Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс




В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
знать/понимать
• значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
• основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешения;
• эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
• названия материалов, ручных инструментов и приспособлений, их назначение; правила безопасности труда и личной гигиены; правила планирования и организации труда;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги (линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
уметь
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
• передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
• составлять композиции с учетом замысла;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные («листок», «травка», «усики», «завиток»);
• решать художественно-трудовые задачи по выполнению изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
• выполнять разметку на бумаге с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани с помощью выкройки;
• конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
• применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
• конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
• выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
• выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
• конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
• пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
• проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• проявления положительного отношения к процессу труда и к результатам своего труда и других людей.

 

2 КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Ведущая тема года:
КАКОГО ЦВЕТА СТРАНА РОДНАЯ

ОСНОВЫХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
Расширение знаний:
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии;
о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
Расширение эстетических представлений:
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).

 

ОСНОВЫНАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
Опыт художественно-творческой деятельности:
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

 

 

2 КЛАСС (34 ч)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Ведущая тема года:
ВСЯКОМУ РУКОДЕЛИЮ ЕСТЬ ПРИМЕНЕНИЕ

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Развитие эстетического восприятия изделий из белой и цветной бумаги, произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с бумагой (ватман) и картоном; свойства бумаги и тонкого картона, их разнообразие; приемы и правила работы с ножницами, шилом; инструменты и материалы для скрепления (ножницы, шило, циркуль; клей ПВА); способы технологической обработки бумаги: многократное прямолинейное складывание — гофрирование; оригами; сквозное вырезывание из вдвое сложенной заготовки; прокалывание; скручивание; формирование модулей из бумажной ленты; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами (катамаран); обозначения (скручивание, гофрирование, прокалывание); работа по технологической карте — чтение обозначений. Развитие знаний о культуре работы с бумагой и картоном; правила организации рабочего места. Выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности); разметка по шаблону, сгибу, готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Приемы соединения деталей из бумаги и картона: склеивание внахлест и в торец; наружное соединение в замок; внутреннее соединение в замок. Освоение приемов работы с бумагой на основе экспериментирования. Симметричное вырезывание, обрывание, сквозное прокалывание, прорезывание — вырезанка. Гофрирование (прямолинейное складывание — дерево, куст, цветок) простейших строений (забор, лестница). Скручивание бумажной ленты в завиток для создания образов зимних деревьев и кустарников, для выполнения декоративных деталей сосудов. Аппликация. Народные декоративные вырезанки. Выполнение декора в технике аппликации (украшение карнавальной шапочки). Знакомство с простейшими базовыми формами техники оригами (треугольник, двойной треугольник, катамаран и др.). Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов оригами (изготовление катамарана); конструирование по мотивам растительных форм (дерево, куст, цветок) простейших строений (забор, лестница); складывание; художественное вырезывание; аппликация; организация рабочего места; работа по технологической карте. Организация выставки творческих работ, коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта в процессе:
конструирования из бумаги. Виды конструирования из бумаги: воздушные конструкции, включающие детали в технике гофрирования (по мотивам традиционных щепных птиц), плавающие конструкции в технике оригами (катамаран); объемное конструирование на основе цилиндра (по мотивам гжельской керамики и изделий Полховского Майдана);
конструирования с включением готовых вспомогательных форм: санки с деталями со сквозным узором;
моделирования из бумаги и готовых вспомогательных форм: ветряки с вращающимися лопастями;
моделирования и конструирования (сгибание, складывание, вырезывание, склеивание) из бумаги, тонкого картона. Создание изделий по образцу, изображению, технологической карте из бумаги, тонкого картона, упаковочных картонных коробок и других материалов на заданную тему («Ветряк дует всяк», «Птица счастья», предметы чайного сервиза «Краски русской зимы» — имитация гжельской керамики, «Русь белокаменная», «Тридцать три богатыря», «Саночки-катаночки», «Игрушки-тарарушки», карнавальный головной убор);
выполнения декоративных композиций: в технике художественной вырезанки (по мотивам народных вырезанок); рельефное панно (по мотивам костюма и снаряжения русских богатырей).

 

РАБОТА С ТКАНЬЮ

Развитие эстетического восприятия изделий из текстильных материалов, произведений народного декоративно-прикладного искусства — тканых изделий, народного костюма, вышивки, лоскутного шитья.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с текстильными материалами.
Материалы и инструменты для шитья, вышивки и ткачества. История возникновения и применения человеком ножниц, игл и других инструментов. Понятие о тканях из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные). Полотняное переплетение в ткани. Разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Многообразие видов ниток для вышивания. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, портновскими булавками. Составление выкройки изделия и выкраивание деталей в разворот. Приемы обработки края изделия (оформление краевым швом). Планирование работы с тканью по технологической карте.
Формирование творческого опыта в процессе ознакомления с традиционным узорным ткачеством. Красота и практическое назначение тканых изделий. Древние приспособления для ткачества и современные ткацкие станки. Узорное ткачество на рамке. Пропорции, ритм, цвет полос и клеток в тканых изделиях. Украшение предметов быта и народной одежды тканым орнаментом (узорное, браное ткачество, узорные половички и коврики мастеров родного края). Приемы изготовления простейшего приспособления для ткачества — рамки из деталей набора «Конструктор» (планки) или из картона, деревянных реек. Конструирование простейшего челнока. Выбор материалов для ткачества: толстые нити для натяжения основы, полосы из ткани или толстые цветные нити (шерстяные, хлопчатобумажные) для переплетения. Освоение простейшего способа ткачества на раме и изготовление тканого коврика (половичка) полотняного переплетения. Украшение готового коврика кистями из ниток, бантиками.
Формирование трудового опыта:
в процессе ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежде. Богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Швы: петельный, стебельчатый, их назначение. Приемы вышивки изделий петельным и стебельчатым швами (сумочка, платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция — монограмма — как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой (стебельчатый шов). Разработка эскиза монограммы, перевод ее на ткань способом «на просвет». Освоение стебельчатого шва (украшающий шов по свободному контуру, по наводу). Отделка краев изделия бахромой, петельным швом;
в процессе ознакомления с лоскутной техникой. Простейшие традиционные композиции в народном творчестве разных регионов России (шитье из полос, квадратов, треугольников). Ритм цвета и силуэтов, тональный и цветовой контраст в традиционных лоскутных изделиях. Приемы кроя и сшивания вручную деталей квадрата-модуля, составление композиции (панно) из квадратов-модулей (мотивы «мельница», «конверт»), изготовление сувениров (салфеток, прихваток и др.). Лоскутная кукла из нескольких деталей, конструирование куклы приемами скручивания, связывания, плетения (кукла-покосница);
в процессе конструирования из ткани: сумочка-кошелек (лакомка). Знакомство с традиционными вариантами конструкции старинных сумочек и кошельков. Современное значение аксессуаров одежды. Выбор формы, размера изделия. Моделирование выкройки на основе технологической карты. Выкраивание сумочки приемом в разворот. Соединение деталей и декорирование изделия с помощью петельного шва (как украшающего). Дополнение конструкции изделия витым шнуром (ремешок), застежкой.

 

РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Развитие эстетического восприятия керамических изделий — произведений народного декоративно-прикладного искусства: гончарных изделий, народной глиняной игрушки, традиционных изразцов.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с глиной (пластилином). Глина как художественный материал. Разновидности глины: белая (каолин), красная, синика. Зависимость приемов обработки глины от ее природных свойств. Организация рабочего места при работе с глиной (пластилином). Инструменты и приспособления. Планирование работы с пластическими материалами по технологической карте и по собственному замыслу.
Формирование трудового опыта в процессе ознакомления:
с народной керамической посудой. Разнообразие, простота, красота и функциональность форм традиционной глиняной посуды: миска, горшок, крынка, кубышка, рукомойник, кувшин-календарь и др. Особенности конструкции глиняной посуды и антропоморфизм (уподобление названий частей сосуда названиям частей человеческого тела): тулово, плечи, горлышко, ручка, носик. Знакомство с работами местных гончаров. Технология лепки жгутиками (круговой налеп) различных вариантов посуды. Освоение способа лепки по мотивам традиционной посуды (горшок, крынка, чашка и др.) способами скатывания, раскатывания (жгутики), кругового налепа, примазывания и заглаживания. Простейшие приемы декора гончарных изделий: печатки, защипы, налепы;
с народной глиняной игрушкой. Знакомство с произведениями филимоновских народных мастеров-игрушечников: форма, пропорции, цветовое решение, орнаментальные мотивы и композиция росписи. Особенности филимоновской глины синики и традиционный способ лепки из целого куска (из жгута). Народная технология лепки филимоновской глиняной игрушки (из целого куска). Приемы лепки: вытягивание, вдавливание, заглаживание. Лепка традиционных образов с передачей своеобразия формы, пропорций, способов работы («Хозяйство деда Филимона»). Роспись игрушки на уроках ИЗО;
с традиционными изразцами. Изразцы — «живые» печные картинки. Печь как украшение интерьера и центр всей семейно-обрядовой жизни человека. Муравленые изразцы, образцы декора, приемы лепки. Мотивы лепного декора муравленых изразцов: птица Сирин, фантастические звери, невиданные цветы. Проектирование фриза, панно или силуэта русской печи из декоративных пластин, украшенных лепным декором по мотивам традиционных муравленых изразцов;
с традиционным печевом. Фигурные, лепные, печатные пряники. Мотивы пряничных узоров. Знакомство с искусством резчиков деревянных пряничных досок. Связь искусства пекарей с традицией русских мастеров резьбы по дереву. Освоение приемов изготовления вырезного пряника: скатывание, сплющивание, вырезание, украшение. Мифологическая основа орнамента печенья-«тетерки». Многообразие элементов орнамента тетерок, варианты соединения элементов в композицию. Освоение приемов лепки: раскатывание, сплющивание, примазывание.

 

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Развитие эстетического восприятия изделий из природных материалов, произведений декоративно-прикладного искусства и народного творчества из бересты, соломки.
Овладение начальными трудовыми знаниями и умениями в работе с природными материалами. Раскрытие художественной выразительности народных изделий, сплетенных из бересты, выполненных из соломки (инкрустация, соломенная игрушка). Знакомство с работами мастеров родного края. Применение природных материалов — бересты и соломки для создания предметов быта, деталей костюма. Основы экологического сбора бересты и соломки. Изготовление и декор изделий с помощью доступных для детей традиционных технологических приемов — инкрустации (соломка), аппликации (листья, семена, ягоды), скручивания и склеивания (береста). Анализ изделий мастеров. Планирование работы по технологической карте.
Формирование трудового опыта:
в процессе выполнения аппликации из листьев, цветов, трав, семян. Создание декоративной композиции по мотивам техники золотого шитья для украшения женского головного убора — симметричного узора с учетом формы основы изделия (панно, головной убор — венец и др.);
в процессе ознакомления с народной игрушкой из природных материалов. Художественное конструирование игрушек из соломы (конь, птица и др.) по мотивам работ народных мастеров (приемы сгибания, скручивания, связывания, плетеный декор);
в процессе знакомства с инкрустацией соломкой. Знакомство с традиционным искусством белорусских мастеров: аппликация и инкрустация изделий соломкой. Подготовка соломки к работе: заготовка, выкраивание деталей геометрической формы, варьирование формы и размеров деталей (полоски, квадраты, прямоугольники, трапеции, треугольники позволяют составить многообразие узоров). Использование природных качеств материала в создании художественного образа: богатство цветовых оттенков, характер поверхности (различное направление волокон, максимально отражающих свет в определенном положении, помогает создать необычный цветовой эффект: золотой, зеленоватый, розовый, серебристый).
Выполнение пластин с геометрическим орнаментом из соломки по мотивам работ кировских и белорусских мастеров для коллективного панно;
в процессе изготовления украшений из бересты. Знакомство с художественными и технологическими свойствами бересты и с использованием ее в работах народных мастеров-берестянщиков. Конструирование украшений (бусы) на основе традиционной технологии.

 

Примерное планирование уроков
изобразительного искусства
и художественного труда во 2 классе

№ урока ИЗО Тема урока ИЗО. Вид творческой работы № урока труда Тема урока художественного труда. Вид творческой работы
I четверть. Уроки 1—8
Тема четверти: Краски родной земли Тема четверти: Земля — источник вдохновения
  Лето в произведениях художников. Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь)   Волшебная глина.Лепка из глины с использованием традиционных приемов изготовления керамических сосудов (крынка, горшок): круговой налеп из жгутиков
  Многоцветие земли в произведениях живописцев. Какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью. Рисование по памяти, по представлению (акварель)   Встречаем золотую осень. Украшение симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев изделий из бумаги, картона: девичий головной убор (венец) или панно
  Палитра и форма сокровищ земли. Украшение девичьих праздничных головных уборов драгоценными самоцветами (акварель)   Золотая соломка.Аппликация из соломки. Украшение изделий геометрическим орнаментом из соломки
  В мастерской мастера-гончара. Тайна рождения древних сосудов. Украшение силуэтов сосудов по мотивам традиционных балхарских и греческих орнаментов   Завершение темы урока 3
  Природные и рукотворные формы в натюрморте. Рисование с натуры натюрморта из 2—3 сосудов (художественные материалы по выбору)   Ветряк дует всяк.Объемное конструирование из бумаги и картона модели ветряка
  Красота родной земли в произведениях графиков. Экспериментирование с графическими материалами. Рисование с натуры крупных цветов (графические материалы)   Завершение темы урока 5
  Осень — пора цветовых контрастов.Экспериментирование с палитрой осенних цветовых контрастов. Изображение фруктов и овощей на основе контрастных цветов (живописные материалы, мозаика из цветной бумаги)   Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек
  Секреты филимоновских узоров. Повтор за мастером элементов филимоновских узоров. Декоративная композиция «Дом деда Филимона» (акварель, гуашь)   Завершение темы урока 7
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: произведения профессионального искусства:А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом; произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
II четверть, уроки 9—16
Тема четверти: Секреты цветов радуги Тема четверти: Не дорог подарок, дорого умение
  Красный-прекрасный. Повтор за мастером знаков-символов природных стихий (цветные карандаши, фломастеры)   В ткацкой мастерской. Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества (ткачество на раме)
  Оттенки красного цвета. Декоративный натюрморт с разными оттенками красного цвета (гуашь, пастель, тушь)   Завершение темы урока 9
  Создание образа с помощью белого и черного цветов. Рисование с натуры стеклянной или хрустальной вазы белой линией, штрихом. Изображение животного черным пятном и белой оживкой   Птица счастья.Объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы-оберега. Приемы многократного прямолинейного складывания (гофрирование) со сквозным вырезанием
  В мастерской художников Гжели. Секрет рождения синей розы. Повтор за мастером гжельского мазка. Украшение гжельской посуды (силуэты) (гуашь)   В мастерской художников Гжели. Объемное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, четырехгранная призма
  В мастерской художников Гжели. Повтор за мастером силуэтов заснеженных деревьев и кустов. Изображение зимнего леса (гуашь)   Завершение темы урока 12
  Маска, кто ты?Изображение разных выражений лица. Веселая маска для новогоднего представления (материалы по выбору)   Маска, кто ты?Конструирование маски по заданным условиям и эскизу. Коллаж (бумага, ткань, природные материалы)
  Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Передача цветом радости зимнего праздника. Рисование с натуры новогодних цветных шаров (акварель, гуашь, пастель)   Пряники на елку. Лепка из теста (глины) по образцу резного пряника с использованием народных традиций
  Русь белокаменная.Чтение композиционных схем храмов на Руси. Изображение белокаменного храма, передача стройности и красоты его пропорций (гуашь, акварель, фломастеры)   Русь белокаменная.Плоское и объемное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной русской храмовой архитектуры (приемы многократного складывания, симметричного силуэтного вырезывания со сквозным декором, прокалывание)
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.; произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.
III четверть, уроки 17—26
Тема четверти: Цвета радости и печали Тема четверти: Всякому времени — свое ремесло
  Какого цвета снег? Зимние пейзажи в произведениях художников. Разбеливание цвета. Изображение зимы как любимого времени года (гуашь)   Родные зимние пейзажи. Объемное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм (русский лес). Приемы скручивания, сгибания, склеивания
  Зимние забавы. Рисование схематических фигурок в движении. Изображение на зимней картине фигурок людей (гуашь, аппликативный материал)   Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани на основе двойного силуэта. Прием симметричного силуэтного вырезания, аппликация
  Искусство украшения изразцами русских храмов и печей. Повтор узора старинного изразца. Вариации по сюжетным или орнаментальным мотивам муравленых изразцов (акварель, белая гуашь)   Завершение темы урока 18
  Печка, печка, расскажи сказку. Иллюстрация к эпизоду сказки, где печь является главным героем (акварель, белая гуашь)   Печка, печка, расскажи сказку. Лепка из глины плоскорельефной пластины-изразца по эскизу
  Русское поле... Доблестные воины в работах народных мастеров и художников. Композиция «Русское поле»: изображение воинов, выступивших в поход на боевых конях; изображение воинских доспехов (материалы по выбору)   Тридцать три богатыря. Объемное художественное конструирование из бумаги образа богатыря с использованием базовой формы — цилиндра
  «А сама-то величава, выступает, будто пава...». Образ русской женщины в искусстве. Изображение женского народного костюма (акварель, гуашь)   Превращение разноцветных лоскутков. Конструирование из ткани прихватки по мотивам традиционного лоскутного шитья из деталей квадратной формы. Приемы заготовки двухцветных модулей-квадратов, изготовление лоскутных мотивов «мельница», «конверт», технология сшивания прихватки с помощью петельного шва
  Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане...» (гуашь, цветные мелки)   Завершение темы урока 22
  Натюрморты с предметами старинного быта.Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта (гуашь, акварель)   Весенняя ярмарка.Конструирование украшений из берестяных полос и деталей треугольной формы


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: