Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.
Социальный строй. Общественная организация
Во главе государства стоял царь – верховный правитель, обладающий всей полнотой власти (абсолютная монархия). Особое положение в обществе занимала персидская знать, обладающая огромными богатствами (землями во всех сатрапиях), всевозможными привилегиями и рабами. Труд рабов широко применялся во всех отраслях хозяйства, особенно в строительстве, сельском хозяйстве, ремеслах. В целом же, количество рабов относительно свободных работников в Персии было меньше, чем в других древних империях. Рабы в некоторых правоотношениях выступали наравне со свободными жителями – могли судиться (но не с хозяевами), выступать свидетелями при заключении сделок, давать показания по поводу преступлений.
Долговое рабство в Персии не было распространено, хотя в Египте или Вавилоне можно было оставлять детей в качестве залога. Например, при неуплате долга ребенка можно было обратить в рабство. Зато в Вавилоне, Эламе и Египте нельзя было отдавать жену в залог, а в Египте она еще и пользовалась правом на развод.
Огромную роль в существовании империи играла армия. Ее ядро составляли мидяне и персы, по крайней мере, высшие военные должности принадлежали им. Костяк армии – 10 000 «бессмертных» воинов (знать и царская охрана). Царь одарял своих воинов землей и пока те были в походах, наделы обрабатывались их семьями. Но они должны были платить подати – натуральные и денежные.
Семья у персов была патриархальной. Мужчина имел несколько жен и гарем наложниц. Рождение как можно большего количества детей поощрялось, так как государству нужны были новые воины для укрепления своей власти.
|
Духовная культура
Искусство
Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей. Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством. Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.
|
Религия
Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:
§ Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
§ Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
§ Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
§ Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.
Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.
|
Наука
В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов, Книга чинов, Страны Ирана и Книга Царей. Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.
Литература
1) Бертельс А.Е. Насир и Хосров. М., 1959
2) Ефимов В.А., Расторгуева B.C., Шарова Е.Н. Персидский, таджикский, дари. – В кн.: Основы иранского языкознания. М., 1982
3) Конрад Н.И. О некоторых вопросах истории мировой культуры. Запад и Восток. М., 1972
4) Мошкало В.В. Персидский язык. – В кн.: Языки мира. Иранские языки I. М., 1997