Пишем сжатое изложение по тексту
демонстрационного варианта КИМ ОГЭ
По русскому языку
Часть 1
Задание 1. Сжатое изложение
Формулировка задания
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Путевые заметки
Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.
В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Вдали чернели избы и стройными силуэтами поднимались верхушки старинных деревянных церквей. Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.
Чем запомнился этот праздник? Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.
|
(По В.В. Суслову) 186 слов
Критерии оценивания сжатого изложения на максимальный балл (7баллов)
ИК1 Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы – 2 балла
ИК2 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста – 3 балла
ИК3 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 балла
Образец рассуждения
В ходе первого прослушивания записываем на черновике ключевые слова. Во время паузы составляем план текста, оставляя значительные пробелы между его пунктами:
1. Путешествие по окрестным сёлам Архангельска.
2. Праздничный день.
3. Чем запомнился праздник.
В ходе второго прослушивания, используя различные сокращения и пиктограммы, фиксируем в оставленных пробелах значимую информацию: словосочетания, ключевые фразы.
Создаём связный текст по абзацам, соответствующим микротемам.
Изложение пишем от того лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.
Определяем микротему первого абзаца: Из Архангельска я отправился по окрестным сёлам, чтобы исследовать древнюю деревянную архитектуру северных окраин России, но мне довелось познакомиться ещё и с картиной народной жизни.
|
Первое предложение оставляем без изменений: Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Второе предложение упрощаем, заменяя придаточное распространённым дополнением: Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры, которая представляла главную цель моего путешествия по северным окраинам России. В третьем предложении исключаем несущественную информацию: Благодаря находившемуся при мне фотоаппарату я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Последние два предложения сокращаем, используя исключение и упрощение, составляем из них одно: Но в этом путешествии мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей. Передо мною развернулась целая картина народной жизни.
Так выглядит первый абзац: Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры северных окраин России. Я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей, но и картиной народной жизни.
Определяем микротему второго абзаца: Когда я приехал в одно из сёл в праздничный день, то увидел на улице много народа: нарядные девушки водили хороводы, прохаживались пары, веселились ребятишки.
В первом предложении исключаем уточняющие определения: В одно из сёл я приехал в праздничный день, тёплый и ясный. Второе предложениесокращаем, исключаянесущественнуюинформацию: На празднике было много народа, красиво расположившегося отдельными группами: тут медленно вёлся хоровод девушек в жемчужных головных уборах, в парчовых и шёлковых платьях; там виднелись толпы парней с девушками, они медленно прохаживались, взявшись за руки, вперёд и назад, распевая громкие песни. Третье предложение исключаем. В четвёртом предложении исключаемнесущественнуюинформацию и используем приём обобщения, заменяя однородные члены обобщающим словом «разные»: Казалось, вся картина жила одним временем, и стройный вид её перебивался только толпами весёлых детей, сновавших то в ту, то в другую сторону.
|
Так выглядит второй абзац: В одно из сёл я приехал в праздничный день. На улице было много народа: нарядные девушки водили хороводы, пары прохаживались, взявшись за руки, и распевали громкие песни. Толпы весёлых детей сновали в разные стороны.
Определяем микротему третьего абзаца: Особое значение празднику придавали скромность людей, их сердечное и уважительное отношение друг к другу.
Первое предложение оставляем без изменений: Чем запомнился этот праздник? Второе предложение даёт ответ на риторический вопрос, его сокращаем, исключаянесущественнуюинформацию: Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность, во всём этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу. Также используем приём упрощения, разделив сложное предложение на два простых.
Так выглядит третий абзац: Чем запомнился этот праздник? Скромностью людей, их красивыми лицами, низкими поклонами. В этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.
Таким образом, исходный текст сжат со 186 слов до 99 с использованием трёх приёмов компрессии (исключения, упрощения и обобщения).
Вариант сжатого изложения
Возвратившись в Архангельск, я отправился на лошадях по окрестным сёлам. Здесь начались мои исследования древней деревянной архитектуры северных окраин России. Я сделал много фотографий древних церквей, различных старинных вещей. Мне довелось познакомиться не только с устройством домов и церквей, но и картиной народной жизни.
В одно из сёл я приехал в праздничный день. На улице было много народа: нарядные девушки водили хороводы, пары прохаживались, взявшись за руки, и распевали громкие песни. Толпы весёлых детей сновали в разные стороны.
Чем запомнился этот праздник? Скромностью людей, их красивыми лицами, низкими поклонами. В этом чувствовались сердечность, сдержанность и уважение друг к другу.
Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов. Нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого на максимальный балл (10 баллов)
ГК1 Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки – 2 балла
ГК2 Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла
ГК3 Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка – 2 балла
ГК4 Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок – 2 балла
ФК1 Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении
терминов нет - 2 балла