Истоки и принципы немецкой классической философии.




Введение

Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

Культурно-антропологические идеи немецкой классической философии изначально исходила из идеи преобразования мира, которое рассматривала исключительно в культурной и духовной плоскости. Утверждая, что никакие материальные и экономические перевороты не будут иметь успеха, пока не произойдёт переворот в сознании. Это направление потому и вызывает интерес, что направлено на разумное познание культурной действительности.

Актуальность немецкой классической философии в том, что она легла в основу популярных современных философских направлений - прагматизма и экзистенциализма. Исследование идеи о человеке поможет развитии задач философской антропологии в выяснении структуры человека и раскрытия сущности человеческого начала, т.е. в ответе на вопрос: «Что такое человек?».

Цель работы – охарактеризовать культурно-антропологические идеи немецкой классической философии в эволюции воззрений ее ведущих представителей.

Названная цель включает в себя характеристику основных положений учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, Шиллера и другие – с учетом неоднозначности и даже противоречивости этих учений.

Указанная цель определяет ряд задач, решение которых необходимо для ее достижения:

- исторические предпосылки становления немецкой классической философии,

- истоки и принципы немецкой классической философии,

- влияние экономического и политического развития страны на философские мысли,

- культурно-антропологические идеи основных представителей в немецкой классической философии.

Таким образом, предметом изучения является освещение основных культурно-антропологических идей немецкой классической философии.

Объект изучения – теории ведущих представителей данной философской школы. Среди основных источников - труды названных философов: Коллективная монография под редакцией Р.А. Бурханова (Немецкая философия конца IX – первой половины XX века. - Екб.: Изд-во Урал. 2002.); Нарский И.С. (Кант. - М.: «Мысль», 1976.); Гулыга А.В. (Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001.); Шичалина Ю.А. (История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). — М.: «Греко-латинский кабинет»-R. 1996.). Данной тематикой занимались исследователи: Собрание сочинений И. Канта (Критика телеологической способности суждений. В 6 т. - Т. 6. - М., 1966.); Шелер М. (Философское мировоззрение. - М.: Издательство «Гнозис», 1994.); Кант И. (Критика практического разума // Кант И. Соч. в 6т. Т.3. - М., 1966.); Гегель, Г.В.Ф. (Философия права [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Д.А. Керимова, В.С. Нерсесянца. – М.: Мысль, 1990.); Кант И. (Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.).

Апробация работы – использование культурно-антропологических идей немецких философов в курсах истории антропологии и этнологии, для переосмысления и дальнейшего развития антропологии и этнологии.

 

 

Глава 1 Исторические предпосылки становления немецкой классической философии.

Истоки и принципы немецкой классической философии.

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII века и имевшего другим своим проявлением классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих фон Шиллер, Генрих Гейне. Союз поэтов и философов был тогда крепким как никогда. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Понятие «немецкая классическая философия», введенное Фридрихом Энгельсом, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями: Иммануила Канта (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872), Фридрих Шиллер (1759-1805).

Становление немецкой классической философии происходило в период глубоких изменений в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства. Вслед за мировоззренческой революцией Просвещения произошла имевшая мировой резонанс Великая французская революция (1789-1794). Затем серия буржуазно-демократических революций, которые в 1848-1849 гг. прокатились по Европе. Это время отмечено переменами в науке (главным образом в естествознании), острейшей борьбой свободомыслия с религией[1].

Основанием немецкой классической философии послужили работы И. Канта в 1780-е и 1790-е гг. Это направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Несмотря на то, что каждый из названных выше мыслителей удивительно своеобразен, можно говорить о немецкой классической философии как о едином, целостном образовании, поскольку ее отличает приверженность к ряду общих принципов:

1. Философов, причисляемых к немецкой классической философии, объединяет сходное понимание роли философии в истории человечества и культуры. Они считали, что философия призвана критически осмысливать историю человечества.

2. В философских системах немецких мыслителей была разработана целостная, диалектическая концепция развития, позволяющая исследовать все сферы человеческой жизни.

3. Для немецкой классической философии характерен научно-теоретический подход к исследованию истории, отказ от ее интуитивного постижения. Философы пытались выделить закономерности исторического развития, которые понимали, как принципы исторической «разумности».

Возникновение и дальнейшее развитие этой философской школы связано с тем, что в конце XVIII – первой половине XIX века был создан преемственный ряд философских систем. Для этих систем характерно:

а) обращение к диалектической традиции;

б) осуществление перехода от субъективного идеализма к объективному и отрицание последнего с позиции антропологического материализма;

в) критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научного знания;

г) создание трансцендентальной логики и диалектической логики на базе соответствующих категориальных каркасов;

д) обращение к истории как объекту философского анализа;

е) обращение к проблемам права и «гражданского общества»[2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: