Изменялся ли образ России/ Германии в сознании этого персонажа на протяжении жизни, почему?




ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

"Такие люди как Эрнст Теодорович-надежное средство для восстановления

пошатнувшейся веры в человечество" Марк Галлай, летчик испытатель

Цель написания эссе

На уроке истории преподаватель ознакомил студентов нашей группы с Положением о международном конкурсе "История в биографиях», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 75-летием окончания Второй мировой войны. В ходе обсуждения проблематики конкурса самой сложной задачей представлялось найти общие «места памяти». Ещё труднее оказалось назвать имена людей, судьба которых поможет найти ответы на эти непростые, но чрезвычайно важные проблемы нашей совместной истории. и современных взаимоотношений. Проблема меня заинтересовала. По рекомендации преподавателя с особым интересом прочитал мемуары Кренкеля Э.Т. " RAEМ - мои позывные."

Место и время действия в повествовании Герой моего сочинения родился в императорской России, жил в эпоху первой мировой войны, революционных потрясений и гражданской войны в Советской России, свидетель и участник эпохальных событий в СССР. В своих воспоминаниях Э.Т. Кренкель рассказывает о героических этапах освоения Арктики. Автор книги участвовал в походах напароходах «Сибиряков» и «Челюскин» с О.Ю. Шмидтом и В.И. Ворониным. В 1931г. посетил Германию как участник международной полярной экспедиции, летал на немецком дирижабле «Цеппелин» с Умберто Нобиле, дрейфовал на льдинах с «лагерем Шмидта» и с первой советской станцией «Северный полюс», возглавляемой И.Д. Папаниным, зимовал на маленьких полярных островах. В годы войны отвечал за действие радиосвязи на воздушной трассе Красноярск – Уэлькаль («маршрут Алсиб»), по которой перегонялись в СССР американские самолеты, поставленные по договору ленд-лиза. В 1968 – 1969 годах возглавлял рейс научно исследовательского судна «Профессор Зубов» к Антарктиде.

Историческая личность (Главный персонаж эссе): кто это? О своем происхождении Кренкель писал: «Мои предки пришли в Россию из Германии ещё в екатерининские времена…»[1].

В 1910 году семья переехала в Москву, где отец стал преподавателем в коммерческом училище. Эрнст Кренкель учился в частной гимназии при реформатской церкви, после занятий подрабатывал разносчиком и упаковщиком посылок, занимался расклейкой афиш и объявлений, работал помощником электромонтера, затем учеником в мастерской по ремонту разнообразной техники. В 1921 году Эрнст Кренкель окончил радиокурсы и стал работать на Люберецкой радиостанции, одновременно учась в радиотехникуме. Решив стать судовым радистом, волею случая был принят в качестве радиста в экспедицию, которая следовала из Архангельска к Новой Земле, чтобы сменить зимовщиков на полярной станции в проливе Маточкин Шар. Кренкель провел в Арктике год,

Вернулся в Москву в 1925 году и был призван в армию. Служил в радиотелеграфном батальоне во Владимире. После демобилизации увлекся любительской коротковолновой радиосвязью. В 1927 году снова отправился в качестве радиста на полярную станцию Маточкин Шар. По своей инициативе провел первый в мире эксперимент по сверхдальней радиосвязи на коротких волнах. Затем был радистом в экспедиции гидрографического судна «Таймыр» в Баренцевом море.

С конца 1928 года начал работу в Центральном научно-исследовательском институте связи. Ежегодно участвовал в качестве радиста в полярных экспедициях: в 1928 – на ледокольном пароходе «Георгий Седов», 1929-1930 – на полярной станции в архипелаге Земля Франца-Иосифа, 1931 – на немецком дирижабле «Граф Цеппелин», 1932 – на пароходе «Сибиряков», в 1933 – на дирижабле «В-3». В 1933 – 1934 годах был радистом экспедиции Отто Шмидта на пароходе «Челюскин», в дальнейшем поддерживал радиосвязь ледового лагеря с большой землей. Затем работал на полярной станции на мысе Оловянном на Северной Земле. В 1937 – 1938 году был радистом на первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс». После окончания полярного дрейфа 22 марта 1938 года за мужество и героизм, проявленные в ходе этой экспедиции получил звание Героя Советского Союза. С 1938 года стал начальником управления полярных станций Главсевморпути. С 1948 года был директором московского радиозавода «Волна». С 1951 года он плодотворно работал в НИИ гидрометеорологического приборостроения. В 1968 – 1969 годах возглавлял экспедицию вАнтарктиду. После возвращения был назначен директором НИИ гидрометеорологического приборостроения.

Почему судьба этого персонажа значима для истории российско-германских отношений? Я вижу эту значимость, прежде всего в личности Э.Т.Кренкеля, вобравшей в себя лучшие черты русского и немецкого характера, которые формировались в процессе исторически длительного опыта совместного проживания представителей обоих народов. Многие из немцев "чьи предки пришли в Россию из Германии", внесли достойный вклад в решение проблем, выходящих далеко за пределы одной страны. Активное освоение Советской Арктики в 30-е годы прошлого века яркое тому подтверждение. Неслучайно на жизненном пути моего героя такие неординарные личности: О.Ю.Шмидт, выдающийся ученый, ставший его "духовным отцом"; Ассберг Ф.Ф., один из основателей отечественного дирижаблестроения; Абель Р.И.- знаменитый советский разведчик; Шнейдеров В.А. - известный путешественник, кинодокументалист; Л.Н. Шрадер радистка. В 1931 году, Кренкеля пригласили радистом в состав советско-германской полярной экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин», идея которой принадлежала Фритьофу Нансену. Эрнст Теодорович с честью выдержал испытание. По окончанию экспедиции командир немецкого дирижабля Эккерт в телеграмме, направленной в адрес советского правительства отмечал: "...первая совместная работа русской и немецкой науки в деле исследования Арктики дала прекрасные результаты..."[2]

Думаю, что этот опыт продолжает быть актуальным для наших стран и сегодня. Какую роль герой сыграл в истории России/ Германии Самый известный советский профессиональный радист. Всемирно прославился во время экспедиции челюскинцев и дрейфа станции «Северный Полюс-1». Созданная в районе Северного полюса станция через девять месяцев дрейфа (274 дня) проплыла более 2000 км. С января 1938 года размеры льдины, на которой находились полярники, постоянно уменьшались. Стабильная радиосвязь, которую поддерживал Кренкель, позволила найти дрейфующую льдину и 15 марта 1938 года успешноэвакуировать людей. 12 января 1930 года Эрнст Кренкель установил мировой рекорд дальности радиосвязи. В этот момент он находился на полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа и сумел связаться на коротких волнах с базой Литл-Америка, находившейся на леднике Росса в Антарктиде.

В годы Великой Отечественной войны, начиная с октября 1941 года, руководил работой всех советских полярных станций. В его ведении было и налаживание надёжной радиосвязи вдоль маршрута «АЛСИБ», по которому с октября 1942 по октябрь 1945 года перегоняли с Аляски в Красноярск американские самолёты, поставляемые по ленд-лизу.

За три года по АЛСИБ перегнали почти 8000 машин из 18500 полученных от союзников. Своей роли не афишировал и держался в тени. Метеосводки этих станций сыграли огромную роль в обеспечении движения морских караванов, которые везли стране Ленд-лизовскую помощь. Но, пожалуй, его главная заслуга—это те тысячи радистов в боевых частях и партизанских отрядах, бывшие радиолюбители, которые пришли в эфир с легкой руки Кренкеля. И именно коротковолновики внесли огромный вклад в дело Победы. На мой взгляд это важно. В сентябре 1945 года заместитель начальника Севморпути подполковник Э. Т. Кренкель был награждён медалью «За победу над Германией», а в декабре 1945 года — орденом Красной Звезды «за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны».

Кренкель стал одним из первых радистов, освоивших коротковолновую связь в условиях Арктики. В своих воспоминаниях он писал: "По вечерам я пропадал в эфире, и вскоре появилась куча знакомых во всех странах Европы" (Кренкель.С.181) По моему мнению, это способствовало развитию коммуникации между нашими странами, так как общение радиолюбителей чем - то напоминало современное общение в сети интернет.

Публикация мемуаров Кренкеля Э.Т. «RAEM — мои позывные» дает ценную информацию об истории освоения Арктики и участия в её исследовании ученых Германии советских специалистов в экспедиции 1931 года. Книга содержит любопытные сведения об истории ледокольного флота…"[3]

Изменялся ли образ России/ Германии в сознании этого персонажа на протяжении жизни, почему?

Выскажу своё предположение, которое будет основываться на анализе мемуаров автора. Мой герой-- человек дела, который нашел свое истинное призвание. Его судьба основывается на профессии и глубокой любви к Арктике, а все остальное вторично. Неслучайно для Кренкеля Э.Т. стал черным 1948 год, когда начались гонения на полярников, а Эрнст Теодорович остался без работы. Он тяжело пережил эти годы без эфирного пространства, но по-настоящему вернулся к жизни лишь в1956году, когда снова разрешили выходить в эфир и иметь собственный коротковолновый передатчик. В 1961 он как председатель Федерации радиоспорта вручил Юрию Гагарину диплом за первую радиосвязь Космос-Земля. На мой взгляд, в своих мемуарах он обходит острые проблемы, связанные с политикой. При этом продолжал оставаться патриотом. Отношение к Германии, на мой взгляд, конечно менялось. Одно дело детские воспоминания от первой поездки с родителями в Германию. Другое дело посещение Германии в 1931 году для участия в совместной экспедиции. Кренкель Э.Т. и для себя и для читателей отвечает на вопрос "Почему в Советскую Арктику должен лететь немецкий дирижабль? ни одного дирижабля. Способного лететь в Арктику наша страна еще не имела." в этом уважение к техническим достижениям Германии в конкретный исторический период. С другой стороны, мой герой ставит соей целью "побольше зачерпнуть из сокровищницы чужого опыта"[4]. Это звучит очень актуально и сегодня. В годы Второй мировой войны КренкельЭ.Т. внес достойный вклад в борьбу с германским фашизмом. Своей роли не афишировал и держался в тени. Метеосводки этих станций сыграли огромную роль в обеспечении движения морских караванов, которые везли стране Ленд-лизовскую помощь.

Кренкель в течение многих лет и до конца жизни был председателем Федерации радиоспорта СССР, бессменным председателем Всесоюзного филателистического общества. Это позволяло активно взаимодействовать как с радиолюбителями, так и филателистами зарубежных стран. в том числе и немецкими в ГДР и ФРГ.

Какое значение имеет выбранный персонаж в современной культуре памяти в России/ Германии (есть ли "места памяти"посвященные этому персонажу

Он ушел в мир иной 8 декабря 1971 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле символизирует вырывающийся из Северного полюса радиосигнал сего личным позывным RAEM. Именем Эрнста Кренкеля названы залив у острова Комсомолец в архипелаге Северная Земля, полярная гидрометеорологическая станция на озере Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа), улица в Москве, Центральный радиоклуб, научно-исследовательское морское судно. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска. В честь Кренкеля были выпущены почтовые марки, конверты и специальные почтовые штемпели.


[1]) *RAEM — мои позывные, Кренкель 1973 с. 7

[2]RAEM — мои позывные, Кренкель 1973 с.252

[3]RAEM — мои позывные, Кренкель 1973 с. 188-189

[4]RAEM — мои позывные, Кренкель 1973 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: