Итальянский футуризм.
Начинается 20 февраля 1909 года – публикация «Манифеста футуризма» Ф.Т. Маринетти в «Figaro».
Филиппо Томмазо Маринетти
1876-1944 гг.
Глава итальянских футуристов, посещал Россию в январе 1914 года. Его визит имел невероятный общественный резонанс.
Маринетти и Россия – целая глава во взаимоотношениях 2х великих культур – России и Италии, не до конца изученная.
Ф.Т. Маринетти был знаком с сочинениями Ф.Ницше, и ницшевское понимание «войны» наложило отпечаток на его роман «Футурист-Мафарка» (1910 год), где «империалистический воин», отправившись в Африку, рождает аэроплан: «Божественность и индивидуальная непрерывность волевого и могущественного духа – вот, что надо интенсивно проявлять, чтобы изменить мир! Вот единственная религия!».
В «Манифесте футуризма» (1909 г.) Маринетти восстает против «пассеистических» ценностей, превознося динамику современной жизни, а также необходимое для ее нагнетания насилие, кульминацией которого должна стать война («… нет шедевра, который не был бы напоен агрессией»; «Искусство может быть лишь насилием, жестокостью и несправедливостью»; «… война – единственная подлинная гигиена мира»).
· Ф.Т. Маринетти провозглашает верлибр;
· Итальянский футуризм характеризует агрессия и эстетика разрушения (антидекаданс);
· является первым структурированным авангардом в Италии и, может быть, во всей Европе;
· Главное для футуризма – техника.
Знаковые произведения:
1) «Занг-тум-тум» Филиппо Томмазо Маринетти
2) «Осада Константинополя»
(https://ponjatija.ru/node/10645)
Декаданс — особое восприятие, чувствование окружающего мира, вылившееся в то или иное упадническое состояние и преобладающее в определенных общественных кругах.
Декадентство — художественное направление в искусстве (на рубеже XIX-XX вв.), оказавшее непосредственное влияние и на литературу. В основе эстетики декадентства лежит особое мировидение и чувствование, опирающееся на сознательный уход от действительности, на настроение уныния, упадка, отчасти пессимизма, обращение к миру внутренних переживаний и представлений, а также к мотивам фантазийным, причудливым, неясным и т.п. К образцам литературы декадентства относят некоторые произведения таких авторов, как П. Верлен, Ш. Бодлер, Ф. Кафка, О. Уайльд и др.
Писатели итальянского футуризма:
1) Л. Фольгоре;
2) А. Палаццески;
3) А. София.
Английский имажизм.
Символизм, во многом послуживший величиной, от которой отталкивались (и с которой одновременно сохраняли связь) Аполлинер и его соратники, стал некой точкой отсчёта для поэтического имажизма. Его сторонники мечтали о самодостаточном лаконичном образе (англ. imagine; отсюда и название) и о свободном стихе как средстве постижения «хаотичного мира».
Сам термин «имажизм» получил распространение после изданием Эзры Пануда в Англии антологии «Имажисты» (Des Imagistes: An Anthology, 1914), содержавшую помимо его собственных стихов лирику Р. Олдингтона, Х.Д. (Х. Дулитл), Э. Лоуэлл, У.К. Уильямса, Дж. Джойса, Ф.М. Форда и других поэтов.
В итоге имажизм настаивал на:
1) устрожении стиха;
2) концентрированности образов, в основу которых положено визуальное начало.
Обобщённые требования к поэзии (в предисловии Р. Олдингтона к «Некоторым поэтам-имажистам»:
1) поиск точного слова (принцип Эзра Паунда);
2) использование лексики обыденной речи;
3) отказ от «декоративных» словесных украшательств (Т.Э. Хьюм);
4) создавать в стихах образ, образ конкретного предмета, демонстрировать один объект со всех сторон;
5) творить ясную и жёсткую позицию;
6) считать концентрацию сущностью поэзии.
Томас Эрнест Хьюм
1883-1917 гг.
На имажизм повлияла «неоклассическая» эстетика творчества, сформулированная английским поэтом, эссеистом, теоретиком искусства, а также переводчиком «Размышлений о насилии» Сореля Томасом Эрнестом Хьюмом. В своих эссе он обличал «вялый романтизм» современного поэтического языка и требовал его кардинального обновления. Романтизм и «романтика» сравнивались Хьюмом с «разжиженной религией», которая относится к человеку как к «бездонному резервуару возможностей», способных проявиться на ниве как разрушения цементирующего общество порядка, так и ничем не ограниченного самовыражения.
Классицизм же и «классика», напротив, считая индивидуум существо греховным, исходят из того, что достоинство поэзии пропорционально пониманию её «погрешностей», которые могут быть преодолены лишь тем, у кого имеется представление о каноне, «традиции».
В книге «Размышления» (Speculations, 1926), опубликованной посмертно – Хьюм погиб на фронте, – он отстаивает искусство чистых форм в противовес «романтической» бесформенности импрессионизма. Свою иератическую концепцию искусства он противопоставлял также просвещенческому рационализму.
Эзра Паунд
1885-1972 гг.
Зачинатель и один из основных теоретиков этого англо-американского движения – американский поэт Эзра Паунд. В 1908-1920 годах он жил в Лондоне и, находясь в гуще новейших литературных исканий, контактировал с У.Б. Йейтсом, Ф.М. Фордом, У. Льюисом, Дж. Джойсом, Р. Олдингтоном, членами группы «Блумсбери», множеством других авторов.
Эзра Паунд видел в имажизме «воссоздание интеллектуально-эмоционального единства в данный момент времени».
В эссе «Несколько «нельзя» имажиста» (A Few Don’ts of an Imagiste, 1913) он изложил 3 существенных принципа имажистской эстетики:
1) прямое обращение к «предмету» без деления на субъективность и объективность видения;
2) отказ от слов, не имеющих прямого отношения к предмету;
3) сочинение стиха «в соответствии со звучание музыкальной фразы, а не стуком метронома».
По мнению Э. Паунда, имажизм предусматривал употребление слов, призванных не описывать, создавать «декор», а выражать. Поэтам предоставлялась полная свобода в выборе и темы, и ее ритмически-словесного ряда (мог быть заимствован из современной разговорной речи, как правило, сжатой, лаконичной, энергичной). Верлибр Паундом не навязывался, но поощрялся.
· По мнению имажистов, в поэзии «новые формы» означают «новое конкретное содержание».
3 этапа развития имажизма:
1) Возникновение и начальный этап развития – 1908-1909 гг. Лондон, заседания литераторов «Клуба поэтов» - Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Хильда Дулитл, Фрэнк Стюарт Флинт (англичане и американцы) – под руководством философа-бергсонианца и поэта Томаса Эрнста Хьюма. Ф.С. Флинту принадлежит один из первых манифестов имажизма. Обсуждали вопросы философии, эстетики, политики, экономики, литературы, особенно современной поэзии – труды Т.Э. Хьюма («Размышления» (1924), «Заметки о языке и стиле» (1929).