях? - какой урок могли бы дать нам эти поэты? -чему мы могли бы научиться у них?

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

 

 

 

 

:

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: