Тема: Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Задание 1
1. В силу ч. 2 ст. 21 УПК в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, совершившего преступление.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе проверять исполнение федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях" на прокуроров возложена обязанность: осуществлять надзор за состоянием регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлениях не реже двух раз в неделю; изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы проверок и давать письменные указания, подлежащие исполнению (п. 4.4). Приказом Генерального прокурора от 05.09.2011 № 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" на прокуроров возложена обязанность с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу (п. 1.4).
|
Если преступление обнаружено прокурором, то он решает вопрос о передаче материалов по подследственности в орган дознания или предварительного следствия. Передача материалов прокурорской проверки осуществляется на основании постановления прокурора.
Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется органом дознания по поручению прокурора.
По окончании предварительной проверки орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь при наличии повода и основания возбуждают уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК) и копию постановления направляют прокурору. Согласия прокурора на возбуждение уголовного дела не требуется. Исключение составляют случаи возбуждения уголовных дел частного обвинения начальником подразделения дознания или дознавателем, когда лицо находится в зависимом состоянии или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы. В этих случаях уголовное дело возбуждается начальником подразделения дознания либо дознавателем с согласия прокурора (ч. 4 ст. 20, ч. 2 ст. 401 УПК).
По уголовным делам частно-публичного обвинения дознание не проводится. Уголовные дела частно-публичного обвинения подследственны следователю Следственного комитета РФ.
При отказе в возбуждении уголовного дела копия постановления следователем или дознавателем в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору. Приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 на прокурора возложена обязанность проверять законность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента их поступления в прокуратуру (п. 4.3).
|
Признав постановление следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным, прокурор выносит постановление и вместе с материалами предварительной проверки направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене незаконного постановления следователя. Незаконное постановление органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор отменяет самостоятельно. Вынесенное прокурором постановление и материалы предварительной проверки направляются начальнику органа (подразделения) дознания для исполнения.
2. Основные элементы организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия – это сбор и анализ информации, прогнозирование и планирование, контроль исполнения, распределение обязанностей, методическая работа, выявление и распространение положительного опыта.
Применительно к организации надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия прогнозирование имеет целью обеспечение такого состояния надзора, при котором будут сведены к минимуму нарушения норм уголовно-процессуального закона прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе досудебного производства по уголовному делу, поскольку полное искоренение подобных нарушений представляется недостижимой целью в силу множества различных факторов, в том числе и социального характера.
|
Планированию работы по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия должно предшествовать прогнозирование. Именно при планировании, независимо от срока плана, важно располагать информацией о качестве предварительного расследования, соблюдении сроков предварительного следствия и дознания, состоянии ведомственного процессуального контроля, мерах прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального закона, выполнении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений закона, а также информацией о будущем возможном состоянии надзора на данном направлении прокурорской деятельности, т.е. прогнозом.
В органах прокуратуры применяются три вида планов: перспективные (на год и более), текущие (полугодовые, квартальные и месячные), краткосрочные (недельные, ежедневные).
На основе полугодовых планов строится работа Генпрокуратуры РФ и ее подразделений, а также прокуратур регионального звена.
Мероприятия, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, включаются в общий план работы прокуратуры па определенный срок. Кроме должностных лиц, ответственных за выполнение каждого планового мероприятия, обязательно должны определяться конкретные сроки исполнения и предполагаемая форма реализации результатов мероприятия.
На сегодняшний день весьма актуальны и вопросы организации рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. В приказе от 01.11.2011 № 373 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" Генпрокурор РФ предлагает не реже одного раза в полугодие анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц о нарушении их прав, а результаты анализа использовать для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.
В Генпрокуратуре РФ надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия возложен на Главное управление по надзору за следствием, а надзор за процессуальной деятельностью органов дознания – на Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью. Кроме того, имеются специализированные управления, осуществляющие надзор за расследованием преступлений органами ФСБ России, таможенными органами и органами внутренних дел на транспорте, расследованием преступлений коррупционной направленности, а также за расследованием особо важных дел.
Наибольший объем работы по непосредственному осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия выполняется прокуратурами районного уровня.
Важным элементом организации работы является анализ преступности и деятельности поднадзорных правоохранительных органов по противодействию ей.
Контроль исполнения также является одним из основных элементов организации работы. Основная форма контроля – проверка. Применяются также представление письменных отчетов, докладных, заслушивания на оперативных совещаниях разного уровня.
В случае согласия прокурора с принятым решением по результатам изучения уголовного дела составляется заключение, подлинник которого помещается в надзорное производство, а копия с делом возвращается по принадлежности.
3. Надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и преследования прокурор осуществляет как по жалобам лиц, заинтересованных в продолжении уголовного преследования лиц, так и при их отсутствии. Дознаватель не вправе без согласия прокурора прекратить уголовное преследование по так называемым не реабилитирующим основаниям, предусмотренным ст. 25, 28 и 28.1 УПК РФ, т.е. в связи с примирением обвиняемого с потерпевшим, деятельным раскаянием обвиняемого, возмещением им в полном объеме ущерба, причиненного уклонением от уплаты налогов, а также обратиться в суд с ходатайством о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с возможностью его исправления без применения уголовного наказания.
Прокурор обязан ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел и (или) уголовного преследования. Признав постановление дознавателя, а также следователя и руководителя следственного органа – о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии со ст. 214 УПК РФ отменяет его своим мотивированным постановлением, которое вместе с материалами уголовного дела направляет руководителю следственного органа, дознавателю для продолжения расследования.
Обнаружив признаки состава преступления в действиях должностных лиц органа расследования, прокурор обязан вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в соответствующий следственный орган Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании этого должностного лица.
Надзор за соблюдением прав участников процесса при окончании предварительного расследования особенно актуален в случае завершения уголовного дела решением о его направлении в суд. Окончание предварительного расследования направлением дела в суд – важный, самостоятельный и ответственный этап досудебного производства, в ходе которого следователь совершает комплекс процессуальных действий, сущность которых заключается именно в обеспечении права обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика на их ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Необходимость наличия этого этапа обусловлена тем, что поскольку расследование закончено, следователь уже не может сохранять его результаты в тайне от обвиняемого и защитника, а они, впервые ознакомившись со всеми материалами уголовного дела, получают возможность оценить полноту проведенного предварительного расследования с точки зрения защиты. Фактически на этом этапе обвинительная власть в первый раз представляет результаты предварительного расследования своему процессуальному оппоненту, который вправе подвергнуть их пристрастному критическому анализу. Этот момент важен не только для обвиняемого, перед которым обвинитель раскрывает карты, показывая доказательства, с помощью которых он намерен изобличать его в суде, но и для самого обвинителя, поскольку он получает критическую оценку своих доказательств и имеет возможность восполнить пробелы расследования.
Начало данного этапа оформляется составлением протокола объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 217 УПК РФ, а завершается – составлением протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.
По результатам ознакомления с материалами уголовного дела названные участники уголовного процесса вправе завить ходатайства о дополнении предварительного следствия.
Определение формы предстоящего судебного разбирательства, а также необходимости проведения предварительного слушания. Поэтому на следователя возлагается обязанность разъяснить обвиняемому в совершении одного из преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, право быть судимым судом с участием присяжных заседателей, а обвиняемому в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, – коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемый вправе заявить ходатайства о проведении предварительного слушания для рассмотрения ходатайства об исключении доказательств, о прекращении уголовного дела, подать жалобы на нарушения закона при проведении предварительного расследования, которые исключают возможность постановления судом законного приговора или вынесения иного законного решения (ст. 237 УПК РФ).
Затем следователь составляет обвинительное заключение.
Особенностью окончания дознания является предоставление обвиняемому, потерпевшему материалов уголовного дела уже после составления обвинительного акта, однако объем их прав не может быть меньшим, чем по делам, расследование по которым проводилось в форме предварительного следствия. Прежде чем материалы уголовного дела с обвинительным актом будут переданы прокурору, дознаватель обеспечивает права участников уголовного процесса так же, как это делает следователь: составляет протоколы их ознакомления с материалами уголовного дела, разрешает ходатайства, разъясняет право на предварительное слушание и вынесение приговора в особом порядке.
Наиболее частые причины ограничения прав участников уголовного процесса на этапе окончания предварительного расследования – это недостаток времени для ознакомления с делом и удовлетворения ходатайств, что чаще всего является результатом неэффективной организации труда, когда возможности своевременного продления срока следствия или дознания упущены или исчерпаны.
Задачи:
6 задача: прокурор должен проверить исполнение требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о данном преступлении.
Затем осуществляет надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного расследования и своевременного принятия процессуальных решений по уголовным делам.
Надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в стадии предварительного расследования прокурор постоянно осуществляет посредством анализа направляемых ему копий постановлений, отражающих решения следователя на основных этапах предварительного следствия.
Общие полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве определяются ст.37 УПК РФ.
14 задача: формами прокурорского реагирования на нарушения законов при производстве следственных действий являются: требование об устранении нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК); постановление о признании доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 88 УПК).
Прокурор должен вернуть уголовное дело в следственный орган для дополнительного следствия без утверждения обвинительного заключения с перечислением допущенных по нему процессуальных недостатков при производстве следственных действий, с дачей следователю письменного указания о мерах, которые необходимо принять для их устранения. Следует допросить следователя об обстоятельствах проведенных им «допросов» и при этом разъяснить ему позицию допрошенных понятых.
Тема: Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Вопросы:
3. С термином «координация» тесно связано другое, более широкое понятие — «взаимодействие», которое нередко употребляется наряду с координационной, но по содержанию включающее в себя другой подход. Любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия участников, однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер.
Координация строится на основе соблюдения законности, равенства всех участников деятельности: при постановке вопросов, внесении предложений; при разработке рекомендаций и мероприятий, самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий; при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий. Координационная деятельность проводится гласно, в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства РФ о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. Ответственность за выполнение согласованных решений несет руководитель каждого правоохранительного органа.
Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов, устранение дублирования и параллелизма в работе, разработку и согласованность их действий по своевременному выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Координационная деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пре- сечения преступлений. Результатом таких действий становится выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью, разработка совместно с другими государственными органами, научными учреждениями мероприятий по предупреждению преступлений, иных правонарушений, подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности, совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступными проявлениями.
Основными формами координации являются (перечень этот не является исчерпывающим):
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению; взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций; оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью; издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем, иных организационно-распорядительных документов; выпуск совместных бюллетеней (сборников) и других информационных изданий; разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности; совместное проведение проверок соблюдения законов; совместная разработка предложений для включения в региональные программы борьбы с преступностью.
4. Участники координационной деятельности определены Законом о прокуратуре. Согласно ст. 8 к ним относятся Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, являющиеся координаторами деятельности по борьбе с преступностью, а также органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы таможенной службы. Однако этот перечень не является исчерпывающим, поскольку круг государственных органов, осуществляющих правоохранительные функции, гораздо шире и включает Федеральную службу исполнения наказания, Федеральную службу судебных приставов, федеральные органы государственной охраны, Федеральную противопожарную службу МЧС России, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание.
В определенных ситуациях к охране общественного порядка и проведению операций по борьбе с преступностью могут привлекаться воинские подразделения Министерства обороны РФ. И в этих случаях командиры соответствующих воинских подразделений
А также прокуроры, руководители соответствующих правоохранительных органов субъектов РФ, входящих в федеральный округ.
На уровне субъектов РФ прокурор соответствующего субъекта РФ.
На местном уровне органы правоохраны на территории района, города, осуществляет прокурор района (города).
5. Генеральному прокурору Российской Федерации, прокурору республики в составе Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в пределах своей компетенции. Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов или иных нормативных правовых актов к любому правомочному органу или должностному лицу.
ФЗ «О прокуратуре РФ»
Задачи:
2. Действия прокурора правомерны. (ст. 41.7. и 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей.
14. Прокурор уполномочен вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; по основаниям, установленным законом, возбудить производство об административном правонарушении, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса об осуществлении уголовного преследования. (ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Да, органы прокуратуры наделены правом законодательной инициативы. (ст. 9 Закона)
15. Прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования общественных отношений актом.