Кино, когда преодолена всеобщая безграмотность




Для того, чтобы создать привлекательный образ Германии, стоящей на страже Европы, нацистский пропагандистский аппарат предпринимал многочисленные усилия для пропаганды мощи и единства национал-социалистического государства. Главными направлениями здесь стали кинематограф, спорт и пропаганда военных достижений.

Нацистский кинематограф развивался стремительно и под особым контролем НСДАП и Министерства пропаганды Геббельса. Посещаемость кинематографа с 1933 по 1942 (год, когда в Германии война еще не ощущалась как катастрофа) возросла в 4 раза. Объединения кинематографов принесли присягу Гитлеру уже в 1934 году. Был принят Закон Рейха о кино, в котором указывалось, что перед съемками сценарий необходимо передать для цензуры соответствующему Совету Рейха. Геббельс лично читал сценарии и просматривал отснятые материалы.

Известен курьезный случай, когда Геббельс, просмотрев фильм о больничной истории, бросил торопливо несколько фраз о том, что фильмы про врачей всем надоели. Помощнику послышалось, что Геббельсу надоели серьезные фильмы. В результате в 1943 году Министерство пропаганды получило уйму сценариев водевилей и прочих комедий.

Однако в целом, германский кинематограф, особенно в его наиболее выдающихся и важных работах, успешно выполнял пропагандистскую роль. Здесь необходимо сказать о фильмах Лени Рифеншталь.

Фильм "Триумф воли", 1934 год. О собрании в Нюрнберге нацистской партии. Документальное кино, доведенное до блеска и отлакированное таким образом, что смотрится художественным. Открывается фильм сценой прилета гитлеровских бомбардировщиков, на одном из которых прилетает фюрер. Затем демонстрируется ликующий город, наводненный толпами нацистов. Апогеем является выступление самого Гитлера. Этот фильм был важен и для внутренней аудитории, как показывающий единство нации и вождя, и для аудитории внешней, так как демонстрировал мощь Гитлера, поддержку его политики народом, а также готовность немцев встать в строй, так как коллективистские и квазиармейские нотки в фашистских перформансах имеют особое значение. Также немаловажным фактом пропаганды является и то, что Гитлер прибыл в Нюрнберг "с неба". Мало кто из тогдашних политиков рисковал доверить свою безопасность самолету.

Фильм "Олимпия", 1937 год. Повествует об олимпиаде в Берлине в 1936 году. Является составной частью пропагандистских усилий нацистов по популяризации спорта и собственных достижений в спорте. Достаточно сказать, что впервые в Берлине было организовано прямое радиовещания о событиях Олимпиады. Ранее работа репортеров заключалась исключительно в передаче текстов в газеты почтой или по телеграфу для зачитывания по собственным радио постфактум. Геббельс лично организовывал работу радиоцентра, лично разрешал вопросы иностранных корреспондентов, обеспечивал им беспрепятственную работу. Многие журналисты уехали из Германии, очарованные как нацистским режимом, как успехами германского спорта, так и Геббельсом лично.

Отмечу, что для формирования позитивного имиджа Германии в дни проведения Олимпиады была полностью прекращена антисемитская пропаганда, были убраны надписи и плакаты с сегрегационным содержанием, были запрещены продажи газет антисемитского содержания.

Успехи немецкого спорта были несомненны. Лени Рифеншталь было о чем снимать кино. Третий рейх доминировал на XI Олимпиаде, заняв 1 место с 89 медалями, из которых 33 были золотые. На втором месте были США с 24 медалями из золота и общим багажом в 56 медалей. На третьем месте была Венгрия, существенно отставшая от лидеров. Несмотря на лидерство немцев, пощечиной Гитлеру стало лидерство американского атлета Джесси Оуэнса, чернокожего, завоевавшего сразу 4 золотые медали. Гитлер с презрением покинул стадион во время выступления Оуэнса. Естественно, этот кадр не вошел в фильм "Олимпия". Однако выдающимся моментом в фильме стала церемония открытия - огонь был доставлен из Олимпии бегунами. Зажжение олимпийского огня было снято очень эффектно. Фильм "Олимпия" получил гран-при и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, главный приз Венецианского кинофестиваля за лучший фильм; также призы в Швеции и Греции в 1938 году и множество других наград.

Основная аудитория фильма - иностранные зрители. Главный мессидж - демонстрация мощи немецких спортсменов. Спорт - мерило качества подготовки военных в то время. И поэтому успех нацистов в спорте рассматривался как свидетельство высокого человеческого капитала, способного к ведению агрессивной войны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: