В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен
знать/понимать:
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
• использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
• лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
• решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
3 КЛАСС (34 ч)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Ведущая тема года:
ЗЕМЛЯ ДЛЯ ВСЕХ ОДНА, А ИСКУССТВО —
ТАКОЕ РАЗНОЕ
ОСНОВЫХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений в работе:
с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства. Приемы работы раздельным удлиненным мазком (по форме, в разных направлениях, мазки плоские и заостренные). Экспериментирование с цветом: тональная и цветовая гармония при передаче многоцветности, освещения, объема предметов, плавное и ступенчатое растяжение цвета по сухой и сырой бумаге;
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.). Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.
ОСНОВЫНАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда;
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»);
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Композиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
3 КЛАСС (34 ч)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
Ведущая тема года:
ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ, ЧТО НАРОД,
ТО И МАСТЕРСТВО
РАБОТА С БУМАГОЙ
Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой: бумага (ватман, обойная, тонированная) и картон; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы, клей ПВА, проволока); способы технологической обработки бумаги: прокалывание, скручивание; многократное прямолинейное складывание под углом (радиальное) — гофрирование; сквозное вырезывание на многократно сложенной заготовке; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; склеивание; оригами; аппликация; работа по технологической карте; простейшие базовые формы техники оригами (блин, змей, двойной квадрат); чтение условных обозначений (вырезать, сложить и расправить, склеить, складка «молния», повернуть в одной плоскости, перевернуть на другую сторону, выгнуть наружу, вогнуть внутрь, проколоть, подумать). Развитие знаний о культуре работы с бумагой, картоном, готовыми вспомогательными формами; правила организации рабочего места. Приемы выбора бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение разнообразных плоских и объемных изделий из бумаги с помощью приемов складывания, оригами, художественного вырезывания; аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции в технике оригами — колокольчики и птицы; плавающие конструкции по мотивам традиционной русской ладьи; объемное конструирование из полос картона (по мотивам традиционной щепной игрушки); куклы в народных костюмах на основе цилиндра и конуса с деталями в технике многократного прямолинейного складывания под углом, сквозного вырезывания из многократно сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; формирование сложных модулей из бумажной ленты; плетение из полос — «косичка»; аппликация; конструирование с включением готовых вспомогательных форм: сосуды (по мотивам традиционной гжельской майолики); домик для птиц с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам традиционной резьбы по дереву); ларцы-теремки с деталями в технике художественной вырезанки (по мотивам кованого металлического декора); архитектурная постройка — терем (по мотивам традиционной теремной архитектуры);
моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: динамическая игрушка по мотивам традиционной богородской деревянной игрушки;
изготовления изделий из бумаги и картона: поднос (тонкий картон) (по мотивам жостовских традиционных изделий); светец (по мотивам традиционных металлических светцов);
составления декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).
РАБОТА С ТКАНЬЮ
Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — узорных тканых изделий, народного костюма, тамбурной вышивки, лоскутного шитья из полос.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами. Традиционные способы выполнения узорной ткани (сравнение технологий набойки, узорного ткачества, вышивки); производство тканей, переплетение нитей в тканях (полотняное, саржевое, шелковое); нитки для ткачества (сравнение с нитями для шитья и вышивки); инструменты и приспособления для ручного узорного ткачества (дощечки), для набойки (манеры); их устройство, приемы изготовления; приемы декора ткаными и набивными узорами, тамбурной вышивкой предметов быта, народного костюма. Конструирование изделий по технологической карте; организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Узорное ткачество на дощечках — традиционное народное искусство и ремесло. Красота и практическое назначение тканых изделий (пояса-обереги). Цветовая гамма, форма и ритм узоров тканых поясов в северном и южном народном костюме. Устройство и приемы изготовления приспособления для узорного ткачества — дощечек. Выбор материалов: толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные). Освоение простейшего приема ткачества поясов из нитей 2—3 цветов на двух дощечках. Изготовление пояса или закладки. Оформление изделия кисточками и помпонами;
ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России. Изделия народных мастеров родного края. Традиционная вышивка тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»); мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Оформление краев салфетки бахромой;
ознакомления с лоскутной техникой. Лоскутное шитье — традиционный вид домашнего рукоделия в разных регионах России; использование различных техник лоскутного шитья в творчестве современных мастеров. Цветовая гармония, символика цвета и технологические приемы выполнения квадратов-модулей. Лоскутное шитье из полос (способы «изба», «колодец»). Приемы выделения зрительного центра, достижения эффекта объема в лоскутном квадрате-модуле. Конструирование салфетки, прихватки или лоскутного коврика (коллективное панно) из квадратов-модулей на основе традиционных мотивов «колодец» или «изба». Соединение деталей при помощи шва «за иголку», окантовка края изделия прямой тесьмой;
ознакомления с искусством текстильного коллажа. Выбор материалов для коллажа. Приемы проектирования многоцветной композиции из лоскута в технике коллажа из набивных тканей (коллективного панно). Использование лент, тесьмы и других материалов для оформления панно на тему «Мое лето».
РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, фигурных сосудов скопинских мастеров.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Сравнение свойств различных пластичных материалов; современный пластичный материал — пластика, ее свойства, приемы работы с пластикой; приспособления для лепки из пласта — готовые формы (пластиковые баночки, стаканчики); приемы раскатывания пласта глины, разметки деталей с помощью прокатывания и отпечатывания готовой формы; выполнение сосуда сложной формы путем соединения нескольких частей; способы декора сосуда-образа; приемы украшения сосудов-образов лепным декором (декоративными налепами, отпечатками); организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование творческого опыта в процессе конструирования из пластичных материалов: сосуды-образы по мотивам скопинской керамики на основе изученных приемов лепки.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки. Коврики-циновки в творчестве народных мастеров России, Японии, Вьетнама, Китая, Киргизии. Изделия из бересты народных мастеров северных областей России и Сибири: кузовки, корзинки, туеса, хлебницы, обувь, украшения.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Овладение приемами обработки природных материалов: подготовка соломы, травы, бересты к конструированию и плетению. Соломка (блеск, теплый цвет, легкость), ее свойства (гибкость, пластичность); стебли трав как материал для конструирования бытовых изделий и украшений; береста как материал для плетения, ее свойства (гибкость, пластичность, прочность). Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Организация рабочего места; предварительное планирование работы по технологической карте; сотрудничество при выполнении коллективных работ; самоконтроль, самостоятельная оценка работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
художественной обработки бересты. Приемы выполнения объемных бусинок из бересты способами складывания и плетения. Варианты конструирования украшений из заготовленных берестяных бусинок;
художественной обработки соломки. Салфетка из соломки (стеблей травы). Конструирование из природных материалов по мотивам традиционных восточных циновок; декор соломенных ковриков с помощью вышивки на основе шва «вперед иголку». Подвесные объемные украшения (мобили). Проектирование из природных материалов новогодних украшений из соломки по мотивам традиционных рождественских подвесных конструкций способами связывания и нанизывания; приемы конструирования деталей декора из ниток, тесьмы, соломки (солнышки, подвески, кисточки); приемы сборки изделий из соломки способом связывания, приемы выполнения модулей из соломки в форме октаэдра; приемы сборки и декора подвесных конструкций из одного или нескольких модулей; декорирование изделий кистями, подвесками из нитей, кусочками ткани и цветной бумаги.
Примерное планирование уроков
изобразительного искусства
и художественного труда в 3 класс
№ урока ИЗО | Тема урока ИЗО. Вид творческой работы | № урока труда | Тема урока художественного труда. Вид творческой работы |
I четверть. Уроки 1—8 | |||
Тема четверти: Земля одна, а цветы на ней разные | Тема четверти: Всяк молодец на свой образец | ||
Чужие цветы краснее, а свои милее. Цветовые нюансы и контрасты. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь) | Ситцевое многоцветие. Текстильный коллаж | ||
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки. Повтор мотивов традиционных узоров: веточка с листьями и цветок лилии (гуашь) | Жостовские фигурные... Традиционные формы подносов. Конструирование подноса из бумаги (картона). Приемы складывания, симметричного вырезывания, надрезы, клеевое соединение | ||
В жостовском подносе все цветы России. Роспись подноса цветочным узором (гуашь) | Необычные превращения соломки. Конструирование коврика-циновки из соломки по мотивам традиционных изделий народов мира | ||
Каждый художник урожай своей земли хвалит.Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши) | Продолжение темы урока 3. Приемы украшения соломенного коврика цветными нитками | ||
Лети, лети, бумажный змей! Орнамент и форма. Эскиз украшения воздушного змея (материалы по выбору) | Лети, лети, бумажный змей! Конструирование змея из бумаги. Прием симметричного вырезывания, клеевое соединение | ||
Лоскуток к лоскутку. Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика (акварель, гуашь, фломастеры) | Лоскуток к лоскутку.Лоскутное шитье способами «колодец», «изба»: конструирование модулей из полос ткани. Сшивание швом «за иголку». Окантовка изделия прямыми полосками ткани | ||
Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь) | Завершение темы урока 6. Коллективная лоскутная композиция из мотивов-модулей | ||
Гжельская майолика.Растяжение цвета в гжельском мазке. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики | Гжельская майолика.Конструирование из бумаги по мотивам гжельской майолики. Приемы складывания, симметричного и асимметричного вырезывания, склеивания | ||
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: произведения изобразительного искусства:М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмеркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины. Монотипия; И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом; произведения народного декоративно-прикладного искусства:И. Страхов. Осень. Панно. Федоскино; памятники архитектуры — Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы — М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи — Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика. | |||
II четверть, уроки 9—16 | |||
Тема четверти: Что ни город, то норов | Тема четверти: Каждому молодцу ремесло к лицу | ||
Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья: полотенца, причелины; знаки солнца, воды, земли (карандаш, перо) | Теремок для пернатых. Конструирование по мотивам теремной архитектуры из картона и упаковочных коробок. Приемы вырезывания, гофрирования, складывания | ||
Двор что город, изба что терем. Деревянное зодчество России. Изображение терема для сказочных героев (материалы по выбору) | Завершение темы урока 9. Украшение терема подзорами, полотенцами и т. п. Приемы симметричного вырезывания из бумаги | ||
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет. Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах | Красна изба столом да скатертью.Вышивание салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом» | ||
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт из предметов крестьянского быта. Свет и тень (акварель) | Завершение темы урока 11 | ||
Русская зима.Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь) | Куют кузнецы для лучины светцы. Конструирование светца из полос бумаги. Приемы скручивания, складывания, вырезывания, гофрирования, склеивания | ||
Зима не лето, в шубу одета.Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. Эскиз украшения из бисера (материалы по выбору) | Выковал кузнец сказочный ларец. Конструирование из готовых форм (упаковочные коробки). Украшение резным декором | ||
Зима — за морозы, а мы — за праздники.Карнавальное шествие (материалы по выбору) | Рождественские фантазии.Конструирование из соломки объемных конструкций — подвесок на основе октаэдра | ||
Карнавальные фантазии. Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материалы по выбору) | Завершение темы урока 15 | ||
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения изобразительного искусства: А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатерина санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников; произведения народного декоративно-прикладного искусства: Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева. Финифть. Ростов; меховая одежда — Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки — Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия — ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения — «пауки». | |||
III четверть, уроки 17—26 | |||
Тема четверти: В каждом посаде в своем наряде | Тема четверти: Всякий портной на свой покрой | ||
Узоры-обереги в русском народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают народный костюм (фломастеры, цветные карандаши) | Тканые узоры.Ткачество на дощечках. Конструирование дощечек из картона, заправка нитей в дощечки, подготовка уточной нити | ||
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. Эскиз исторического или театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры) | Завершение темы урока 17. Приемы тканья поясов (закладок) способами «к себе», «от себя». Отделка кисточками края тканого изделия | ||
Город белокаменный.Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь) | Город белокаменный.Художественное конструирование из бумаги плоскорельефного панно по мотивам традиционной русской архитектуры | ||
Город белокаменный.Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору) | Завершение темы урока 19 | ||
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция на заданную тему (материалы и техника по выбору) | Защитники земли Русской. Объемное конструирование из бумаги кукол в мужском костюме | ||
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет (материалы и техника по выбору) | Берестяные бусы.Конструирование из бересты (или бумаги) украшения-оберега | ||
Широкая Масленица.Сюжетно-декоративная композиция (обрывная аппликация) | Богородские потехи.Конструирование из бумаги динамической игрушки по мотивам богородской. Приемы симметричного и асимметричного вырезывания, прокалывания, склеивания | ||
Красота и мудрость народной игрушки.Деревянная игрушка. Зарисовки народных деревянных игрушек (материалы и техника по выбору) | Завершение темы урока 23 | ||
25—26 | Герои сказки глазами художника.Декоративно-сюжетная композиция: иллюстрация к сказке в технике бумажной аппликации | 25—26 | Красны девицы.Объемное конструирование из бумаги кукол в народном костюме |
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:
произведения изобразительного искусства:О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж. Эскиз декорации; А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа. Плакат; Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации; М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой; произведения народного декоративно-прикладного искус
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |